Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Остракон из Мецад Хашавьяhу. Из истории Эрец-Исраэль

Примерно в 17ОО метрах к югу от Явне-Яма (Израиль), были обнаружены руины древней крепости, рядом с которой был найден разломанный на семь частей остракон (черепок глиняного сосуда). Высота 2О см; ширина верхней части 7.5 см; в самом широком месте 1О строчки ширина 16.5 см. Текст записан на древнем, библейском иврите и получил название «Жалоба жнеца».

http://www.yudovin.co.il/websitesfolders/00000447/upload/books/bible/shemot/22.jpg

Остракон  «Жалоба жнеца» (7 в. до н. э., музей Израиля. Иерусалим).

Надпись рассказывает о человеке, привлечённом к трудовой повинности в качестве жнеца в хозяйстве царей Иудеи в Хацер-Ассаме. Жнец обращается к начальнику с жалобой на некого hошаяhу, сына Шовайи ((הושעיהו בן שבי, который, видимо, был надзирателем над работами. Крестьянин, по мнению надзирателя, не выполнил норму, и поэтому тот забрал одежду (вероятно, плащ многоцелевого использования) и не вернул её, что являлось нарушением закона Моисея: «Если возьмёшь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ему» (Исх. 22:25). Писание зафиксировало возможность брать одежду должника в качестве неуплаты долга (Исх. 22:25; Втор. 24:13). Пророк Амос гневно обличает стяжателей: «На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино,взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих» (Ам. 2:8).
Жалобщик утверждает, что одежда забрана несправедливо, так как норма была выполнена, и товарищи по работе могут подтвердить это, и поэтому он требует от начальника справедливости и возвращения одежды. Вероятно, надпись выполнена профессиональным писцом или грамотным человеком со слов жнеца. Остракон был найден в помещении для стражи расположенной возле крепости и возможно не попал к адресату.
«Да услышит господин мой начальник, слова раба своего (1). Раб твой выполнял работу в Хацер-Ассаме (2), и собрал (урожай) раб твой согласно дням (норме). До возвращения твоего (или, до субботы) раб твой собрал урожай, согласно дням (норме). Пришёл hошаяhу сын Шовайи (3) и забрал одежду (вероятно, плащ) после того как исчислил собранное мной согласно дням. И взял одежду раба твоего, и все братья подтвердят это - собиравшие со мной (урожай) под зноем [солнца]. Братья мои истинно подтвердят, что я не виновен. Прошу, верни мою одежду, будь милостив, верни одежду рабу своему...» (перевод Рами Юдовина).
1. Общеупотребляемое словосочетание «раб твой» (напр. 1-кн. Цар. 25:24) не свидетельствует о социальном положении жалобщика, который вряд ли был рабом, но повинным работником: «И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал над ними» (3-кн. Царств 5:13-14).
2. Хацер-Ассам – название небольшого поселения. Слово «хацер» означает поселение неогороженное стеной, «ассам» - житница: «Ниспошлёт тебе Господь благословение в житницах твоих (באסמך)» (Втор. 28:8). В Библии упоминаются такие поселения как «Хацер-Адар» (Чис. 34:4 ), «Хацер-Суса» (И. Нав 19:5; 1 Пар 4:31), «Хацер-Шуаль» (И. Нав 15:28; Неем. 11:27).
3. hoшаяhу сын Шовайи был чиновником, надзирателем. Вероятно, происходит из семьи левитов: «Левиты, потомки Йешуа и Кадмиэла из сынов Одавьи – семьдесят четыре. Певцы, потомки Асафа, – сто двадцать восемь. Потомки стражей ворот: сыны Шаллума, сыны Атэйра, сыны Талмона, сыны Аккува, сыны Хатиты, сыны Шовайи – всего сто тридцать девять» (Эзра 2:41-42).

Рами Юдовин
Tags: Археология, Израиль, История и культура
Subscribe

Posts from This Journal “Археология” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments