Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

СОЖЖЕННЫЕ ЗА МИЛОСЕРДИЕ. Польские праведники народов мира

6 декабря 1942 года стал одним из самых страшных дней в истории жителей небольшого городка Старого Чепелева. Ранним утром отдел немецкой жандармерии окружил дома Адама Ковальского, Петра Обухневича и Владислава Косера, подозреваемых (скорее всего из-за доноса) в помощи евреям. Когда в домах собрались все члены их семей (в большинстве — дети и даже младенцы), эсесовцы начали допрос. Через несколько часов раздались выстрелы, а вскоре загорелись дома обвиняемых. Когда пожар утих, нацисты приказали жителям городка закопать в одной яме обуглившиеся останки их соседей. Всего в тот день погибло 34 человека.

История страданий и жестокой смерти нескольких семей из Чепелева и окрестностей — это только один из актов трагедии, участниками которой оказались поляки, осознанно рисковавшие своей жизнью, помогая обреченным на смерть евреям…

kowal061a

Семья Ковальских незадолго до гибели. Слева стоит Янка, родители держат Хенрика и Тадеуша, над ними стоят Стефан и Зося (в окне)

Весной 1942 года начались массовые акции ликвидации еврейского населения — евреев, собранных в гетто, массово и систематически стали вывозить в концлагеря. Выжить могли только те, кому удалось бежать и найти убежище у поляков. Однако такое решение было связано с огромным риском. Беглецы жили в постоянном страхе, как преследуемые животные, под постоянной угрозой расстрела.

Нацисты, понимая, что успех акции депортации и экстерминации евреев зависит и от местного населения, пробовали затерроризировать поляков: за какую бы то ни было помощь, уделенную еврейским беглецам, была предусмотрена единственная кара — расстрел. Уже в сентябре 1942 года гитлеровцы из Центрального Губернаторства выдали приказ, в соответствии с которым смертной казнью каралось не только укрывательство евреев, но и продажа им еды. Эффективность исполнения этого приказа обеспечивали специально созданные группы, которые после проведенных акций депортации еще раз прочесывали очищенные от евреев территории. Пойманных "с поличным" поляков расстреливали на месте, без следствия, вместе с укрывавшимися у них евреями. В такой ситуации любой жест поддержки становился проявлением героизма.

Таким образом, убийство польских семей, совершенное 6-8 декабря 1942 года в Старом Чепелеве, было частью общей политики экстерминации, проводимой оккупантами. Однако, эта акция, направленная против поляков, несущих помощь евреям, была, наверное, самой значительной и самой жестокой во всем Центральном Губернаторстве. Каждая трагедия неповторима, как неповторима жизнь каждого человека. Однако в случае семей, убитых в Старом Чепелеве, большинство жертв составляли дети, некоторым из которых не было даже года.

Вначале расстреляли семью Косер — 8 человек — у которых нашли двух евреев. 16-летний Тадеуш, будучи только раненым, пробовал убежать. Но нацисты вскоре догнали его, схватили и еще живого бросили в горящий сарай. Следующий акт трагедии разыгрался на другом конце городка. Эсесовцы загнали семью Ковальских (родителей и пятерых детей) в дом семьи Обухневич (шестеро человек) и подожгли дом. 16-летняя Янина Ковальска попробовала выбраться из горящего дома, но через несколько десятков метров ее настигла пуля.

Владислав Голомбек, бывший в то время партизаном и ставший свидетелем трагедии, так описал после войны, что тогда происходило. Во время допроса немцы вроде бы согласились отпустить по одному ребенку из каждой семьи, однако никто из детей не хотел оставить родителей. Петру Обухневичу все-таки удалось убедить 5-летнюю Хелену, чтобы она пошла к соседям за бумагой для папирос. Он надеялся, что соседи, понимая, что происходит, не позволят девочке вернуться домой. Так и произошло, но когда Хеленка услышала выстрелы, то выбежала на улицу, а увидев горящий дом, побежала к нему с криком: "Папа, мама, где вы?" Палачи схватили плачущего ребенка за ручки и ножки, раскачали и бросили в огонь.

"Народ, теряющий память, теряет совесть!" — предостерегал Збигнев Херберт. Трудно понять, почему во времена социалистической Польши так мало говорилось о поляках, спасавших евреев, часто ценой собственной жизни. Может, причина кроется в том, что многие из них происходили их народно-освободительных и католических кругов, которые были солью в глазу коммунистического правительства?

Тем более внушает оптимизм тот факт, что сегодня оживает память о героизме соотечественников, которые, неся помощь ближним, проявляли отвагу, доброту, мужество, христианское милосердие. В 1992 году, в 50-ю годовщину резни, в Чепелеве состоялась торжественная церемония, во время которой бы заложен первый камень в фундамент будущего памятника. Через 15 лет была опубликована книга Й.А.Млынарчика и С.Пионтковского "Цена самоотверженности", ставшая результатом серьезных исторических исследований. В том же 2007 году увидел свет документальный фильм "Жизнь за жизнь" о событиях в Чепелеве. В 2009 году появился еще один, художественный фильм, посвященный судьбе семьи Ковальских ("История Ковальских", реж. Мачей Павлицки). Сегодня они стали для нас символом героизма обычных людей, которые во имя милосердия, любви и сострадания могли пожертвовать самым драгоценным, своей жизнью. Память о них никогда не исчезнет.

Из всех убитых в Чепелеве семей только одна постоянно укрывала евреев в своем доме (семья Ковальских), остальные помогали евреям, скрывавшимся в лесу, едой и одеждой, иногда разрешали переночевать в подвале. У Ковальских прятались Элька Цукер и ее жених, врач Берек Пинчес, сын портного (а не две девочки, как было ошибочно указано в статье в http://www.algemeiner.com/…/exclusive-holocaust-hiding…/), они погибли вместе с прятавшей их семьей Ковальских.

Войну удалось пережить только одному еврею, скрывавшемуся все время в самом центре Чепелева, в подвале под сеновалом, — Давиду Санковичу. Ему помогал укрываться Станислав Левандовски, каждый день приносил еду. Оба были портными, дружили еще до войны. Левандовски погиб в 45-м году от случайной пули. А Давид Санковия выжил, после войны эмигрировал в Израиль, жил в Хайфе. До своей смерти в 1982 году переписывался вначале с вдовой Станислава, а потом с его сыновьями, присылал апельсины. Как-то написал Леху, сыну Станислава: "Если когда-нибудь сможешь приехать в Хайфу, примем тебя как собственного сына".

И еще — о поляках, спасавших евреев.

В ночь с 23 на 24 марта 1944 года немецкая полиция расстреляла в деревне Маркова 16 человек — семью Юзефа и Виктории Ульма (родителей, их шестерых детей и нерожденного ребенка — Виктория Ульма была беременна) и восьмерых евреев, которых Юзеф и Виктория укрывали почти два года (семью Шалль из Ланьцута — отца и четырех его сыновей, а также Голду и Лайкэ Голдман с маленькой дочкой из д. Маркова). В 1995 году Юзеф и Виктория посмертно были награждены медалью "Справедливых среди народов мира". Вот что написано на памятнике этой семьи в их деревне:

"Спасая жизнь иных, принесли в жертву свои жизни. Юзеф Ульма, его жена Виктория и дети: Стася, Бася, Владю, Франек, Антек, Марыся, нерожденный, укрывая восьмерых старших братьев по вере, евреев из семей Шалл, Гольдман, погибли вместе в д. Маркова 24.III.1944 от рук немецких жандармов".

Пусть их жертва напоминает нам о том, что каждый человек достоин любви и уважения!

Они были сыновьями и дочерьми этой земли, и навсегда останутся в наших сердцах.

Анна БЖИСКА
Журнал «Исрагео»

Tags: История и культура, Праведники народов мира, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “Праведники народов мира” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments