Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

3 еврея, которые помогали сохранять Украину

Сподвижник Мазепы Павел Герцик, министр еврейских дел УНР Авром Ревуцкий и автор обращений УПА Лейба-Ицик Иосифович Добровский

В истории отношений между евреями и украинцами сложностей хватало — антисемитизм, погромы и кровавые наветы дружбе не способствовали. Но когда предубеждения и предрассудки все же отходили на второй план, освобождалось место для конструктива и мощных совместных достижений в науке, технологиях, архитектуре, искусстве и политике.

Сподвижник Мазепы Павел Герцик

Казацкие времена были для евреев непростыми. И тем не менее в высших эшелонах залихватской власти хватало деятелей с еврейскими корнями. Среди них был и Павел Семенович (Симеонович) Герцик — сподвижник гетмана Войска Запорожского Ивана Мазепы и тесть Филиппа Орлика, автора правовой национальной конституции и гетмана Правобережной Украины в изгнании.

Павел Герцик родился под Полтавой в первой половине XVII века и был сыном еврея-торговца, который перешел в христианство в годы восстаний Хмельницкого. Отец Павла умер рано, семья быстро погрузилась в бедность. Мать вскоре вышла замуж за богатого полковника, генерального обозного Петра Забелу. Отношения между пасынком и отчимом, похоже, были не такие уж плохие — юного смышленого Герцика сделали писарем в Полтавском полку, а там он уже зарекомендовал себя и через время сам стал полковником.

Герцик стеснялся своего настоящего происхождения и всегда подписывался «Павлом Семеновичем» — в тех не самых дружелюбных к евреям условиях это было понятно. Чтобы закрепить положение своей семьи в высших кругах он женил своих детей на представителях полковничьих родов. Герцик даже обзавелся гербом дворянского рода Герциков — на щите в форме сердца (Herz) располагался «греческий» крест в лучах и рука со стрелой, а рядом изображение Божией Матери «с Предвечным Младенцем на десной руке». Умер Герцик в 1700 году, еще до перехода Мазепы на сторону шведов.

Старший сын Павла, полтавский приказной полковник Григорий Павлович Герцик, как и отец, был сторонником Ивана Мазепы и после его поражения в 1709 году переехал в Бендеры. Он не оставил гетмана даже в сложные дни опалы и проводил его тело в последний путь, а после смерти Мазепы остался при Орлике. В 1719 году Григорий выполнял поручение Орлика в Варшаве, и там его по приказу русского посла схватили и перевезли в Петропавловскую крепость. Оттуда он вышел только через 8 лет, но вернуться домой не смог — его оставили на поселении в Москве.

Авром Ревуцкий — министр еврейских дел УНР

Авром (Авраам) Ревуцкий появился на свет в самом начале февраля 1889 года в городке Смела, который сегодня относится к Черкасской области. Вряд ли его отец, уважаемый раввин, предполагал, что сын начнет заниматься политикой, но у жизни были на Аврома другие планы.

Когда Авром был еще совсем маленьким, семья Ревуцких перебралась в Палестину и мальчик пошел в школу уже там. В ближневосточном климате жить было сложно — со временем у членов семьи начались проблемы со здоровьем, а найти хороших докторов на новой земле оказалось проблематично. Ревуцкие вернулись в Российскую империю. Авром доучился в гимназии в Аккермане (сегодня — Белгород-Днестровский), потом в Венском университете, а в 1916 году окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе.

И хотя образование у него было строгое техническое, Ревуцкого куда больше интересовали пламенные речи. Авром устроился в редакцию газеты «Одесский Листок» и строчил заметку за заметкой. Революционные веяния витали во всей Европе и концентрировались в Российской империи, находя самый живой отклик в сердцах деятельной молодежи. Авром исключением не стал. В 1905 году он присоединился к еврейской социал-демократической партии левого направления Поалей-Цион. Ему дали партийную кличку Шлимович. В 1913 году Ревуцкого сделали членом Бюро Всемирного социалистического союза еврейских рабочих.

Казалось бы, самое время вернуться в Палестину и развернуть бурную деятельность там. Но судьба подбросила ему возможность проявить себя в Украине: когда после революции власть на определенном этапе перешла к Центральной Раде, ему нашлось место в новом правительстве! В 1918 году он стал министром еврейских дел УНР и стал активно отстаивать украинскую самостоятельность от России. На Трудовом конгрессе 22-28 января 1919 года в Киеве Ревуцкий заявил, что одна из обязанностей социалистических партий в Украине — поддержка ее независимости. Но так думали не все.

На своей должности в правительстве УНР Ревуцкий оставался недолго. В Украине вспыхнули новые еврейские погромы, правительство не пыталось их остановить, и Авром решил, что при таких обстоятельствах не хочет оставаться в Киеве. Он ушел в отставку и переехал в подмандатную Палестину. На новом месте он тоже не задержался. После очередных местных погромов Авром выпустил памфлет «От Бальфура к Сэмюэлу» с резкой критикой политики британских властей. Эти самые власти его судили и выслали из страны.

Пришло время перебираться в Европу. Авром пожил в Берлине и в 1924 году сменил ее на Штаты. Там он писал книги и сотрудничал с еврейскими журналами и газетами. В 1946 году министр еврейских дел УНР умер в Нью-Йорке.

Лейба-Ицик Иосифович Добровский — автор обращений УПА

Казалось бы, где-где, а в Украинской повстанческой армии, УПА, с ее националистической направленностью евреям точно не было места. Но нет. Среди украинцев с еврейскими корнями в рядах этой армии был и Лейба-Ицик Иосифович Добровский, который писал пламенные обращения УПА к народам Азии и Кавказа в составе СССР с призывами стать независимыми от Москвы.

Добровский родился в 1910 году в селе Ольшаница недалеко от Киева и жил в столице. Когда началась война, его мобилизовали в Красную армию, но уже в октябре под Полтавой он попал в плен к немцам. Ему, еврею, чудом удалось освободиться из плена, назвавшись украинцем Леонидом Дубровским, и пробраться в леса Ровенской области.

Советская армия и немецкое командование — два эти полюса были ему не близки. Он понял, что единственное спасение — это своя армия и своя страна. В ноябре 1941 года Лейба-Ицик вошел в ряды Организации украинских националистов (ОУН) и ее армии (УПА) под псевдоним «Валерий».

Лейба-Ицик Иосифович Добровский

Довоенная профессия Добровского неизвестна. Судя по тому, что в своих обращениях к народам он апеллировал к их славному прошлому и сильным национальным политикам, исторические детали он знал прекрасно. Возможно, он был культурологом, писателем, учителем или историком. Грузинам он напоминал о том, какими великими были их собственные правители времен Грузинского царства, узбеков он называл «аскерами», то есть солдатами, и говорил им о том, как они боролись против персов и монголов, туркмен величал «потомками храбрых племен салагыры, теке и сарыков», а вот азербайджанцам напоминал про мусаватистов, которые боролись за то, чтобы Азербайджан был автономным. И каждый из народов он призывал отделиться от России.

Параллельно Добровский также написал работы «Как московский царизм покорял народы», чем еще сильнее разозлил Москву. В феврале 1944 года его арестовали агенты Смерша. Из этого плена он уже не выбрался. Военный трибунал Киевского гарнизона приговорил пропагандиста и работника украинского подполья Лейбу-Ицика Добровского к 10 годам лагерей. Что стало с ним после ссылки и пережил ли он ее вообще, неизвестно.

Фото: gazeta.ua

Ганна Руденко
источник
Tags: #jewish, История и культура, Украина, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments