Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

ЕВРЕИ НА «ТИТАНИКЕ»

Как спасались и погибали еврейские пассажиры злополучного рейса

Ровно 20 лет назад, 19 декабря 1997 года в США на экраны вышел «Титаник» Джеймса Кэмерона. Фильм получил одиннадцать «Оскаров» и четыре Золотых глобуса, а песня «My heart will go on» сделала канадскую певицу Селин Дион звездой мирового масштаба. Сегодня мы вспомним евреев «Титаника» — но не тех, кто стоял за грандиозным кинопроектом, а тех, кто выжил и погиб в грандиозной катастрофе.

Гибель огромного океанского лайнера, похоронившего вместе с собой от 1400 до 1517 человек в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, стала самой крупной и известной транспортной катастрофой в истории. Так как «Титаник» считался кораблем эмигрантов, трагедия стала по-настоящему международной.

Те, кто выжил

Точное число евреев, плывших на «Титанике», невозможно установить. Национальность определяли уже после гибели корабля, просто по созвучию фамилий с типично еврейскими. К примеру, многие из пассажиров третьего класса попали на корабль с фальшивыми документами, так как часто это был единственный шанс выехать из Российской империи.

Достоверно известны истории спасения двух из 27 выживших евреев, плывших третьим классом.

Уроженец Лондона 20-летний Гершен Коэн, увидев, что корабль вот-вот затонет, прыгнул в воду и смог доплыть до спасательной шлюпки. Благодаря ему и еще одному мужчине шлюпка успела отплыть на безопасное расстояние от воронки, которую образовывал идущий на дно лайнер.




Абрахам Джозеф Хайман


34-летний Абрахам Джозеф Хайман, управляющий лавкой в Манчестере, был отмечен в журнале пассажиров как «изготовитель рам для картин». В спасении Хаймана было больше банального желания выжить и холодного самообладания, чем героизма. По его же словам, когда он попал на палубу, там было настоящее столпотворение и полнейший хаос — люди дрались и толкались. Воспользовавшись неразберихой, он просто сел в шлюпку и стал ждать. Остальных мужчин, пытавшихся сделать то же самое, когда экипаж вернул контроль над ситуацией, не пустили. По прибытии в Штаты он дал несколько интервью, после вернулся в Манчестер и на деньги, полученные в качестве компенсации за несчастный случай, открыл небольшой кошерный гастроном, быстро став местной знаменитостью. Гастроном и даже семью Абрахама Хаймана так в итоге и называли — Titanics. Основанная им компания до сих пор использует фото Абрахама и изображение печально известного корабля в качестве своих отличительных знаков.

Так как Хайман был пассажиром третьего класса, его спасение считалось чудом и не вызывало вопросов. А вот Адольф Заальфельд, создатель парфюмов из Британии, подвергся огромному порицанию в обществе — он, джентельмен, путешествовал первым классом и «малодушно посмел» воспользовался возможностью спастись.

Те, кто погиб




Бенджамин Гуггенхайм


Банкир-миллионер Бенджамин Гуггенхаймотказался от спасательного жилета и места в лодке, мотивировав свое решение тем, что ни одна женщина не должна погибнуть из-за его трусости. По одной версии он остался помогать команде рассаживать пассажиров по спасательным лодкам, по другой — попросил бренди и спокойно выпил его со своим батлером Виктором Гиглио, заявив, что «они готовы пойти ко дну как джентльмены». Его тело не нашли, а значит он, как и большинство погибших в ту ночь евреев, не был похоронен согласно традициям.

В фильме «Титаник» есть кадры, которые кратко пересказывают историю Исидора и Иды Штраус, пожилых пассажиров первого класса и состоятельных владельцев известного универмага Macy’s. Ида Штраус отказалась спасаться без мужа — и они погибли вместе, согласно воспоминаниям очевидцев, держась за руки и оставаясь на палубе до самого конца. Об этой паре, а в особенности о мужестве и силе любви Иды Штраус впоследствии были написаны стихи, песни и даже книга. Заметки с фотографиями Штраусов напечатали чуть ли не все еврейские газеты того времени.

История евреев на «Титанике» показывает, что человека стоит оценивать в первую очередь по личным убеждениям и масштабу личности, а не национальной принадлежности. Кто-то считает трусостью спасаться за счет женщин, кто-то проявляет больше стойкости, чем четверть экипажа, и остается с любимым мужем до конца. Кто-то совершает отчаянный и смелый поступок, спасая себя и других, а кто-то, ускользнув от верной гибели, делает бизнес и процветает благодаря интересу людей к трагедии.

Потери, которых можно было избежать

Есть мнение, что приказ капитана сажать в шлюпки сначала женщин и детей погубил почти столько же людей, сколько удалось спасти. Первые шлюпки уходили полупустыми, в них из мужчин были только члены экипажа, которые вообще не имели права покидать судно. Многие из них, вероятно, понимали, что при недостатке спасательных средств у них нет другого шанса на спасение. После гибели «Титаника» нормы безопасности для плавучих транспортных средств пересмотрели и количество спасательных средств начали рассчитывать исходя из количества пассажиров, а не тоннажа судна.


Александра Баглай
Tags: #jewish, История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments