Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Рабби Исраэль Баал Шем Тов. Появление хасидизма

Восемнадцатый век принес с собой очередные ограничительные законы‚ кровавые погромы‚ разрушения и убийства. Повседневная жизнь евреев в польских и украинских местечках и городах становилась всё более невыносимой. Народ не мог жить без надежды‚ хотя бы временами‚ хотя бы изредка. Людям нужна была радость жизни – немедленно‚ ежедневно‚ радость в рамках их религии‚ в рамках того жизненного уклада‚ который складывался столетиями.

И тогда возникло новое религиозное движение среди украинских евреев‚ которое оказало глубочайшее влияние на всю еврейскую жизнь. Это движение называется хасидизм‚ буквальный перевод – учение благочестия‚ от слова "хасид" – благочестивый.
Хасидизм оставался на базе традиционной веры и – что самое главное – внес в ту беспросветную жизнь радость и восторг. Хасиды изгнали грусть из сердец людей и наполнили их восторгом сознания‚ что они евреи. А с этим уже можно было прожить в мире жестокостей‚ унижений и преследований. Как писал один из хасидов: "Тот еврей‚ который не испытывает радости от самого факта‚ что он еврей‚ неблагодарен Небесам; значит‚ им не постигнут смысл того‚ что он рожден евреем".

Не случайно это движение сразу же распространилось по Украине – в Подолии и на Волыни. Еврейское население составляли там деревенские торговцы‚ мелкие арендаторы‚ разносчики товаров‚ корчмари. Это были неискушенные в учении люди‚ которые жили разбросанно‚ в отдалении друг от друга‚ посреди крестьянского населения‚ и когда по большим праздникам они приезжали помолиться в городской синагоге‚ то не могли не почувствовать свою малограмотность‚ – да и ученые евреи давали это понять‚ называя их свысока "ам га-арец" – невежды (буквально – народ земли). Эти неученые‚ но глубоко верующие евреи нуждались в таком человеке‚ который возвысил бы их в собственных глазах‚ удовлетворил их тягу к чудесному, согрел теплотой их веру. И такой человек появился. Он вышел из гущи народа.
 Звали этого человека рабби Исраэль бен Элиэзер‚ или Баал Шем Тов (Бешт)‚ что означает дословно "обладатель доброго имени". Как писали о нем впоследствии: "В восемнадцатом веке появился рабби Исраэль Баал Шем Тов и опустил небеса на землю".

Биографические сведения о жизни этого человека настолько переплелись с легендами‚ что невозможно отделить их друг от друга. Да и нужно ли?.. Рассказывали‚ что Элиэзер‚ отец Баал Шем Това‚ попал в плен во время татарского набега и был продан в рабство. В плену он переходил от одного хозяина к другому и наконец попал к султану. Во время войны Элиэзер дал властелину ценный совет‚ и благодаря этому султан одержал важную победу. Он тут же назначил Элиэзера первым министром и отдал ему в жены дочь визиря. Но Элиэзер был еврей – и женатый еврей‚ а потому вступил в брак только для вида и не имел супружеской близости с новой женой. По ее настоянию он открыл ей свое прошлое‚ она дала ему денег и помогла бежать. По пути в Польшу явился ему пророк Элиягу – Илья-пророк – и сказал: "За твою стойкость и благочестие Бог подарит тебе сына‚ который будет светочем для Израиля; дай ему имя – Израиль‚ ибо в нем исполнится сказанное пророком: "Ты слуга Мой‚ Израиль‚ через тебя Я прославлюсь". Это, конечно, красивая легенда. Но такие вседа придумывает народ.

Родители Баал Шем Това‚ люди бедные и немолодые‚ умерли вскоре после его рождения‚ а перед смертью отец взял маленького сына на руки и сказал: "Помни‚ что с тобой всегда Бог‚ и поэтому ничего не бойся". Эти слова отца Баал Шем Тов повторял затем всю жизнь.

Рабби Исраэль бен Элиэзер родился примерно в 1700 году в местечке Окуп на границе Подолии и Валахии‚ рано остался сиротой‚ учился в хедере на общественный счет. С детских лет в нем проявилось влечение к природе‚ к уединению‚ и он часто убегал из школы. "Поучится некоторое время в хедере‚ – вспоминали о нем‚ – а потом вдруг пропадет на несколько дней. Ищут его‚ ищут – и находят в лесу одиноким‚ сосредоточенным". Пытались его наказывать‚ пытались увещевать‚ а потом исключили из школы и отказали в помощи. Было ему тогда двенадцать лет‚ и чтобы заработать на жизнь‚ он стал помощником меламеда-учителя. Исраэль водил детей в хедер и из хедера‚ сопровождал в синагогу и приучал там к произнесению молитв. Дети привязались к своему наставнику‚ который сам был еще ребенком‚ они молились вместе и вместе произносили "аминь" в положенных местах. И опять в ткань его жизни вплетается легенда. Рассказывали‚ что однажды‚ когда он вел детей в синагогу‚ на дороге показался волк. Но Исраэль не испугался. Ведь это отец научил его когда-то: "Помни‚ что с тобой всегда Бог‚ и ничего не бойся". И двенадцатилетний мальчик убил волка‚ распевая псалмы.

Затем его назначили сторожем в синагоге‚ и там он тоже отличался странностями и причудами. Днем спал или притворялся спящим‚ а по ночам‚ в пустой синагоге‚ молился и читал. Легенда рассказывает‚ что в одной земле жил святой человек по имени Адам‚ который нашел однажды в пещере таинственные рукописи. Перед смертью было ему видение во сне‚ чтобы он передал эти рукописи Исраэлю‚ сыну Элиэзера из Окупа. Умирая‚ Адам приказал своему сыну поехать в Окуп‚ разыскать этого человека и передать ему рукописи‚ которые были ему предназначены. Сын похоронил отца‚ приехал в Окуп‚ стал разыскивать Исраэля‚ сына Элиэзера‚ и с удивлением обнаружил‚ что это четырнадцатилетний сторож синагоги. Он передал ему рукописи‚ и тот изучал их ночами в пустой синагоге. По-видимому‚ Баал Шем Тов занимался тогда практической кабалой‚ читал ходившие по рукам рукописи.


Обстоятельства его жизни бывали порой столь невероятными‚ что неудивительно‚ почему его жизнь так переплетена с легендами. Восемнадцати лет от роду Баал Шем Тов женился‚ но молодая жена умерла вскоре после свадьбы. После этого он переезжал из одного галицийского местечка в другое‚ пока не стал учителем неподалеку от Брод. Он был прям‚ честен‚ опытен в житейских делах‚ прекрасно знал Тору‚ и его часто избирали судьей во всяких спорах и тяжбах.

И так однажды случилось‚ что среди спорящих оказался богатый и ученый еврей Эфраим Кутовер из Брод. Баал Шем Тов произвел на него такое глубокое впечатление‚ что он решил выдать за него свою дочь. Баал Шем Тов согласился‚ и они составили письменное соглашение о предстоящем браке. Возвращаясь домой‚ в Броды‚ Эфраим Кутовер заболел по дороге и умер. А через некоторое время в доме бродского раввина Гершона Кутовера‚ сына Эфраима‚ появился еврей в заношенном крестьянском тулупе. Раввин хотел подать ему милостыню‚ но тот вынул из кармана бумагу‚ подписанную Эфраимом Кутовером‚ из которой следовало‚ что отец решил выдать за этого человека свою дочь‚ сестру рабби Гершона. "Я Исраэль‚ – сказал он‚ – и пришел за той‚ которая назначена быть моей женой". И это не легенда. Это быль‚ которую легко спутать с легендой‚ как и многое другое в жизни этого удивительного человека. Рабби Гершону пришлось согласиться: он не мог пойти против воли отца‚ хоть ему не очень-то улыбалось породниться с таким простолюдином и неучем‚ каким – как ему показалось – был его будущий родственник. Перед свадьбой Баал Шем Тов спросил невесту‚ согласна ли она стать его женой и жить затем в бедности‚ – она согласилась‚ и свадьба состоялась.

Бродский раввин не мог примириться с тем‚ что его шурин – невежда. Он пытался изучать с ним Талмуд‚ а когда из этого ничего не вышло (Баал Шем Тов делал вид‚ что ничего не понимает)‚ раввин предложил своей сестре на выбор: либо развестись с этим "неучем"‚ либо уехать из города‚ чтобы не позорить своего брата. И она предпочла последнее. Раввин купил им лошадь с повозкой‚ и они поселились в Галиции‚ среди Карпатских гор‚ между местечками Куты и Косов. Жена жила в деревне‚ а Баал Шем Тов – в уединении‚ в горном ущелье‚ в глубокой пещере возле озера. Там он молился‚ размышлял‚ изучал каббалу‚ в озере совершал ежедневные омовения. Время от времени жена приезжала к нему в горы‚ и тогда он копал глину‚ наполнял ею повозку‚ а она отвозила ее в город и продавала. На вырученные деньги она с трудом существовала‚ а Баал Шем Тов ел только хлеб: размешивал муку в воде‚ раскладывал тесто тонким слоем на камне и ждал‚ пока солнце высушит его. Так‚ по преданию‚ прожил он в уединении семь лет‚ среди гор‚ долин и лесов – тихой‚ созерцательной жизнью.

Быть может‚ в тот период и определилась основная формула его учения: "Вся земля полна Богом". Легенда рассказывает‚ что в тех же горах жил разбойник по имени Добуш. Однажды Баал Шем Тов указал ему пещеру с подземным ходом‚ через который тот со своим отрядом ушел от преследователей‚ и за это главарь разбойников подарил ему трубку; с ней Баал Шем Тов никогда не расставался и вечно ее курил – трубку Добуша.

Затем бродский раввин Гершон Кутовер снял им в аренду корчму с постоялым двором неподалеку от Кут. Жена с детьми жила в корчме и занималась делами‚ а Баал Шем Тов поселился в лесу‚ в домике‚ где проводил время в молитвах и в изучении "тайны мудрости". В домик он брал с собой только немного хлеба на всю неделю‚ а домой приходил на субботу да еще в те дни‚ когда жена не могла управиться с хозяйством. Но зато по субботам и в праздничные дни он надевал белые одежды‚ восседал во главе стола и с удовольствием угощался вкусными блюдами. Затем он лишился своей корчмы‚ переселился в галицийский городок Тлуст‚ был меламедом‚ резником‚ кантором в синагоге‚ снова бедствовал. Временами он бывал так беден‚ что "пальцы ног торчали у него из дырявых сапог". Многие уже считали его святым‚ который может творить чудеса‚ просили помочь в трудном деле или излечить больного‚ но он постоянно отказывался‚ потому что до тридцатишестилетнего возраста ему запрещено было свыше "открываться миру". И он ждал своего часа.


Еще с шестнадцатого века в Польше‚ Литве и на Украине появились чудотворцы-исцелители‚ которых называли "баал шем" – "владеющий именем (Божьим)". Они лечили амулетами‚ травами‚ курением‚ заговариванием и нашептыванием‚ и лучше всего поддавались излечению нервные расстройства‚ меланхолия и помешательство. На маленьком пергаменте писали имя больного и имя его матери‚ таинственные формулы с именами ангелов и злых духов‚ заклинания и непонятные сочетания букв‚ – такой пергамент носили на шее для предохранения от болезней‚ он предназначался для роженицы‚ новорожденного‚ для больного нервным расстройством. Особой славой пользовался рабби Иоэль Баал Шем – Иоэль Чудотворец‚ который на глазах у всех изгнал злого духа из помешанного с помощью заклинаний. Про него же рассказывали‚ как однажды он спасался с евреями в лодке‚ но казаки нагоняли их‚ – тогда рабби Иоэль привесил к парусу таблицу с каббалистическими фигурами и заклинаниями‚ лодка понеслась вперед с огромной скоростью‚ а преследователи отстали. И в последующие века бродячие "баал шемы" переезжали с места на место и привлекали к себе тех‚ кто желал излечиться‚ – хотя многие раввины категорически запрещали пользоваться амулетами.

Когда Баал Шем Тову исполнилось тридцать шесть лет‚ он стал кабалистом-исцелителем‚ странствовал по городам и деревням Подолии и Волыни‚ лечил больных молитвами‚ заклинаниями‚ амулетами и травами. По-видимому‚ во время долгого пребывания в лесах и горах он узнал целебные свойства трав и стал искусным в лечении болезней. Как писал современник: "Когда он приехал в Радвил‚ стали ходить к нему массами жители города за лекарствами‚ и так повторялось в прочих городах‚ по которым он разъезжал‚ так что он привез домой много денег". Описание его жизни тех времен полно рассказами о сотворенных им чудесах; его называли в народе "чудотворцем"‚ "добрым баал шемом"; он лечил не только евреев‚ но и поляков‚ а когда его спрашивали‚ откуда он всё это знает‚ Баал Шем Тов коротко отвечал: "Господь меня научил". Но бывало и так‚ что он отказывался лечить больного‚ "когда свыше его извещали‚ что этому больному не суждено выздороветь".

Быстро росла его слава – не только исцелителя‚ но и святого человека‚ праведника‚ который обладал даром прорицания. Рассказывали сказки‚ что Баал Шем Тов умел угадывать мысли людей‚ обладал великой каббалистической тайной становиться невидимкой‚ в короткое время преодолевал огромные расстояния‚ потому что при необходимости "земля двигалась под ним быстрее". Он горячо молился в синагоге‚ раскачивался всем корпусом‚ иногда вскрикивал‚ а когда все уходили‚ долго молился в одиночестве. Баал Шем Тов объяснял это таким образом: когда в молитве он доходил до слов "Благословен Ты‚ Боже‚ воскрешающий мертвых!"‚ к нему слетались тысячи грешных душ умерших людей‚ каждая душа просила помолиться за нее‚ спасти от адских мук‚ – потому он и молился так долго.

Около 1740 года Баал Шем Тов поселился в Меджибоже‚ где и провел последние двадцать лет своей жизни. К нему приезжали и приходили со всех сторон – для исцеления‚ поддержки и совета. В Меджибоже образовался вокруг него кружок ближайших учеников‚ человек шестьдесят; они слушали его проповеди‚ запоминали‚ распространяли его учение в народе. В короткий срок хасидское движение охватило еврейское население Подолии‚ Волыни и Галиции‚ а затем распространилось на Польшу‚ Молдавию‚ Белоруссию‚ Валахию‚ Закарпатье‚ Трансильванию и Словакию. Среди его учеников были и видные раввины: рабби Яаков Йосеф Коэн из Шаргорода‚ рабби Меир Маргалиот из Львова‚ и даже шурин Баал Шем Това‚ бродский раввин Гершон Кутовер стал преданным его учеником и последователем.

К Баал Шем Тову влекло многое – его слава чудотворца‚ простота и дружелюбие‚ любовь к простому человеку‚ постоянная готовность утешить и ободрить. Он часто ходил по улицам и базарам – "всегда с трубкой во рту"‚ останавливался‚ "разговаривал даже с прохожими бабами"‚ мог выпить в компании и никогда не пьянел при этом. Он был небогат‚ но постоянно помогал бедным и выкупал у панов задолжавших мелких арендаторов. Баал Шем Тов часто повторял‚ что простой человек‚ проникнутый верой и умеющий горячо молиться‚ дороже Богу‚ чем ученый раввин‚ погруженный только в изучение Талмуда‚ – и это нравилось многим.

К концу его жизни было уже около десяти тысяч его последователей. Они поддавались обаянию своего учителя‚ его религиозному восторгу‚ безграничной и радостной вере в Бога; сильное впечатление производили на них и его проповеди‚ которые были наполнены притчами. Рабби Исраэль Баал Шем Тов учил: "В книге "Берешит" написано: "И сказал Господь: "Создадим человека". Но к кому же Он тогда обращался‚ когда не было еще людей на земле?.. А обращался Господь к человеку. Он говорил: нас двое‚ так возьмемся за дело и сотворим человека. Ведь если ты не поможешь Мне‚ как же Я смогу сотворить тебя один?"


Рабби Исраэль бен Элиэзер не оставил после себя письменных трудов. Он распространял свое учение устно: для учеников‚ в синагогальных проповедях и в частных беседах. Он ничего не записывал и не любил‚ когда это делали другие: "Я сказал одно‚ ты услышал другое‚ а записал третье". Ученики вспоминали‚ что он часто повторял: "Всё‚ что я внес нового или заимствовал от других‚ хранится глубоко в моем сердце и известно лишь одному Богу. А всё то‚ что я проповедовал людям‚ составляет ничтожный остаток‚ невольно вылившийся из вместилища моего духа‚ как выливается малая часть воды из переполненного сосуда". Через двадцать лет после его смерти вышла книга его ученика раввина Яакова Йосефа Коэна‚ в которой изречения Баал Шем Това приводились с таким постоянным повтором: "слышал я от учителя моего... " Выходили затем и другие книги под контролем ближайших учеников Баал Шем Това‚ и по этим источникам можно составить понятие об учении основателя хасидизма.

Баал Шем Тов учил‚ что весь мир образовался из Божества‚ есть проявление Божества и что Бог везде и во всем. Он говорил: "Мир во всем своем разнообразии создан как бы из самого Бога и вместе с тем неотделим от Него‚ подобно тому как складка на платье сделана из самого платья и в нем остается. Мир – из Бога и в Боге". Он учил‚ что Бог наполняет всё‚ присутствует во всем‚ даже в самых незначительных предметах‚ даже в помыслах‚ и Его вмешательство в человеческие дела – непрерывно. "Пусть человек знает‚ что когда он смотрит на материальные вещи‚ он, в сущности, всматривается в лик Господа‚ в этих вещах присутствующего‚ и помня это‚ человек постоянно‚ даже в мелочах‚ может служить Богу". Но если Бог присутствует во всем‚ то ничто и никто не может быть абсолютно плохим. Это значит‚ что к каждому человеку надо относиться как к праведнику‚ потому что никто не падает так низко‚ чтобы не быть в состоянии подняться затем до Бога. Грешники так же близки к Нему‚ как и праведники‚ и их грехи являются следствием временного заблуждения. "Всё в мире полно Творцом‚ и всё совершаемое по замыслам человеческим‚ вплоть до ничтожнейших событий‚ есть‚ в сущности‚ мысль Божья".

Между небом и землей‚ учил Баал Шем Тов‚ между миром Бога и миром человека существует постоянная и непрерывная связь‚ постоянное взаимодействие‚ и не только Бог влияет на человеческие дела‚ но и человек влияет на высший мир. Человеческие мысли‚ слова и дела вызывают изменения в мире Бога: "Когда человек жалостлив на земле‚ жалость пробуждается и в небесных сферах... – говорил Баал Шем Тов. – Человек – как бы лестница‚ вершиной своей упирающаяся в небо; все его поступки и слова оказывают воздействие на небесные сферы". Силой своей молитвы человек может повлиять на Бога‚ и через Бога – на весь мир. Для этого молитва не должна быть машинальным обрядом‚ но – восторженным порывом к небу‚ излиянием души‚ полным слиянием человеческой души с Богом. Творцу надо служить не печалью‚ но радостью‚ и хороши те слезы‚ которые у человека от избытка восторга. "Пусть человек постоянно пребывает в радостном расположении духа‚ пусть думает и верует‚ что Бог находится всегда с ним и охраняет его; что он смотрит на своего Творца‚ а Творец на него; что от воли Бога зависит во всякую минуту разрушить мир или воссоздать его‚ что в Боге источник всех благ и всех страданий‚ что во всяком предмете есть частица Божественной жизненной силы‚ а следовательно‚ только на Бога надо уповать и только Его бояться".

Баал Шем Тов был категорически против изнурения плоти и излишних постов‚ потому что "основным для человека являются три вещи: любовь к Богу‚ любовь к народу Израиля и любовь к Торе; нет надобности в подвигах аскетизма". "Посты вызывают печаль"‚ неугодную Богу‚ потому что человек должен служить Ему в радости. "Когда слабеет тело‚ ослабевает и дух‚ и человек не в состоянии молиться нужным образом"‚ то есть с восторгом и самозабвением. Человек не должен предаваться печали даже по поводу того‚ что он согрешил‚ но‚ осознав это‚ должен радостно служить Всевышнему. "Если‚ – учил Баал Шем Тов‚ – перед вами два врача‚ лечащих с одинаковым успехом‚ один при помощи горькой‚ а другой при помощи сладкой микстуры‚ – кого из них предпочтете? Конечно‚ последнего. То же и в религии: тот‚ кто предписывает людям пост и истязание плоти‚ вызывает в них печаль и заставляет смотреть с осуждением на своих близких‚ которые не могут быть отшельниками; тот же‚ кто учит людей радостному служению Богу‚ вселяет в них отрадный взгляд на жизнь и возбуждает добрые чувства в людях‚ убеждая их‚ что Бог – во всем".

В противоположность общепринятому мнению Баал Шем Тов считал‚ что за проступки не нужно налагать посты и другие наказания‚ но лучше всего искупить грех сердечным покаянием. "Если даже человек совершил грех‚ он не должен слишком сокрушаться‚ а пусть лучше‚ огорчившись сделанным‚ искренне покается в сердце своем и затем опять возрадуется в Боге. Если что-нибудь препятствует человеку совершить то или другое богоугодное дело‚ он также не должен печалиться‚ потому что Бог знает сердца людей и понимает‚ что тут было доброе желание‚ но только возможности не было". Известен случай‚ когда некий проповедник обличал слушателей в синагоге‚ пугал вечными загробными муками‚ а Баал Шем Тов рассердился и сказал: "Ты напрасно ругаешь евреев. Погляди: бедный еврей весь день бегает‚ суетится‚ чтобы в поте лица заработать себе кусок хлеба; но как только настает вечер‚ он в испуге бросает свои дела и‚ опасаясь пропустить время молитвы‚ забегает в синагогу‚ чтобы хоть наскоро помолиться. Он молится и от забот не знает‚ что шепчут его уста‚ и все-таки там‚ на небесах‚ хор ангелов содрогается‚ когда к ним доносятся слова этой молитвы".

В те времена считалось‚ что изучение Закона должно быть на первом плане. Ученый человек был выше человека неученого‚ честного и богобоязненного. Баал Шем Тов не отрицал пользы учения‚ но он утверждал‚ что оно нужно не само по себе‚ а как средство к возбуждению религиозного чувства‚ и был против таких ученых‚ которым "из-за непрерывного изучения Торы некогда думать о Боге". "Есть два разряда людей‚ – учил он. – Есть люди грешные‚ умышленно нарушающие заповеди Бога. Но есть также люди‚ которые сами себя считают и другим кажутся праведниками на том основании‚ что они постоянно изучают Закон‚ постятся и молятся. На самом же деле все их труды напрасны‚ потому что им недостает горячей привязанности к Богу‚ полной веры‚ возможности постоянного общения с Творцом; они не понимают‚ как следует учиться‚ молиться и служить Богу‚ они упускают самую суть веры. Разница между этими людьми и явными грешниками та‚ что последние при искреннем покаянии могут еще вернуться к Богу; первые же неисправимы‚ потому что слишком ослеплены‚ чтобы видеть истину‚ считают самих себя праведниками‚ а потому и не думают каяться в своих заблуждениях".

Цель человеческой жизни‚ учил Баал Шем Тов‚ соединение с Богом‚ и эта цель достигается при помощи молитвы. "Всё‚ чего я достиг‚ – говорил он‚ – я достиг не столько изучением Торы‚ сколько молитвой". "Молитва – это своего рода соединение с Божеством... Во время молитвы человек должен как бы освободиться от материальной оболочки‚ потерять самоощущение‚ то есть дойти до такой ступени‚ на которой не различаешь‚ живешь на земле или нет". Чтобы привести себя в такое состояние‚ порой необходимы резкие телодвижения‚ вскрикивания‚ покачивания из стороны в сторону. "Тот‚ кто смеется над такими странными телодвижениями‚ – говорил Баал Шем Тов‚ – подобен человеку‚ который стал бы смеяться над судорогами и криками тонущего. Ведь и молящийся‚ совершая подобные движения‚ борется с волнами земной суеты‚ не дающей ему сосредоточиться на мысли о Божественном". Но молитва – не единственная форма служения Всевышнему. Служить Ему можно также возвышенными помыслами‚ исполнением заповедей‚ иной раз даже будничным разговором.

"Во всем‚ что существует в мире‚ – учил Баал Шем Тов‚ – заключены Божественные искры‚ даже в деревьях и в камнях‚ во всех делах‚ совершаемых людьми; даже в грехах человеческих есть искры Божии‚ только искры тлеющие‚ тусклые‚ которые‚ однако‚ могут снова воспламениться и вознестись ввысь через покаяние". Главная задача человека – это постоянное общение с Богом‚ связывание с Ним всех мыслей и поступков‚ ощущение постоянного Его присутствия. Это общение возвышает человека и позволяет ему смотреть на всё земное с высоты небес. "Если человек постигнет‚ что всё в мире имеет реальное бытие только от Бога и в Боге‚ то он легко сообразит‚ что вместо того‚ чтобы увлекаться разными земными страстями‚ гораздо лучше соединиться с Источником и с Творцом этих страстей‚ по мановению Которого всё возникает и исчезает. Ведь лучше опереться на ствол‚ нежели на ветку".

Праведник – цадик – полнее других осуществляет слияние с Богом‚ он может достичь наибольшей степени откровения‚ и его молитва способна оказывать большее влияние на небесные сферы‚ нежели молитвы других людей. Цадик – наставник и духовный руководитель‚ душой он постоянно находится на небе и опускается вниз только для того‚ чтобы поднимать людей наверх и спасать их души. Праведник спасает людей своими заслугами‚ даже грешников‚ потому что "тлеющий огонь – все-таки огонь‚ и в любую минуту он может разгореться". "Как отцу приятно делать угодное любимому сыну‚ так и Богу приятно исполнять желание праведника". Поэтому человек должен прилепиться душой к праведнику‚ а "кто прославляет праведника‚ тот как бы изучает тайны мироздания".

Рабби Исраэль бен Элиэзер скончался в Меджибоже и перед смертью избрал своим преемником одного из лучших учеников. Это был рабби Дов Бер из Межирича‚ "Великий магид" – проповедник. В первый день праздника Шавуот рабби Исраэль еще ходил‚ принимал посетителей‚ сказал краткую проповедь‚ но ближайшим ученикам сообщил‚ что в этот день он уходит из мира. "Не тревожьтесь обо мне‚ потому что я выйду в одну дверь и войду в другую‚ но я сокрушаюсь о вас‚ которые должны понести потерю". Один из учеников стал молиться за него. "Слишком поздно‚ – сказал учитель. – Свершилось‚ и свершившегося не отменить". Затем он много говорил о вере‚ о душе‚ о смысле жизни – всё тише и невнятнее‚ пока его не перестали понимать. Вечером того же дня он скончался – двадцать второго мая 1760 года‚ в седьмой день месяца сиван 5520 года по еврейскому календарю. Его могила цела по сей день на кладбище в Меджибоже‚ а в начале двадцатого века существовала и старая синагога‚ где он когда-то молился, – полуразвалившееся здание‚ которое хасиды не реставрировали‚ оставляя в том виде‚ в каком оно было при Баал Шем Тове.


Феликс Кандель
Tags: ЖЗЛ, История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments