?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

САМЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ШТЕТЛ

Поселок Смотрич в Дунаевецком р-не Хмельницкой области, пожалуй, самая яркая иллюстрация к расхожему выражению "так проходит мирская слава". Сегодня это село-селом, а некогда здесь была столица могущественного Подольского княжества, занимавшего не только собственно Подолье, но и почти всю Брацлавщину с частью молдавских земель в придачу. Княжество простиралось от речки Стрипы (сегодня Тернопольщина) и до самого Днепра. На фоне большинства современных ему карликовых европейских государств - настоящая сверхдержава!

В 1380-1391 годах князь Константин Корятович (Кориатович) даже чеканил здесь собственные монеты. Их аверс украшал Св. Георгий Победоносец, пронзающий змея (фамильный герб князей Корятовичей), а реверс - королевский герб династии Анжу (князь был вассалом короля Венгрии и Польши Людовика I). На ранних выпусках полугрошиков значилось латынью «Константин князь, дидыч и владелец Смотрича». На поздних: «Монета Константина, князя, дидыча и господаря Подолья».

Такие монеты чеканили в Смотриче

Позже Корятовичи перенесли свою столицу в Каменец-Подольский, где тоже некоторое время чеканили монету.

В "послетатарской" Украине монеты выпускались крайне редко, а все случаи можно пересчитать на пальцах одной руки. В частности, в XIV веке князь Владимир Ольгердович чеканил в Киеве денарии. Одновременно в Новгороде-Северском выпускал свои деньги еще один Ольгердович - Дмитрий (Корибут). У 1380-х годах на Волыни, скорее всего в Луцке, чеканил пенязи Федор Любартович. Кроме того во Львове на протяжении второй половины XIV выпускали "руськи полугрошики" с галицким львом на аверсе.

Вот и получается, что в "нумизматическом мире" Смотрич, о существовании которого большинство украинцев и не догадывается, стоит на одной ступеньке с Киевом и Львовом. Если же говорить о качестве монет, то смотрицкие полугрошики уступали только продукции львовского монетного двора, и опережали всё вышеупомянутое.

Герб князей Корятовичей (слева) и Смотрича.

От наследия князей Корятовичей в поселке сохранился только герб со Св.Георгием. Он, кстати, ничем не отличается от герба Москвы. Существует забавная гипотеза, согласно которой московиты-де стырили своего Георгия у подолян. Точнее у князей Корятовичей. Мол, знаменитый всадник "прискакал" в мокшанские болота вместе с Дмитрием Боброком - воеводой и свояком князя Дмитрия Донского. Боброк, по одной из версий, происходил с Корятовичей.

Есть также популярная версия, что именно смотрицкие полугрошики легли в основу московской копейки. Эта монета, напомним, появилась в результате денежной реформы, проведенной царицей Еленой Глинской (матерью Ивана Грозного). Последняя, как считается, была родом с Подолья, и поэтому повелела украсить московские монеты привычным ей с детства всадником с копьем.

Заметим, что все вышеперечисленные гипотезы скорее более оригинальны, чем правдивы. Но всё же...

С большой долей вероятности можно предположить, что первые евреи появились в Смотриче именно во времена князя Константина. Ведь в стольном Смотриче тогда концентрировались все немалое богатства огромного княжества. Соответственно город был центром торговли, а где торговля - там евреи. Сложно сказать, существовала ли тогда постоянная община, но что действовали более-менее долговременные торговые представительства еврейских купеческих домов - это точно.

Константин Корятович не зря выбрал эту местность себе под резиденцию. На месте слияния речек Яромирки и Смотрича (отсюда и название местечка), возвышается высокий скальный массив, на вершине которого князь и поставил замок. Ранее здесь стояло древнерусское городище, уничтоженное во времена нашествия Батыя. Руины замка простояли до начала ХХ века. О них упоминает "отец подольского краеведения" Ефим Сецинский: «Въ местечке на горе-мысе, выдающемся къ рч. Смотричу, следы бывшаго здесь замка; гора или мысъ перерезанъ большимъ поперечнымъ валомъ, занятымъ ныне подъ усадьбы; въ средине замчища ныне стоитъ католической костелъ (бывший доминиканский кляшторъ, съ XIV в.).»

На вершине этой скалы ранее стоял замок

Замковая скала с костелом Доминиканцев. Рисунок Наполеона Орды. Приблизительно 1881 г.

От упомянутого деревянного костела, построенного еще Кориатовичами примерно в 1375, ничего не сохранилось (Смотрич неоднократно грабили и жгли татары). Современный каменный храм начали строить только 1786 на средства семьи Потоцких и усилиями отцов доминиканцев. Строительство завершили в 1821 г. В 1935-м Смотрицкий костел закрыли коммунисты. Хорошо хоть не уничтожили. Лишь в 1989 году костел Св. Николая вернули верующим.

Костел сегодня

Тогда же в тридцатых коммунисты закрыли и все местные синагоги - к началу ХХ века их было 6. О том, как закрывали последнюю рассказал писатель Ион Деген в своих "Невыдуманных рассказах о невероятном":

В ту пору мне было восемь или девять лет. Помню, это случилось во время голода [очевидно речь о 1933 г. - ДП]...

В тот несчастный день все евреи местечка заполнили выложенные булыжником улицы, окружавшие синагогу. Синагога у нас была знаменитая. Мне, ребенку, она вообще представлялась грандиозной. Большое двухэтажное здание. Причем, этажи не нынешние. Высокая крутая двухскатная крыша из оцинкованного железа. Фигурные металлические украшения на углах, у водостоков. А на коньке - шестиконечная звезда.

Деревянная синагога XVIII века. Здесь и далее все старинные фото сделаны ПавломЖолтовским в 1930 г.

В тот день евреи толпились вокруг синагоги, но войти в нее не могли: власти приказали разрушить это здание - опиум для народа. В соседнем селе уже разрушили церковь.

Колокольня уничтоженной церкви, Смотрич. Она уцелела, так как ее использовали, как пожарную каланчу.

Люди стояли, как на похоронах. Пришли и украинцы. И они молчали.

Чины из окружкома партии, из округисполкома и ГПУ уговаривали людей взять привезенные на подводе инструменты и приступить к разрушению. Но не только евреи, даже украинцы не соглашались. Украинцам предложили хлеб. Вы знаете, что значил в ту пору хлеб? Но ни один из них не согласился принять участия в разрушении синагоги. Они говорили, что Бог не простит такого святотатства.

Резной арон-га-кодеш

И тогда из толпы вышел наш сосед Велвл... Он взял тяжелый колун и полез на крышу... По скату на четвереньках Велвл дополз до конька и занес над головой колун, чтобы сбить шестиконечную звезду. Колун, вероятно, был Велвлу не по плечу, даже если бы тот стоял на ровной поверхности, а тут - крутой скат. Велвл покатился по крыше вниз, и, увлекая за собой оторвавшийся водосток, плюхнулся на булыжник.

Власти похоронили его с почестями...

В тот день на всю жизнь я запомнил слова украинцев, что Бог не прощает святотатства. В тот день моя вера стала осознанной, выражаясь фигурально, приобрела материальный субстрат.

Синагога осталась целой даже после немецкой оккупации. Правда, власти использовали помещение для своих нужд.

О какой именно из местных синагог идет речь - сказать сложно. Скорее всего о самой главной Большой "божнице" XVIII века. Она действительно имела крышу с очень крутым скатом и двухэтажную пристройку. Правда, перекрывалось здание не жестью, а гонтом (дранкой). Но здесь нужно принять во внимание совсем юный возраст свидетеля на момент событий и прошедшие после годы. Кроме того, Иосиф Даген записывал это с чужих слов, сам же он родился и провел детство в Могилеве-Подольском.

Роспись купола

Орел с зайцами

Знаменитые «Три зайца».

Здание Большой синагоги было не только шедевром деревянного сакрального зодчества, но и славилось потрясающей красоты росписями и удивительным резным декором, не имеющим себе равных на всем Подолье. Синагогу в 1746 году расписал известный тогда мастер Александр Зеев. Благодаря фотографиям искусствоведа Павла Жолтовского сегодня мы можем полюбоваться отблеском былой красоты. К сожалению черно-белые снимки не передают всей игры красок, но если включить воображение...

От сакральных сооружений Смотрича вернемся к его истории.

После Корятовичей с 1430 Смотрич принадлежал великому князю литовскому Витовту. В начале XVII века местечко отошло брацлавскому воеводе Яну Потоцкому. Потоцкие владели Смотричем до середины XIX века. О них до сих пор напоминает беломраморное надгробие у стен костела. Эпитафия сообщает, что здесь похоронены Мария с Розтворовских Потоцкая, умершая 5 марта 1850 на 89-м году жизни, и ее сыновья Теодор и Юлиуш.

Еврейская община в Смотриче появилась в начале XVIII века - уже в 1712 г. здесь был зарегистрирован кагал с раввином (количество неизвестно). К 1756 г. в местечке проживало уже 375 евреев. Правда, по люстрации 1791 г. их количество сократилось вдвое - 169 иудеев. Объяснение - простое. Накануне Подолье оказалось в эпицентре боев между войсками Барской конфедерации и армией короля Станислава Августа Понятовского и союзными ему российскими войсками. Плюс Колиивщина. Естественно это не способствовало улучшению демографической ситуации. В 1791 г. Смотрич, по сути, превратился в небольшое село. Кроме упомянутых выше иудеев здесь тогда насчитали 108 католиков и 87 православных жителей.

По ревизии 1847 г. "Смотричское еврейское общество" состояло уже из 1274 душ. По общероссийской переписи 1897 г. в местечке насчитали 4399 жителей. Из них 1725 были иудеями.

Накануне Первой мировой войны в Смотриче действовало несколько организаций сионистской направленности, в том числе "Ze'irei Zion", "Po'alei Zion" и ячейка Бунда. Тогда же там организовали светскую школу с преподаванием на иврите и идиш. Естественно действовали и традиционные для штетлов религиозные школы.

Смотрич, местечковый дом.

В 1919 г. в Смотриче базировалась "Житомирська юнацька школа", готовившая старшин для армии УНР. Среди курсантов был украинский поэт Владимир Сосюра. Этот эпизод описан в его "Третьей роте". В частности, там упоминается, как курсанты в корне пресекли едва начавшийся погром:

...У Смотричу юнаки (ще до мого вступу до школи) роздавили погром, який улаштував наш кiнний полк (забув назву його). Було розстрiляно юнаками 25 кiннотникiв. Євреї цiлували юнакам руки.

В первые годы советской власти, когда большевики еще заигрывали с "националами", здесь действовала отдельная еврейская школа с преподаванием на идиш, но в начале тридцатых она была закрыта и еврейских детей перевели в общие классы.

В тридцатые годы в Смотриче, как и в других "почти сельских" местечках действовал еврейский колхоз "Royte Fon". В переводе с идиш - "Красное знамя". Евреи-ремесленники объединялись в артелях.

Здесь стоит упомянуть, что местечко издревле было одним из известных центров керамического производства на Подолье. Расцвет смотрицкого гончарства приходится на 20-30-е годы прошлого века, когда здесь начали производить полихромную расписную посуду с росписью по белому. Были ли среди местных гончаров евреи - автору установить не удалось, но в росписи на местных мисках прослеживаются мотивы, как украинского, так и еврейского изобразительно-прикладного искусства.

Конец еврейской общины Смотрича довольно традиционный для этой части Подолья. Часть жителей депортировали в организованное в Каменце-Подольском гетто, остальных расстреляли на окраине Смотрича осенью 1942 г. Первая же массовая казнь состоялась еще в июле 1941 г. когда оккупанты на берегу Смотрича (речки) расстреляли около двух десятков людей, в первую очередь имевших высшее образование, а также студентов ВУЗов.

Братская могила. Здесь закончился «Еврейский Смотрич»

Этот памятник интересен прежде всего декором. Надмогильную плиту здесь украшает восседающий на камне гигантский орел с распростертыми крыльями. Что интересно крылья не только вырезаны, но и прорезаны насквозь. Интересна и эпитафия. Она не просто так, а в стихах!

Возможно, это могила самого первого раввина Смотрича

Автору удалось найти в сети Интернет фотографию этой мацевы, сделанную без покрывающего ее ныне мха. Известный специалист по иудаике Анатолий Кержнер попытался расшифровать текст. Здесь следует объяснить сложности перевода. Кроме присущего ивриту отсутствия гласных старые тексты изобилует еще и рядом специфических сокращений. Поэтому даже для человека свободно владеющим ивритом они еще та головоломка. В итоге эпитафию можно перевести так:

Здесь спрятан кладом пастырь прямодушных и разумных, праведник, хранитель веры всегда сидел в собрании просвещающих выдающийся р. Йоэль (?) умер 6 нисан 5504 (1744). Да будет душа его завязана в узле жизни

Исходя из эпитафии это могила одного из первых раввинов общины Смотрича. Более того учитывая, что сама община была создана (или воссоздана?) только в самом начале XVIII века, можно смело предположить, что погребенный вообще был ее самым первым раввином.

Классический сюжет — медведь с побегами

Орел на мацевот — не редкость, но этот необычен — в клюве он держит лавровый венец.

Точную наводку на это чудо, к сожалению, дать не получится. Но подскажем, что самая старая часть некрополя находится в его южной части, - там и следует искать.

Печатается с сокращениями

Posts from This Journal by “евреи” Tag

  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • Слово еврея к ООН и прочим.

    Слушайте товарищи в Объединенных нациях, И вы господа, в Вашингтоне сидящие. Хватит евреям читать нотации. Вы медь звенящая и кимвалы звучащие…

  • Аллах дал эту землю евреям, в Коране нет Палестины - сказал шейх

    Иорданский религиозный ученый шейх Ахмад Адван утверждает, что "Палестины" не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую Землю…

  • Евреи и ЮНЕСКО

    Когда царь Давид дом построил кедровый, Войдя в свой Иерусалим. На месте ЮНЕСКО шумел бор дубовый, И туры бродили под ним. Храм выстроил Шломо,…

  • Холокост в России. Русские пособники нацистов.

    Во время Холокоста на территории СССР были зверски убиты почти 3 миллиона евреев, т.е. 60 процентов евреев-советских граждан. Убийства евреев…

  • Альцгеймер и жиды

    Известна история про одного из "отцов" советской психиатрии Михаила Осиповича Гуревича. На лекции о болезни Альцгеймера…

  • Только факты из истории России! Чтобы помнили

    Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти…

  • Мальчик, ты откуда?

    Эту байку рассказывают по-разному. То ли сказка - то ли быль. То ли Губерман ее рассказал первым - то ли кто-то рассказл Губерману. Разное говорят.…

  • Казус Шаинского. Настоящий еврей

    Жванецкий о Шаинском. Я дружил со многими прекрасными композиторами, такими, как мой друг Ян Френкель, очаровательный Валерий Зубков и многими…

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…