Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Единственное небиблейское свидетельство существования Первого Храма.

При раскопках верхней части города Арад в иудейской крепости, был найден архив коменданта крепости с большим количеством писем (VIII-VII до н. э.) на иврите нанесённых чернилами на глиняные черепки. Остраконы свидетельствуют о  политических и военных событиях существования Иудеи времён Первого Храма: конфликту с Эдомом и соответствующим военным мероприятиям — перемещениям войск, усилению крепостных гарнизонов, инструктированию кипрских наемников (возможно, как-то связанных с филистимлянами, кстати, выходцами из Кипра, сошедшими с исторической арены на тот  момент), распределению продовольствия — муки, масла и вина, присланных из смежных районов (возможно, в качестве царского налога). Арадские письма чрезвычайно богаты различными данными относительно исторической географии региона, роли крепостей, иудейской военной иерархии, лингвистической специфики, иудейских имён, количеством пищи, потребляемой войсками, и аспектов повседневной жизни, таких как чиновная система, меры весов, метрология и пр.
Большинство писем составляют архив крупного военного сановника, командовавшего крепостью на последней фазе её существования. Среди остраконов Арада находится письмо от одного из последних иудейских царей, связанное с международными событиями, упоминающее египетского фараона, также рассматриваемый нами остракон №18, в котором упоминается Храм Соломона.

Первая сторона остракона:

1. Предназначено моему господину, Эли-

2. яшиву. YHWH (имя Бога יהוה)

3. да справится о твоём благополучии. А теперь

4. выдай Шмарьяhу

5. меру (неизвестное обозначение меры веса, возможно половина хомера)
и Кераси (потомку Кероса,  упоминаемого в кн. Неемии 7:47)

6. выдай хомер . А в отно-

7. шении того,

8. что велено мне – благополучно.

9. (В) Доме YHWH (скорее всего, речь идёт о Храма Господнем).

Вторая сторона остракона:

10. он пребывает.

Это послание  было отправлено коменданту крепости Арада Элияшиву одним из его подчинённых. Из письма следует, что он находится в Иерусалиме по поручению своего начальника. Отправитель письма  посчитал остаться инкогнито, впрочем, вероятно, существовал обычай, в некоторых случаях передавать имя через посыльного.
В письме зафиксирована древний вид благословения:
יהוה ישאל לשלמך
«Да справится YHWH (Господь) о твоём благополучии».
Такая форма не встречается в лахишских письмах (7 в. до н. э.), но имела распространение  ещё в ханаанский период. Мы не можем точно сказать были ли установленные, традиционные формы приветствий или можно было выбрать благословение из разных существующих вариантов, придумать своё? Смысл этого благословения примерно такой: «Да позаботится о тебе Господь».
В четвертой строке письма звучит повеление  «выдай» תן. На первый взгляд несколько странно – подчинённый как-бы отдаёт приказ своему начальнику. Возможно, такая форма свидетельствует о сложившейся традиции выдачи продуктов в администрации Иудеи.
И теперь самое интересное и сенсационное.
В 9 и 10 строках остракона написано: «в Доме YHWH (Имя Господа) он пребывает».
Видимо, речь идёт о поручении Элияшива, в котором требовалось спрятать кого-то в Храме, служившим убежищем для гонимых, сохраняя древнюю традицию «городов убежищ».
Известно, что «Дом YHWH» называли любой храм посвящённый Богу Израиля. Например:
«Когда же вскормила его, пошла с ним в Шило (Силом), взяв три тельца [и хлебы] и одну ефу муки и мех вина, и пришла в Дом YHWH(Господа) в Шило (Силом), [и отрок с ними]; отрок же был еще дитя» (1 Цар. 1:24).
Однако, во времена иудейского царя Иошияhу ויאשיה (Иосии) была проведена полная религиозная реформа, в рамках которой были разрушены храмы, жертвенники, высоты по всей стране и учреждено единое место поклонения Богу Израиля – Иерусалимский храм:
«и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты пред воротами, - ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот» (4- кн.  Царств 23:8-9).
«Он разрушил жертвенники и посвященные дерева, и кумиры разбил в прах, и все статуи сокрушил по всей земле Израильской, и возвратился в Иерусалим. В восемнадцатый год царствования своего, по очищении земли и дома Божия, он послал Шафана, сына Ацалии, и Маасею градоначальника, и Иоаха, сына Иоахазова, дееписателя, возобновить дом Господа Бога своего. И пришли они к Хелкии первосвященнику, и отдали серебро, принесенное в дом Божий, которое левиты, стоящие на страже у порога, собрали из рук Манассии и Ефрема и всех прочих Израильтян, и от всего Иуды и Вениамина, и от жителей Иерусалима, и отдали в руки производителям работ, приставленным к дому Господню» (2-Пар.   34:7-10).
Значение этого остракона трудно переоценить, ведь он является чуть ли не единственным  свидетельством существования Первого Храма из внебиблейских источников.

Рами Юдовин
Tags: Археология, Израиль, История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “Археология” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments