Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Боевые действия на море в ходе Войны Судного дня 1973 г. Часть 2

Часть 1
БОЙ У ЛАТАКИИ

Израильские ракетные катера, выделенные для удара по Латакии, покинули Хайфу ровно в 17.00 6 октября 1973 года и направились на северо-запад, держась далеко западнее территориальных вод Ливана. Катера шли двумя кильватерными колоннами - в левой, представлявшей собой непосредственно ударную группу, были Miznag (флаг М.Баркаи), Gaash и Hanit, в правой, шедшей с некоторым "отступом" в несколько миль - Reshef и артиллерийский катер Mivtah. Переход осуществлялся на большой скорости - до 30 узлов.


SAAR-3
Поскольку целью операции было выманивание вражеских сил из базы с целью их уничтожения, то ограничения на работу радиоэлектронных средств не соблюдались и все катера шли с работающими РЛС. Сам Баркаи был настроен крайне решительно и перед выходом заявил личному составу, что он намерен в случае отсутствия противника в море атаковать его непосредственно в Латакии, "а если будет надо - мы подойдём так близко, что сами сможем пришвартоваться там".

В 22.28, когда катера находились в 35 милях мористее Латакии, РЛС катера Miznag обнаружила малоразмерную цель в 4 милях к северу от ударной группы. Почти одновременно эта же цель была обнаружена и РЛС катера Reshef. С целью ее классификации Miznag по приказу Баркаи сделал несколько предупредительных выстрелов из 40-мм артустановки по курсу неопознанной цели, которая в ответ резко увеличила скорость и открыла пулеметный огонь. Это был сирийский торпедный катер пр.123К под командованием капитан-лейтенанта А.Йехия, который возвращался из дозора у побережья Кипра.

Находящийся на правом фланге израильских сил Reshef (капитан 3-го ранга Миха) увеличил ход до полного, устремившись на пересечение курса отхода вражеского катера, и в 22.40 открыл по нему огонь из обеих 76-мм артустановок по данным РЛС с дистанции около 10 км. Хотя вследствие темноты израильтяне визуально результатов не наблюдали, сирийский торпедный катер потерял ход.


ТЩ пр.254
Тем не менее, Йехия успел передать радиосообщение о том, что он атакован "тремя вражескими кораблями". Получив это сообщение, штаб ВМС Сирии приказал морскому тральщику Yarmouk пр.254, несшему ближний дозор в 10 милях от Латакии, полным ходом отходить под прикрытие береговых батарей, а маневрировавшей южнее Латакии сирийской корабельной ударной группе в составе одного ракетного катера пр.205 и двух катеров пр.183Р - нанести удар по обнаруженному противнику (по другим данным, эта группа изначально вышла из Латакии с целью перехода в Тартус).

Баркаи приказал примерно в 22.50 своим силам повернуть на восток и в прежнем строю полным ходом идти к Латакии, оставив Hanit добивать артиллерией поврежденный сирийский катер, что Hanit успешно и выполнил к 23.10 (позднее это решение Баркаи подвергалось критике, поскольку тем самым перед решающим столкновением был выведен из состава израильских сил один из четырех ракетных катеров ради сомнительной задачи уничтожения цели, потерявшей ход и не представлявшей никакой угрозы). Тем временем с дистанции 25 км Reshef своими средствами РТР обнаружил работу береговой РЛС Латакии, а катера левой колонны (ставшей после поворота северной) обнаружили радиолокацией отходящий к берегу тральщик Yarmouk.

С предельной дистанции 20 км Gaash выпустил по нему ракету "Gabriel", которая, однако, в цель не попала, вероятнее всего, просто не долетев до нее и упав в воду после выработки топлива в двигателе.


SAAR-4 атакует
Reshef сблизился с тральщиком на 18 км и также произвел пуск одной ПКР, которая через 2 минуты попала в цель, озарив ночь яркой вспышкой. Вслед Reshef выпустил еще одну ракету по Yarmouk, которая также поразила корабль противника. Тральщик окончательно потерял ход и загорелся, хотя и остался на плаву. Однако почти сразу же после пуска второй ПКР на Reshef засекли подходящие с юга три малоразмерные быстроходные цели. Это были сирийские ракетные катера.

В 23.30 - 23.32 с дистанции примерно 13 миль сирийские катера произвели по израильтянам залп шестью ПКР П-15, немедленно после пуска в полном соответствии с положенными тактическими установками ложась на обратный курс и отходя на юг со скоростью 24 уз. Обнаружив пуск ракет, израильские катера начали отчаянно маневрировать, производя отстрел пассивных помех и включив станции активного радиопротиводействия. Применение средств РЭБ увенчалось полным успехом - активные радиолокационные головки самонаведения всех шести ракет П-15 были дезориентированы и ПКР упали в море за кормой израильских катеров, не причинив им никакого вреда.

Сами же сирийцы были введены в заблуждение большим количеством ложных целей, видимых на индикаторах РЛС и не могли разобраться в обстановке, считая что имеют дело с крупным соединением противника. Береговые РЛС обнаружили три быстроходные цели, маневрирующие якобы к северу от Латакии и не менее 10 целей в двух кильватерных колоннах к югу от нее.

Одновременно были "обнаружены" две группы "вертолетов" из четырех и трех штук соответственно. Тем не менее, по данным из советских источников, командиры сирийских катеров сочли атакованные цели пораженными.

После промаха сирийских ракет израильтяне устремились в контратаку, за счет превосходства в скорости катеров быстро сокращая дистанцию (по советским данным, большинство арабских ракетных катеров в 1973 году не могли развивать ход более 24 уз из-за плохого состояния материальной части). Но когда Reshef вышел на дистанцию ракетного залпа, на нем вследствие короткого замыкания вышла из строя система пуска ракет. Это поставило Баркаи в сложное положение, поскольку второй катер в колонне Reshef - Mivtah - был артиллерийским и вовсе не имел ПКР, а в колонне самого Баркаи вследствие отделения Hanit оставались только два ракетных катера и они находились дальше от противника, чем Reshef.

По приказу Баркаи Reshef и Mivtah отвернули влево, а более быстроходные Miznag и Gaash - вправо, пересекая курс предыдущей группы. Таким образом, сирийцы были практически взяты "в клещи".


атака РК пр.205
Командир Reshef Миха, несмотря на неполадку, продолжал сближаться с противником, надеясь пустить в ход мощное артиллерийское вооружение своего катера, но колонна Баркаи опередила его, раньше выйдя на дистанцию пуска. В этот момент сирийский катер пр.205 развернулся и произвел по колонне Баркаи пуск двух оставшихся ракет П-15, однако вследствие применения средств РЭБ эти ракеты постигла судьба предыдущих шести - они также взорвались за кормой израильских катеров. Еще до того, как эти две ракеты упали в море, Gaash (капитан 3-го ранга Арие Шефлер) выпустил по катеру пр.205 две ПКР "Gabriel", а Miznag - одну по катеру пр.183Р. Оба сирийских катера были поражены примерно в 23.50 и быстро затонули.

Второй сирийский катер пр.183Р, видя, что уйти ему не удастся, круто взял к берегу и в полночь выбросился на прибрежную отмель южнее Латакии, после чего, видимо, был оставлен экипажем. В это время по израильским катерам открыла огонь сирийская 130-мм четырехорудийные стационарная береговая батарея, но попаданий ей так и не удалось достичь, хотя, по израильскому свидетельству, снаряды "ложились неприятно близко".

Приказав остальным своим катерам держаться вне дальности ее действительного огня, Баркаи на своем флагманском Miznag подошел, несмотря на артиллерийский огонь с берега, на дистанцию примерно 1 км к сидящему на мели катеру пр.183Р и расстреливал его из 40-мм автоматов, пока "сириец" не взорвался (по советским данным, это произошло в 00.25). Израильтяне не решились применить для уничтожения этого катера ПКР, поскольку высокий берег в этом месте отражал радиолокационные сигналы, что могло создать помехи полуактивной радиолокационной головке самонаведения ракеты "Gabriel".

В момент истребления сирийских ракетных катеров на связь с группой Баркаи вышел отставший Hanit, который после уничтожения торпедного катера в течение примерно получаса не мог донести о себе вследствие отказов радиостанции. Баркаи приказал Hanit добить тральщик Yarmouk. Подойдя к Yarmouk, израильский катер сперва всадил в тральщик еще одну ракету "Gabriel", а затем обстреливал его из 76-мм артустановки, пока Yarmouk не опрокинулся и затонул. После этого Hanit соединился с остальными катерами израильского соединения, которое затем благополучно пришло в Хайфу.

Так, полным разгромом находившися в море сирийских сил без каких-либо потерь с израильской стороны, закончился морской бой у Латакии в ночь с 6 на 7 октября 1973 года - бой, занимающий, судя по всему, такое же место в военно-морской истории, как и бой Monitor и Virginia за 111 лет до этого. Впервые бой велся с применением с обеих сторон противокорабельных ракет. Однако ключевым фактором в бою у Латакии оказались даже не ПКР, а средства радиоэлектронной борьбы, применение которых и обусловило не только победу израильтян, но и полное введение в заблуждение сирийцев (и их советских советников), которые оказались попросту не в состоянии разобраться в остановке ни во время самого боя, ни после него.

Именно это обстоятельство, в частности, привело к бездействию береговой артиллерии у Латакии большую часть боя. Сирийская (и советская) стороны всерьез полагали, что главной причиной успеха израильтян было применение ими вертолетов, якобы доставленных в район боя на малых десантных кораблях и выполнявших функции ложных целей - вертолеты будто бы летали на малых высотах и малых скоростях, имитируя катера, а после пуска по ним ПКР резко набирали скорость и высоту, уводя головки самонаведения ракет и заставляя их терять цель. Сирийцам являлись целые группы "вертолетов", летавших вдоль побережья и именно им приписывалось уничтожение выбросившегося на берег катера пр.183Р. Однако никаких вертолетов не было и в помине.


БОИ У РУНАМИ И ДАМЬЯТТА

Бой у Латакии широко известен, но в тоже время менее известно, что первое боевое столкновение между арабскими и израильскими катерами произошло чуть раньше и в другом месте - у берегов Синайского полуострова. Вечером 6 октября египтяне предприняли набег на северный фланг "Линии Бар-Лева" у Рунами. В нем участвовала группа из семи египетских катеров (пр.205, но, по израильскому источнику, часть катеров была торпедными пр.206, на которых вместо ТА были установлены для обстрела побережья ПУ РСЗО). С целью введения в заблуждение противника египетские катера осуществляли выход в море из различных пунктов базирования.

Около 22.00 египтяне без каких-либо помех нанесли удар с моря (в том числе ракетами П-15) по форту "Будапешт", при этом они не были обнаружены находившейся у побережья Синая группой из трех израильских ракетных катеров.

Ущерб, нанесенный израильским береговым укреплениям от такого рода действий был, скорее всего, несущественным, но эта атака продемонстрировала сложность для Израиля прикрытия своего побережья силами одних только катерных групп без ведения авиационного патрулирования и разведки. На отходе египетские катера были обнаружены и перехвачены выдвинутой еще утром севернее другой уже упоминавшейся группой израильских катеров под командованием Гидона Раза в составе Soufa, Herev и Keshet. Хотя израильские катера быстро вышли на дистанцию ракетного залпа, все 11 произведенных пусков ПКР "Gabriel" оказались неудачными из-за отказов РЛС управления огнем "Orion" на всех трех катерах.

По той же причине малоэффективным оказался и артогонь.

Раз прекратил преследование, вызвав авиацию. Таковая вскоре прибыла в виде одного-единственного самолета F-4E "Phantom-II", экипаж которого тем не менее сумел обнаружить отходящие египетские катера и бомбо-штурмовым ударом потопить ракетный катер пр.205. Характерно, что египтяне так и не поняли, что подверглись атаке израильских ракетных катеров, а запускаемые по ним ракеты египтяне идентифицировали опять-таки как вертолеты, якобы применявшие ПТУР, и даже заявили об уничтожении одного из этих "вертолетов"!

Командование ВМС Израиля, воодушевленное первым успехом у Латакии, запланировало уже на следующую ночь с 7 на 8 октября аналогичный удар уже по египетскому Порт-Саиду. Однако операция сорвалась ввиду того, что вышедший первым в дозор к побережью Синая Hanit сель на мель, и был снят с нее только при помощи других катеров. После этого израильские катера начали отход, но из-за навигационной ошибки Miznag оказался на траверзе Порт-Саида, где был атакован двумя находившимися в базовом дозоре египетскими ракетными катерами пр.183Р. Выпущенные ракеты П-15 в цель не попали, а обоим "египтянам" удалось скрыться.

Оставив три катера в дозоре у Синайского полуострова, Баркаи приказал остальным силам возвращаться в базу.

Не успев как следует пополнить запасы топлива в Хайфе, израильские ракетные катера днем 8 октября получили приказ вновь выдвинуться к египетскому побережью - командование флота намеревалось таким образом оказать поддержку планируемому контрнаступлению израильских сухопутных войск. Вечером Баркаи вывел шесть катеров из Хайфы и повел их на юг. Ожидалось, что к ним присоединятся и три катера, находившихся в дозоре, но после рандеву с дозорными катерами выяснилось, что у них слишком мало топлива и их пришлось отправить в базу. С оставшимися шестью Баркаи пошел к Порт-Саиду.

В 23.50 флагман приказал катерам разделиться на три группы - северную (Reshef и Keshet ), центральную (Eilath и артиллерийский Mifgav) и южную (флагманский Herev и Soufa), которые развернулись общим строем фронта с севера на юг, продолжая двигаться в юго-западном направлении вдоль египетского побережья.

В полночь 9 октября катера южной группы начали артобстрел нефтяных цистерн у Дамьятта, одновременно по указанию Баркаи южной и северной группами был произведен демонстративный отстрел дипольных отражателей с целью привлечь внимание египтян. Замысел увенчался полным успехом - в 00.15 (по другим данным, уже в 00.00) средствами РТР израильских катеров был зафиксирован запуск ракеты П-15 на дистанции около 48 км, вслед за этим были обнаружены четыре египетских ракетных катера пр.205, идущих также строем фронта. В течениии последующих 10 минут египетские катера дали три ракетных залпа с дистанции от 20 до 17 миль.

Все шесть катеров израильской ударный группы дали полный ход навстречу противнику и применили средства РЭБ. "Разрядившись" (по советским данным, были выпущены только шесть ракет, что, однако, представляется маловероятным), египетские катера легли на курс отхода в Александрию.

Дальше полностью повторилась та же история, что и у Латакии - все египетские ракеты П-15 были дезориентированы помехами и упали в море, не причинив никакого ущерба, а удирающие арабские катера были настигнуты более быстроходными израильскими катерами. После 25-минутной погони первой в дело вступила северная пара катеров, охватившая фланг отходящих египтян. Уроки боя у Латакии были учтены и теперь израильтяне стреляли своими ракетами только "наверняка". С дистанции 17 кмKeshet поразил одной ПКР "Gabriel" самый северный катер пр.205, который загорелся.

Однако в этот момент от длительного крейсирования на полном ходу на израильском катере лопнул трубопровод системы охлаждения двигателей, и Keshet был вынужден остановиться с целью исправления неполадки. Подошедший Mifgav добил египетский катер огнем 40-мм автоматов. Одновременно Reshef одиночными ракетами поразил еще два катера пр.205, первый из них был добит артогнем катера Eilath, а второй выбросился на прибрежную отмель, где с ожесточением раcстреливался несколькими израильскими катерами. Reshef продолжал преследовать четвертый уходящий египетский ракетный катер, но в решающий момент снова, как и у Латакии, на израильском катере в результате замыкания отказала система пуска ракет.

Хотя командир Reshef Миха пытался продолжить погоню с целью уничтожения врага артиллерией, категорический приказ Баркаи, опасавшегося, что катер слишком оторвался от главных сил, заставил его повернуть обратно. В результате четвертому египетскому катеру пр.205 удалось уйти.

В 01.30 9 октября израильские силы легли на курс отхода в Хайфу. На отходе израильтяне были атакованы одиночным египетским ракетным катером пр.205, патрулировавшим перед Порт-Саидом, который с дистанции 20 миль выпустил три ПКР П-15. Ни одна из ракет, как обычно, в цель не попала, что не помешало египтянам заявить о "потоплении" одного из израильских катеров.

Как и сирийцы в случае с Латакией, египетская сторона после боя у Дамьятта (который в Израиле называют боем у Дамьята-Балтим) полагала, что имеет дело с израильскими "вертолетами", доставленными на малых десантных кораблях, и что именно их использованием противником в качестве своего рода ложных целей обуславливается низкая эффективность ракет П-15.

УДАРЫ ПО ПОБЕРЕЖЬЮ ЕГИПТА И СИРИИ

Поражения в столкновениях у Латакии и Дамьятта в значительной мере деморализовали командование ВМС арабских стран, которому тактически и технически оказалось нечего противопоставить эффективным действиям современных израильских ракетных катеров. К использованию противником на море средств РЭБ арабская сторона оказалась вообще полностью неготова, и, похоже, даже не осознавала, с чем именно она столкнулась. Вследствие этого, египетский и сирийский флоты со второй декады октября ушли в "глухую оборону", практически полностью отказавшись от каких либо активных действий и ограничиваясь лишь попытками защиты собственных баз.

В свою очередь израильская сторона, фактически овладев морем, стремилась не ослаблять нажима на противника и намеревалась перейти к ударам непосредственно по побережью, базам и портам арабских стран.

Уже на следующую ночь после боя у Дамьятта (с 9 на 10 октября) группа израильских катеров нанесла артиллерийский удар по египетским береговым объектам, операция произошла без какого-либо противодействия со стороны противника.

В ночь с 10 на 11 октября был предпринят аналогичный набег на сирийское побережье - ударной группе из трех израильских катеров была поставлена задача обстрелять нефтяные танки в Баниасе. Группой прикрытия, действовавшей против Тартуса в составе Gaash, Soufa, Hetz и Keshet командовал сам Баркаи.

Обнаружив подход к Тартусу неприятельских кораблей, сирийцы выслали в море два ракетных катера (один пр.205 и один пр.183Р), которые в 23.30 10 октября произвели полный ракетный залп, после чего сразу же стали отходить в гавань. Однако уйти им не удалось - израильские катера успели приблизиться на достаточное расстояние, чтобы поразить оба сирийских катера ПКР "Gabriel", в результате чего те выбросились на берег в районе порта и были в итоге потеряны. Все выпущенные сирийцами ракеты П-15 (всего сирийцы выпустили в этом бою восемь ПКР - еще две, видимо, с катера пр.183Р, находившегося непосредственно в гавани), как обычно, были "уведены" израильскими средствами РЭБ.

Ударная же группа артогнем подожгла часть нефтебаков в Баниасе, после чего прошла к Латакии, где на внешнем рейде ракетами "Gabriel" были потоплены два стоявших там торговых судна - греческое и японское Yamashiro Maru.

В ночь с 11 на 12 октября израильские ракетные катера нанесли новый удар по порту Тартуса, подвергнув его артиллерийскому обстрелу. В самом порту попаданиями двух ракет "Gabriel" было поражено советское транспортное судно Илья Мечников, прибывшее туда с грузом энергетического оборудования для строившейся при техническом содействии СССР электростанции на реке Евфрат. Судно полностью выгорело и село на грунт (впоследствии не восстанавливалось), но среди его экипажа погибших не было. Третья ПКР "Gabriel", пущенная по находящимся в гавани советским судам, угодила в волнолом порта. Ее взрывом был серьезно поврежден один из сирийских катеров.

Сирийские катера в ответ произвели несколько безуспешных пусков ракет П-15 прямо из гавани.

Удары израильских ВМС по Латакии и Баниасу имели место также 20 и 23 октября. Противодействие сирийцев ограничивалось в основном стрельбой береговой артиллерии, которой, по иронии судьбы, и удалось добиться единственного с арабской стороны успеха в борьбе с израильскими ракетными катерами - Saar получил попадание в носовую часть 100-мм снарядом, причинившим некоторые повреждения. Ущерб же, понесенный Сирии в результате всех этих ударов был куда более значительным - были повреждены портовые сооружения, энергетические мощности, уничтожены до 70 процентов нефтяных запасов, находившихся в портах, почти полностью прекращены какие-либо поставки в Сирию морем.

По израильским данным, из опасений высадки с моря израильских десантов сирийское командование в разгар боевых действий на Голанских высотах сняло с сухопутного фронта две бригады (в том числе одну бронетанковую) и перебросило их для обороны побережья.

Одновременно группы израильских ракетных катеров практически каждую ночь действовали у побережья Египта, обстреливая из артиллерийских орудий береговые объекты. В ночь с 14 на 15 октября близ Абукира четыре израильских катера подверглись атаке двух находящихся в базовом дозоре у Александрии египетских ракетных катеров (предположительно, одного пр.205 и одного пр.183Р), которые с предельной дистанции выпустили пять ПКР П-15.

Египетское командование заявило о "самой успешной атаке за весь период боевых действий", в результате которой у израильтян были "потоплены два ракетных и один торпедный катер", чего на самом деле, разумеется, не было. Израильские катера подвергли преследованию уходящих египтян, и повредили один арабский катер (по египетским данным, он был поврежден попаданием ПКР "Gabriel", но экипаж катера сумел погасить пожар - можно предположить, что БЧ ракеты не взорвалась).

Последующие набеги израильских сил на египетское побережье происходили без столкновений с боевыми катерами противника, который пребывал в состоянии полной пассивности. При этом израильтяне беспрепятственно оперировали буквально на всей протяженности египетской береговой линии, доходя на запад до Мерса-Матруха. В ночь с 16 на 17 октября израильские ракетные катера нанесли удар по Порт-Саиду, одновременно с проникновением в эту базу боевых пловцов 13-й флотилии.


ПКР комплекса "Сопка"
В дальнейшем удары были повторены. Известно, что в одном случае египтяне произвели с берега по четырем израильским катерам пуск четырех ракет С-2 комплекса "Сопка", однако все ракеты прошли мимо цели, что неудивительно, учитывая низкую помехозащищенность системы наведения по радиолучу, применяемой в "Сопке". В одном из последних рейдов израильтяне впервые использовали ПКР "Gabriel" для поражения берегового объекта, поразив ракетой египетскую РЛС, которая была серьезно повреждена (наведение ПКР, видимо, осуществлялось через оптический визир).

В том же выходе израильскими катерами были потоплены два египетских мобилизованных рыболовных траулера, использовавшихся в качестве патрульных судов.


источник

Часть 3
Tags: Израиль, История и культура, ЦАХАЛ
Subscribe
promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments