?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Город «ду киюм» – необыкновенная Хайфа - relevant



Израиль – это страна общин. Религиозных, национальных, земляческих... В каждом городе, в каждом уголке - своеобразие, красота, история, противостояние и попытки жить в мире.

Наступают праздники конца года – у евреев, христиан и мусульман. В канун этих праздников мы отправились в Хайфу – город, где сплетаются народы и религии Святой Земли.

Израиль – это страна общин. Религиозных, национальных, земляческих… И каждая из них живет в своем мире, а когда эти миры сталкиваются – часто происходят совсем не радужные встречи.

Но есть одно исключение – место, где два народа не просто живут рядом или вместе, а где они учатся и умеют находить общий язык. Это Хайфа. Город сосуществования двух народов на иврите называемом «ду киюм», хотя здесь живут не просто евреи и арабы – тут есть и арабы-мусульмане, и арабы-христиане, и арабы-ахмадиты, центр религии Бахаи, много тут и репатриантов из стран бывшего СССР. Именно туда мы отправились посмотреть, как живут вместе те, кому это не очень удается это в других местах. Ведь если тут смогли – значит и в других местах есть шанс.

Наш путь начался  в районе Эйн а-Ям – источник моря, так поэтически назвали его евреи. Раньше он назывался Вади эль Джамаль. Вади – это сухое русло – такие тянутся с горы Кармель вниз, и вдоль них издавна селились люди. Всего их 6: три спускаются к востоку, а три — на запад, к морю. Название Вади эль Джамаль можно перевести как «русло верблюда» или красивое русло.

Город «ду киюм» – необыкновенная Хайфа - relevant

Район возник в 20-е годы ХХ века. После Войны за независимость местные арабы покинули район, и в 50-е годы сюда были поселены евреи-репатрианты из стран Магриба. Затем к жителям присоединились арабы, перебравшиеся из галилейских сел, а в 90-е — и наши репатрианты из Большой алии. В районе существует общинный центр, где евреи и арабы вместе встречаются и заботятся о своем районе: проводят экскурсии для гостей, приглашают в свои дома на обед и даже растят органические овощи в общем огороде.

Прямо у подножия холма, на котором расположен район, находится место, с которого и  началась Хайфа — Тель-Шикмона, что в переводе значит Холм сикомор.

Сейчас здесь находится парк Шикмона с променадом вдоль моря и велотреком.

В 1 веке до н.э. это место уже называлось Шикмона и было еврейским поселением. И во времена Талмуда здесь было большое еврейское поселение. Крестоносцы построили на месте Шикмоны крупный портовый город.

В 1963 году на Тель-Шикмоне начались археологические раскопки. Археологи нашли руины древнего города. Их глазам предстали строения еще 16 века до н.э., т.е. эпохи бронзы, когда тут жили хананеи.

Возобновившиеся недавно в Шикмоне раскопки обнаружили много мозаичных полов, ткацкие и другие ремесленные мастерские.

Находки из Шикмоны экспонируются в Хайфском Музее искусств.

Напротив самого холма расположены погребальные пещеры древних жителей города. А возле Тель-Шикмоны – Институт океанографии.

В этом же районе располагается также ближневосточный центр движения ахмадитов, прибывших сюда в 19 века из Индии, одновременно с бахаями, прибывшими из Персии (Ирана). Это мусульмане, которых другие мусульмане считают еретиками за признание еще одного пророка после Мухаммада, и которые сами считают еретиками других мусульман за неприятие их пророка Ахмада. Но тут, в Хайфе, люди стараются не враждовать, а напротив –найти общий язык.

Обратимся немного к истории Хайфы.

В 1948 году тут проживало 60 тыс. евреев и столько же арабов. Это был последний оплот британской империи, куда стягивались все ее войска и ресурсы перед отправкой на родину в 47-48 годах, и потому, когда по всей стране уже бушевала война, тут сохранялся островок мира. Уходя, англичане передали власть ХАГАНе, и арабы покинули город. Осталось всего 2 тыс. человек. Однако затем в город стали приезжать арабы из окрестных деревень, привлеченные его центральным положением в экономике севера страны. Вернулась также некоторая часть покинувших его беженцев, находившихся некоторое время в Нацерете и Галилее. И сегодня 10% населения Хайфы составляют арабы.

Стоит вспомнить, что до 1966 года израильские арабы жили под военным управлением – его отменяли постепенно, начиная с 50-х, в больших городах раньше – в деревнях позже, но в Хайфе его не было никогда.

Гуляя по улицам Эйн а-Ям, мы видели самый обычный район любого израильского города. Не как в Иерусалиме, где еврейские кварталы разительно отличаются от арабских – никак нельзя было угадать, кто где живет. Это был не богатый и не бедный район. Обычный, нормальный, мирный. «Ду киюм».

Город «ду киюм» – необыкновенная Хайфа - relevant

Затем мы направились в центр города, где вовсю уже начали готовиться к праздникам конца года – Рождеству, Хануке и Ид-аль-Фитр. Но в Хайфе ведь все особенно – тут существует еще Хаг а-хагим – праздник праздников, когда отмечают вместе все три праздника трех основных религий города.

Дальнейший маршрут привел нас в Вади Ниснас — район, который превратился в символ содружества и сотрудничества между евреями и арабами в Хайфе.

Слово «ниснас» по-арабски означает «мангуст» — весьма распространённое животное в этих местах.

Город «ду киюм» – необыкновенная Хайфа - relevant

Население Вади Ниснас составляет около 8000 жителей. Он берет свое начало от вышедших за стены старой Хайфы арабов-христиан, но сегодня тут также много мусульман.

Вдоль улиц района круглый год открыты базар, лавочки, ресторанчики и кафе, салоны произведений искусства.

Мэрия города вкладывает большие усилия в развитие этого района, делая его привлекательным для гостей. На улицах работают художники, украшают район. Арабские и еврейские художники из железа и камня создают замечательные образы, пейзажи, скульптуры. На стенах вывешивают стихи известных еврейских и арабских поэтов на трех языках (иврит, арабский, английский)

Есть тут красивые церкви, лучшая в мире фалафельная «Фалафель а-Зкеним» и даже… дом Санта-Клауса. Да, именно тут, а вовсе не в далекой и холодной Лапландии.

Город «ду киюм» – необыкновенная Хайфа - relevant

А после Вади Ниснас наш маршрут привел нас на знаменитый Адар а-Кармель – Великолепие Кармеля. Сегодня название звучит как насмешка, ибо район, некогда имевший свое самоуправление и бывший первым еврейским кварталом Хайфы, увы, теперь к благополучным не относится.

Хотя есть и там кусочек Тель-Авива – улица Масада.

В том же районе мы побывали в двуязычном детском саду, куда ходят дети из еврейских и арабских семей, с детства учась жить вместе, понимая, что можно быть разными, но дружить, а не ненавидеть.

Вот таким нам увиделся город Хайфа –  где есть не только великолепные Бахайские сады, монастырь Кармелитов и Мошава а-Германит, но и пример мирного сосуществования, которому неплохо бы поучиться и в других районах Израиля.

Написано специально для сайта РеЛевант

Posts from This Journal by “Хайфа” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…

Comments

zeev777
Dec. 1st, 2017 08:24 am (UTC)
Авторы этого бреда никогда не были в районе Адар?
grimnir74
Dec. 1st, 2017 08:25 am (UTC)
я был в районе Адар - и что? И кстати я автор, а вы за 4 минуты от публикации прочли весь пост? вы круты

Edited at 2017-12-01 08:26 am (UTC)
zeev777
Dec. 1st, 2017 08:57 am (UTC)
Странно, но жители Адара (русскоязычные, по крайней мере) в "ду киюм" почему то не верят... Подлые расисты, наверное.
grimnir74
Dec. 1st, 2017 08:59 am (UTC)
в основном увы да - расисты и фашисты. Многие. Тяжкое наследие совка
zeev777
Dec. 1st, 2017 09:01 am (UTC)
Когда пенсионера травят собакой, это обязательно ведет к фашизму и расизму со стороны этого пенсионера и его близких.
grimnir74
Dec. 1st, 2017 09:02 am (UTC)
скажите мне где и когда в каком обществе не бывает ублюдков - не важно ду киюм или нет?
zeev777
Dec. 1st, 2017 09:12 am (UTC)
Проблема в том, что этих ублюдков поддерживает их окружение, а любое слово против маркируется как расизм. По факту, ду киюм это байка наших "прекраснодушых" леваков, которой они пытаются замылить животную юдофобию солидного процента арабского населения Израиля и которые вместо хоть каких либо действий против арабского террора против евреев изо всех сил пытаются его не видеть. Самое интересное, что сами эти адепты "ду киюма" за весьма и весьма редким исключением живут в "расово чистых районах" и ни за что не готовы хоть как то контактировать с защищаемыми ими же самими этническими группами. Ну кроме совместных акций против евреев.

Edited at 2017-12-01 09:13 am (UTC)
mishkanew2012
Dec. 1st, 2017 10:20 am (UTC)
А во что русскоязычные жители Адара верят вообще?
mishkanew2012
Dec. 1st, 2017 10:19 am (UTC)
А что такого страшного в районе Адар? Кроме того что это превратилось в грязную клоаку, по которой плачет капитальный ремонт
zeev777
Dec. 2nd, 2017 06:09 am (UTC)
Ничего страшного, кроме арабского террора против евреев.
demonada
Dec. 1st, 2017 09:03 am (UTC)
Хайфа звучит как кайф...
))))