Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Господь и Его Ашера?

1. Послание

2. от Амарьо (Амариява)

3. Скажи господину моему:

4. в здравии ли ты?

5. Благословляю тебя Y

6. HWH Теймана

7. и Ашератой (или, Его Ашерой). Да бла-

8. гословит тебя и сохранит тебя!

9. И да пребудет (Господь?) с моим господином

10. во[веки]?

1. אמר

2. אמריו א

3. מר לאדוני

4. השלום את?

5 ברכתך לי

6. הוה תמן

7. ולאשרתה יב

8. רך וישמרך

9. ויהי עמ אדנ

10. י[עד עלמ]

Если первое послание не сохранило имя отправителя, то мы узнаём его из второго письма: «Амарьо» или «Амариав». Он благословляет человека, у которого находится в подчинении, именем YHWH Теймана и Ашератой (или, Его Ашерой).

Пифос A фиксирует словосочетание «YHWH Шомрона (Самарии)», значит отправитель из Шомрона, столицы Израильского царства (Мелахим I (3 Цар.) 16:24).

Пифос B говорит об YHWH Теймана. Тейман - полуденная страна, южная часть Эрец-Исраэль. В книге пророка Хавакука (Аввакум) (7 в. до н. э.) содержится фраза: אלוה מתימן יבוא וקדוש מהר-פאר «Бог из Теймана придёт и Святой от горы Паран» (Хав. 3:3).
Писание рассказывает о ханаанском божестве Баале (Ваал) как о покровителе определённого места, напр.: «Бааль Гад», «Бааль Хацор», «Бааль Кармель», «Бааль Тамар» и т. д.
Возможно, на определённом этапе становления или отступления от синайского откровения, нечто подобное происходило и с Богом Исраэля. YHWH был Богом Шомрона, Теймана, Иерусалима, Иудеи. Израильтяне подражали хананеям, превращая YHWH в божество определённой территории, покровителя своего места.
Иудейские священники, ратующие за единение культа, внедряли мысль об универсальном Боге, который владычествует над всей землёй. Яркий пример торжественного определения единого Господа: «Слушай Исраэль, YHWH, Бог твой, YHWH един» (Дварим (Втор.) 6:4).
Надписи из Кунтиллет Ажруда содержат имя не только Бога Исраэля, но и ближневосточной богини, известной как аморрейская Ашрату, хеттская Ашерту, угаритская Асирату, ханаанейская Ашера. В угаритской мифологии она является супругой бога Илу.
В Писании богиня Ашера, в честь которой воздвигали статуи, встречается десятки раз, например: «И вынес он Ашеру из дома YHWH за Йерушалаим, к потоку Кидрон, и сжег её у потока Кидрон… И разрушил дома (храмовых) блудников(или, скорее блудниц), которые  были при храме YHWH (Господнем), где женщины ткали покровы для Ашеры» (Мелахим II (4-Цар.) 23:6-7).
Ашера ещё и священное дерево, вероятно посаженное в честь богини: «Не сади себе ашеру (אשרה)и какие либо деревья при жертвеннике YHWH, который ты сделаешь себе» (Дварим (Втор.) 16:21).
Слово «ашер» אשר означает счастье, блаженство, удачу. Леа родив сына, радостно восклицает: «На благо (беашри באשרי) мне, ибо блаженною  признают меня женщины. И нарекла ему имя Ашер (אשר(Берейшит (Быт.) 30:13).
В принципе, можно перевести столь спорную фразу: «Благословляю тебя (именем) YHWH и Его священной дубравой», или «Благословляю тебя (именем) YHWH и Его удачей».
Впрочем, несмотря на заманчивость двух последних версий, они мне не кажутся вполне состоятельными, однако общепринятый перевод «Ашера Его» тоже не совсем однозначный.
Предполагается, что «Ашерата» (אשרתה) означает «Ашера Его» (אשרתו, אשרה שלו).  Окончание «hей» ה в древности нередко употреблялось вместо «вав» ו, которое указывает на принадлежность объекту мужского рода. Однако нигде не зафиксировано, включая внебиблейские источники, чтобы окончание принадлежности присоединяли к личным именам, возьмём к примеру имя Адам, не может быть אדמתו/אדמתה(Адам Его).
Грамматически вполне вероятно, что речь идёт о некоем предмете под названием  «Ашерата», например: ашера Его (священное дерево Его).
Вполне возможно, что в нашем случае «ашера» - это священное дерево, тем более рисунки из Кунтиллет Ажруда посвящены культовому дереву. И хотя из Библии «святое древо» сопровождающее Бога Израиля неизвестно, это не значит, что не существовало некой древней традиции. Мы знаем об одном священном предмете – посохе Аhарона, который бережно хранился в священном месте.
«И было, на следующий день, когда вошёл Моше в Скинию откровения, и вот, расцвел посох Аhарона из дома Леви, расцвел цветами, пустил почки, и созрел на нём миндаль…. И сказал YHWH (Господь) Моше: положи опять посох Аhарона  перед заветом откровения на сохранение, в знамение сынам строптивым…» (Бемидбар (Чис.) 17:23-25).
Кроме этого, Писание сообщает о другой святыне - медном змее «Нехуштан», которого израильтяне почитали как божество и вполне возможно благословляли его именем. (Мелахим II (4-Цар. 18:4).
Можно предположить, что рисунки в Кунтиллет Ажруде запечатлели известный библейский мотив «дерево жизни», только в нашем случае, вместо херувима, охраняющего святыню, - изображён лев (Берейшит (Быт.) 3:22-23).

Пифос А. Изображение священного дерева и льва охраняющего (?) его.

Впрочем, Израиль в определённые периоды свой истории поклонялся Ашере и Астарте, поэтому надписи из Кунтиллет Ажруда отражают реальное положение ситуации 9-8 вв. до н э. зафиксированной Писанием. Известно, что даже великий царь Соломон построивший храм в честь Бога Израиля, склонил своё сердце к Ашторет: «И последовал Шеломо за Ашторет, божеством цидонян» (Мелахим I (3-Цар. 11:5).
Народ по точному выражению пророка Элияhу (9 в. до н. э.): «хромал на оба колена». Придерживался веры в YHWH, но при этом поклонялся Ваалу и Ашере: «А теперь пошли собрать ко мне весь Исраэль  к горе Кармель, и четырехсот пятидесяти пророков Баала, и четырехсот пророков Ашеры, питающихся от стола Иезавели. И послал Ахав ко всем сынам Исраэля, и собрал пророков к горе Кармель. И подошел Элияhу ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если YHWH есть Бог, то следуйте Ему, а если Баал, то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова» (Мелахим I (3 Цар.) 18:20-21).
Смешение культов происходило не только в северном израильском царстве, но и в Иудее. В Хирбет Эль Ком недалеко от Хеврона в одной из гробниц был обнаружен любопытный текст и изображение перевернутой ладони - древнейшего символа присутствия божества. В данном случае рисунок правой ладони, возможно, означает «десницу Господню».

Фото © Музея Израиля, Иерусалим, Нета Дрор

Хирбет- эль-Ком, 7 - ой век до н. э. Камень: высота: 34; ширина: 40 см.

(Для) Урияhу сановника начертано:  
Благословен Урияhу у YHWH (Господа)
охраняющего меня (?) и у Ашераты (или, Его Ашеры) спасающей его.
Урияhу.

אריהו השר כתב
ברך אריהו ליהוה
נצרי ולאשרתה הושע לה
לאריהו

Считали ли израильтяне Ашеру супругой YHWH, который для многих заменил Эла, включая даже статус мужа богини, или же речь идёт о смешении культов? Трудно сказать, вероятно, присутствовало и то и другое, единство мысли никогда не было у евреев. В надписях из Кунтиллет Ажруда не указано, что YHWH является супругом Ашераты (если речь действительно идёт о богини, а не о святом предмете), поэтому, на мой взгляд,вопрос остаётся открытым.

Рами Юдовин
Tags: Археология, Израиль, История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “Археология” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments