Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Был ли Богдан Хмельницкий Зиновием Берковичем?

Как ни странно, вынесенный в заголовок вопрос периодически всплывает и в наши дни, хотя нет никаких сомнений, что Зиновием один из палачей еврейского народа был, а вот Берковичем — нет

Ганна РУДЕНКО, isrageo.com

Героями новой части проекта "Еврейская Украина: десять фактов о…" сайта jewishnews.com.ua стала иудейская община города Хмельницкий и его окрестностей. По иронии судьбы этот во многом очень еврейский край был назван в честь человека, который нещадно преследовал евреев и по чьей воле значительная часть общины в XVII веке была уничтожена…


  1. БОГДАН БЕРКОВИЧ ХМЕЛЬНИЦКИЙ

Первые сведения о евреях Плоскирова (именно так называлось местечко до своего переименования в 1795 году в Проскуров и в 1954 году — в Хмельницкий) можно найти в документах за 1627 год Ваада четырех земель (центральный орган автономного еврейского общинного самоуправления в Речи Посполитой, действовавший с середины XVI до второй половины XVIII веков). В разные периоды он был частью территорий и Речи Посполитой (затем Польского царства), и Оттоманской, и Российской империй. В период восстаний 1648-1654 годов этот польский тогда городок был стерт с лица земли казацкими отрядами под предводительством Максима Кривоноса и Данилы Нечая. А так как казаки не слишком любили евреев, то шансов остаться в живых у последних было очень мало. Несмотря на жестокость повстанцев к евреям, ходят слухи, что и сам гетман Хмельницкий принадлежал к иудейскому роду.

Тимофей Падура (1801-1871), польско-украинский композитор и поэт-романтик, выдвигает такую версию: в рукописи XVII века, которая находилась в архиве князей Шереметьевых в Москве, было сказано, что отец будущего гетмана Михаил Хмельницкий был еврейским мясником из Хмельника на Подолье и звался Берко. Он якобы был иудеем, но решил перейти в католичество — крестил его капеллан замка и дал имя Михаил, а фамилию новоиспеченный христианин взял по названию местности. Ту же версию повторяет за Падура польский историк-любитель Францишек Ровито-Гавронський (1846-1930), который, впрочем, "не нашел" оригинал, на который ссылался Падура, считая, что его сознательно скрыли, чтобы завуалировать происхождения Богдана Хмельницкого.

Впрочем, версия рассыпается при первой же попытке более внимательно подойти к этой истории.

Кстати, второе имя Хмельницкого — Зиновий — считается еврейским, хотя на самом деле имеет греческое происхождение (Зенобиос состоит из слов Зевс — имя верховного бога-олимпийца и «биос» — «жизнь»).


  1. ОСНОВАТЕЛЬ ХАСИДИЗМА БААЛЬ ШЕМ ТОВ И МЕДЖИБОЖ

Поселок Меджибож в Летичевском районе Хмельницкой области считается для евреев одним из святых мест — именно этот город в XVIII веке стал центром хасидизма и сегодня является одним из главных мест паломничества иудеев.

hmelniz2

В 1740 году тут поселился раввин и основатель хасидизма Бааль Шем Тов (Исраэль бен Элиэзер), и тут же протекала его основная деятельность. До переезда в этот поселок он уже стал известным, хотя жизнь его нельзя было назвать простой. Он был еврейским учителем, много времени уделял духовному развитию, но продолжал зарабатывать на жизнь тяжелым трудом — был шойхетом и добывал известь. Живя в Карпатских горах, он познакомился с атаманом опришков Олексой Довбушем, банду которого укрыл в пещере. В знак благодарности Довбуш подарил Исраэлю трубку, которую тот носил при себе до конца жизни. Когда ребе приехал в Меджибож, он уже был известен как целитель — умел заговаривать талисманы и изгонять злых духов — а также считался цадиком (святым). В своей ешиве он собрал десятки учеников, которые продолжили его традицию и стали лидерами хасидизма в следующем поколении. Бейт мидраш Бааль Шем Това, который был разрушен в XX веке, сегодня восстановлен.

О Бааль Шем Тове осталось много историй и притч. Вспомним одну из них.

Однажды раби Исраэлю Баал-Шем-Тову задали каверзный вопрос: "Написано в Талмуде, что против всякой вещи, которую Всевышний нам запретил, Он дал нам что-то разрешенное того же рода. Например: свинина нам запрещена, но зато кошерным является определенное животное, вкус мяса которого напоминает свинину, и т.п. Если так, то что из разрешенного аналогично безбожию?". На это Бешт ответил: "Добрые дела, помощь ближнему!". Увидев изумленное недоумение собеседника, раби Исроэль пояснил: "Потому что, когда мы видим другого в нужде, мы не говорим: "Б-г правит миром. Б-г знает, как лучше. Б-г о тебе позаботится!" Нет, мы сами делаем все, что в наших силах, чтобы облегчить нужду и страдания этого человека, как будто Б-га нет. Мы становимся "безбожниками" во имя Б-га!".


  1. ХИТРЫЙ ЕВРЕЙ

В Острополе родился Гершеле Острополер (1757-1811), который стал одним из главных персонажей шуток и анекдотов евреев Восточной Европы. Сложно сказать, были ли все истории, в которых он фигурировал как главный герой, настоящими и связанными с ним на самом деле, но это уже и не важно. Довольно долго он был шойхетом, потом стал путешествовать, и в итоге этот острослов и балагур стал шутом-советчиком известного цадика ребе Боруха Тульчинского, внука Бааль Шем Това. Острый язык Острополера приблизил его же кончину — легенда гласит, что он как-то не очень аккуратно пошутил в адрес цадика, за это хасиды сбросили Острополера с лестницы, от полученных травм он скоро и умер. Личность Острополера вдохновляла многих литераторов и режиссеров, в том числе и Бабеля. Вот одна из историй о Гершеле.

Однажды Гершеле Острополера занесло в какую-то незнакомую корчму. Хозяина не было, а корчмарка встретила посетителя очень недружелюбно. И когда Гершеле, учуяв запах вареников, спросил, что у нее варится, она сказала: "Ничего не варится. Это я стираю и поставила в печь горшок с грязным бельем, чтобы оно прокипятилось". Гершеле ничего не ответил и молча полез на печь. Хозяйка погасила свечу и ушла спать. Тогда Гершеле тихо встал, выбрал из горшка почти все вареники и с удовольствием поел их. Потом он снял с себя нижнее белье, вложил его в горшок и поставил горшок на место. Ночью возвратился корчмарь и, голодный, поторопил жену, чтобы она подала к столу. Корчмарка вынула из печи горшок и опрокинула его над тарелкой. Но — о ужас! Оттуда выпало несколько вареников и мокрое нижнее белье. Услыхав крики, Гершеле проснулся. На все упреки и обвинения он простодушно ответил: "Я ничего не знаю. Хозяйка сказала, что она в горшке кипятит белье. Я и захотел прокипятить мое белье тоже. Откуда мне знать, что она подает грязное белье к столу вместо ужина?".


  1. ТОРГОВЕЦ ДРЕВНОСТЯМИ

Мозес Шапира (1830-1884) родился в Каменец-Подольском, где и прошло его детство. В 1856 году отец Шапиры переехал в Иерусалиме, Мозес отправился вместе с ним — и по дороге перешел в лютеранство. В Иерусалиме, где он получил прусское гражданство, открыл антикварную лавку, где стал торговать древностями, которые ему приносили местные жители.

Постепенно бизнес разросся, у Шапиры появились большие клиенты и крупные сделки. Он отправлял в библиотеки Берлина и Лондона ценные древнееврейские тексты, главным образом из Йемена, а когда была обнаружена Стела Меша с надписью моавитского царя Меши, в ассортименте его магазина появились предметы из глины, которые, по утверждению Шапиры, были найдены у подножия стены. Он поставил множество "моавских идолов" в Берлинский музей за огромные деньги, но ходили слухи, что эти артефакты — поддельные.

Но главный скандал в жизни Шапиры случился не из-за них, а из-за якобы древних рукописей Второзакония на коже, которые, по его словам, были обнаружены бедуинами в Иудейской пустыне. Шапира, который утверждал, что получил артефакты от шейха Махмуда аль-Араката, захотел продать древность за огромные деньги, 1 миллион фунтов стерлингов, Британскому музею. Разгорелся скандал, никто не верил в подлинность свитков, и Шапира покинул Лондон.В 1884 году в одной из гостиниц Роттердама он застрелился.

Когда в 1947 году были обнаружены свитки Мертвого Моря, отношение к манускриптам Шапиры изменилось — существование этих свитков стало косвенным подтверждением тому, что и его артефакты могли быть реальными: между его свитками и свежими находками оказалось слишком много общего.


  1. КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Несмотря на серьезное сокращение иудейской общины этих мест в ходе восстаний во времена Хмельницкого, постепенно она стала восстанавливаться. По переписи 1765 года в городе проживало 750 евреев, а после первого раздела Польши (1772) и перехода ее во владение Российской империей, по данным Подольских епархиальных ведомостей, в Плоскирове из 300 дворов больше половины — 184 — были еврейскими.

Городу пришлось пережить не только военные перипетии, но и страшный пожар в мирное время: в 1822 году Проскуров сгорел, и, несмотря на одобрение царем Александром I в 1824 году намерений восстановить город, финансирования так и не поступило. Проскуров зажил новой жизнью только тогда, когда в 1870 году было завершено строительство железной дороги. В 1872-м предприниматели еврейского происхождения получили 80 процентов из выданных в уезде разрешений на торговлю, а в 1881 году этот процент вырос до 90 процентов.

Представители еврейской общины были обеспечены финансово, но не социально — в частности, право на светское образование было ограничено. Из-за того, что количество еврейских студентов в училищах не должно было превышать 10 процентов, у евреев возникла необходимость в создании своего учебного заведения подобного уровня — и в 1908 году по инициативе и на средства еврейской общественности города в Проскурове открылось первое коммерческое училище. В новом учебном заведении количество детей-евреев было больше 50 процентов. К примеру, в 1912 году там было 350 учеников, из которых 204 — иудеи, 75 — православные, 66 — католики, 5 — иных вероисповеданий. Разумеется, обучение было платным — ежегодно за каждого из студентов родители вносили приличную сумму, от 80 до 180 рублей.


  1. ХУДОЖНИК В КОНЦЛАГЕРЕ

Живописец и график Абрахам Вейнбаум (1890-1943) — один из многих талантливых людей, которые погибли в нацистских концлагерях. Сын текстильного промышленника из Каменец-Подольского, Вейнбаум учился мастерству в Одесском художественном училище, затем — в Кракове. В 1910 году он отправился в Париж, где участвовал в выставке "Сотня с Парнаса" (1921), а затем также в 1-й Международной художественной выставке в Дюссельдорфе (1922). У него была достаточно успешная карьера, он выставлялся во многих салонах — Независимых (1920, 1922-1925, 1938 годов) и других, Осеннем и Тюильри (член салона с 1928), а также проводил персональные выставки.

В начале Второй мировой Абрахам Вейнбаум вступает в ряды Французской армии, но в январе 1943-го его вместе с семьей арестовывают и отправляют в лагерь Компьень, потом — Дранси, а затем в Восточную Польшу. В каком из лагерей — Освенциме или Собиборе — его держали, неизвестно, но живым он не вернулся.


  1. МЕНОРА СКОРБИ

Нацисты пришли в Проскуров 8 июля 1941 года и организовали два гетто — общее и для специалистов. Первое было ликвидировано в октябре 1941 года (расстреляны 9500 человек), а гетто для специалистов — в ноябре 1942-го (всего 7900, многие умерли до казни). На территории Хмельницкой области в 1941-1944 годах было уничтожено 145 тысяч евреев. Художник Яким Левич (1933), который родился в Каменец-Подольском, в 1991 году создал в соавторстве с Юрием Паскевичем и Александром Левичем знаменитый памятник скорби "Менора", который сегодня стоит в Бабьем Яру как память о киевских, а также всех других украинских евреях, которым не удалось выжить в те страшные годы.


  1. СИНАГОГА РЕМЕСЛЕННИКОВ

В 1952 года советскими властями была закрыта легальная синагога, и тогда евреи города стали фактически тайно собираться на квартирах и там же собирали миньяны, которые новые власти, разумеется, никак не одобряли. В городе чудом сохранились два свитка Торы, которые передавались буквально из рук в руки на тех же квартирах. В 1959 году в Хмельницком проживало 6,5 тысяч евреев (то есть 10,4 процента от всего населения), но ни одной синагоги не было. Тем не менее местные люди помнили, где что находилось, и все знали, что на самой старой улице города Хмельницкого, в Пекарском переулке, расположена Синагога ремесленников, построенная в 1890 году.



Синагога в Пекарском переулке, 2 в Хмельницком
Синагога в Пекарском переулке, 2 в Хмельницком

Сегодня это маленькое здание считается единственной сохранившейся до наших дней синагогой города из довоенных времен. Оно было построено в еврейском квартале, где проживали пекари (отсюда и название переулка, которое за всю свою историю, с XVIII века, никогда не менялось). В советские годы этот дом был отдан под спортивную школу гимнастики. И только в начале 1990-х годов синагогу вернули еврейской общине Хмельницкого, которая реконструировала ее в 2009 году.


  1. МАСТЕР АФОРИЗМОВ КРОТКИЙ

Эмиль Герман (1892-1963), который впоследствии взял себе фамилию Кроткий, родился в семье адвоката в Каменце, где провел свое детство и юность. Его первые сатирические литературные работы были опубликованы в одесском "Крокодиле" 1911 году (в то время он переехал в Одессу), потом Эмиль перебрался в Харьков, а со временем — уже в качестве признанного автора — в Москву, где сотрудничал с сатирическими изданиями столицы Советского Союза.



Могила Эмиля Кроткого на Введенском кладбище в Москве. Фото: Wikipedia / Щербаков4
Могила Эмиля Кроткого на Введенском кладбище в Москве. Фото: Wikipedia / Щербаков4

В 1931 году он стал постоянным автором московского "Крокодила", но потом попал в волну репрессий и был выслан из Москвы. На свою должность он вернулся уже только после войны, и именно в "Библиотеке "Крокодила"" вышли его книги с острыми и меткими зарисовками о жизни. Стиль его афоризмов удивительным образом напоминает "голос" произведений Ильфа и Петрова, и, кстати, он сам стал прототипом одного из героев "Золотого теленка", фельетониста Гаргантюа.


  1. ВЕЧНЫЙ СТРАННИК

Мирон Сима (1902-1999) родился в Проскурове и воспитывался в сионистском духе. В юности ему пришлось пережить еврейский погром — эти воспоминания остались у него на всю жизнь и отразились в творчестве.

В 1920 году он отправляется учиться в Одессу, а в 1922 году — в Дрезден. В течение семи лет он проучился и проработал в Дрезденской Академии изобразительных искусств у именитого немецкого художника и графика, представителя авангардизма Отто Дикса и, разумеется, впитал его стиль.

Он стал очень популярен в Германии, и в 1932 году получил почетную премию искусств Дрездена — после прихода Гитлера ко власти таких премий евреи больше не получали. В 1933 году нацисты выслали Сима в подмандатную Палестину, тем самым фактически спасая его жизнь. В Тель-Авиве он работал как театральный художник, а в Иерусалиме — преподавал арт-классы. В годы Второй мировой войны Мирон сотрудничал с комитетом "Лига Ви", который помогал СССР бороться с фашизмом. В 1947-м Сима переехал в Париж, но провел там не так много времени — вернулся в Израиль и участвовал в его борьбе за независимость. В числе других художников Сима основывает в Иерусалиме Дом художника, уезжает в США, но потом снова возвращается в Израиль.

Мирон Сима всю жизнь переезжал из одной страны в другую — и далеко не всегда по своей воле. Он был одним из немногих художников, которые посвящали свое творчество теме беженцев и иммигрантов. Причем сначала он изображал четко прорисованных людей, а затем символами одиночества и отрешенности от родных мест стали различные грустные фигуры. В 1947 году Мирон Сима создал серию работ под названием "Беженцы" для своей выставки, которая экспонировалась в "Бецалеле" в Иерусалиме в 1950 году.

Tags: История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • Слово еврея к ООН и прочим.

    Слушайте товарищи в Объединенных нациях, И вы европейцы, в Брюсселе сидящие. Хватит евреям читать нотации. Вы медь звенящая и кимвалы звучащие…

  • Аллах дал эту землю евреям, в Коране нет Палестины - сказал шейх

    Иорданский религиозный ученый шейх Ахмад Адван утверждает, что "Палестины" не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую…

  • Евреи и ЮНЕСКО

    Когда царь Давид дом построил кедровый, Войдя в свой Иерусалим. На месте ЮНЕСКО шумел бор дубовый, И туры бродили под ним. Храм выстроил Шломо,…

  • Холокост в России. Местные пособники нацистов.

    Во время Холокоста на территории СССР были зверски убиты почти 3 миллиона евреев, т.е. 60 процентов евреев-советских граждан. Убийства…

  • Альцгеймер и жиды

    Известна история про одного из "отцов" советской психиатрии Михаила Осиповича Гуревича. На лекции о болезни Альцгеймера…

  • Славнозвісний Дiд Панас - щирий український єврей

    Кто бы мог подумать? Если, конечно, уже не знать, что Дiд Панас - таки аид. Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х…

  • МАРК ТВЕН О ЕВРЕЯХ.

    "Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли,…

  • Только факты из истории России! Чтобы помнили

    Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти…

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments