?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Альберт, самый старший из восьми детей, родился в семье раввина-мечтателя Иосифа в 1869 году в небольшом германском городе Раунэн. По сведениям, полученным из книг биографа Альберта Кана Гранта Хильдебранда, вскоре после рождения первенца семья покинула Германию и в поисках лучшей доли уехала в Люксембург. Мать будущего архитектора, Розалия, обладая сильным характером, любила изобразительное искусство, музыку. А мальчик уже в детстве играл на фортепиано и увлекался рисованием.


Когда Альберту исполнилось 11 лет, семья эмигрировала в Америку, в быстрорастущий город Детройт, где в то время начался индустриальный и архитектурный бум. Так как семейство росло и испытывало большие финансовые трудности, Альберт был вынужден бросить школу и устроиться "мальчиком на побегушках" в архитектурную фирму Масона. Благодаря проявленным способностям и исключительному трудолюбию, он, не имея никакого профессионального образования, постепенно становится главным чертёжником, затем ведущим архитектором-проектировщиком фирмы. И как только Альберт начал зарабатывать деньги, он стал материально помогать родителям, а позже даже оплачивать учёбу брата Юлиуса в Мичиганском университете. Для совершенствования знаний руководство фирмы направляет талантливого двадцатидвухлетнего юношу в Европу. А, возвратившись в Детройт, он вместе с братьями-инженерами Юлиусом и Морицом в 1902 году создает собственную проектно-архитектурную компанию "Albert Kahn Associates Incorporated" (АЛА), которая успешно просуществует более ста лет. Альберт никогда не забывал о своём происхождении, и по его проектам на средства еврейской общины в Детройте возводятся великолепные монументальные здания синагог "Beth El", "Temple Beth El", оригинальнейшая по форме консервативная синагога "Shaarey Zedek". В 1906 году фирма Альберта Кана создаёт проект завода в Буффало (штат Нью-Йорк), который стал образцом для строящихся американских автозаводов "Большой Тройки".

В 10-е – 20-е годы ХХ века в Детройте особенно бурно развивается автомобильный бизнес Генри Форда, который впервые ввёл непрерывный производственный поток и наладил серийное производство дешёвых и массовых автомобилей. Для введения поточной технологии требовались громадные корпуса цехов. И, несмотря на то, что Форд был отъявленным антисемитом, но для создания новой заводской архитектуры он вынужден был пригласить молодого и очень талантливого еврея-архитектора. И Альберт Кан стал разработчиком эпохального проекта автозавода в Хайленд – Парке (штат Мичиган) – просторного четырёхэтажного здания‚ пронизанного светом благодаря широкому использованию стекла. Там впервые был установлен конвейер. Позднее по проекту Альберта Кана открылся самый большой в мире‚ с несколькими поточными линиями и площадью около 500 га‚ завод "Форд Руж" в Дирборне (окрестности Детройта). Этот завод, который стал центром автомобильной промышленности США, – одна из вершин индустриальной архитектуры‚ внесшей в американский пейзаж великолепие‚ сделанное руками человека, а также "поэзию индустриализма".

Альберт Кан был прагматичным проектировщиком, который всегда добивался завершать все задания вовремя и, что не менее важно, в пределах бюджета. Способности и административные навыки Кана, который обладая ясностью мысли, разработал технологию, позволяющую проектировать огромный завод за несколько месяцев и такими же темпами его строить, произвели на Генри Форда огромное впечатление. Видимо, поэтому создатель названных и многих других заводов Форда, вошел в некоторые справочные издания как "архитектор Форда". Эстетика архитектуры Кана принимается на вооружение ведущими архитекторами мира, и, таким образом, эстетические принципы Альберта Кана сформировали индустриальную архитектуру XX века. А она, в свою очередь, оказала существенное влияние на создание в Советском Союзе мощнейшей военной промышленности, о чём сравнительно недавно рассказал в статье "Танки за хлеб. Американские корни советской военной промышленности" редактор журнала "Евро-Экспресс" (Берлин, №50-2004 год), архитектор по образованию Дмитрий Хмельницкий.

В начале 1929 года, когда Америку охватила Великая Депрессия, в СССР приехал представитель компании "Форд" и, посетив Путиловский завод в Ленинграде, с удивлением обнаружил, что там без всякой лицензии под маркой "Красный Путиловец" несколько фордовских механиков собирали купленные в Америке и разобранные на части тракторы из Детройта. Но сборщики не знали секретов технологии отдельных деталей, и трактора выпускались с большими дефектами…

Советской, отечественной тракторной промышленности до 1930 года не было. А для выполнения курса партии на индустриализацию и укрепление обороны стране нужна была своя тракторная промышленность. Руководство СССР вынуждено было рассчитывать на иностранную архитектурно-градостроительную помощь, и даже давало зарубежным архитекторам известную свободу, позволяя им создать советские проектные организации по зарубежным образцам. В 1928 году группа московских инженеров явилась в Детройт и предложила самой известной в США фирме промышленного архитектора Альберта Кана составить проекты производственных зданий стоимостью в два миллиарда долларов. Около дюжины проектов должны были делаться в Детройте, остальные – в СССР.

Передовых советских инженеров поддержала пресса. В июне 1929 г. "Торгово-промышленная газета" писала: "

Госпроектстрой" должен стать "учебно-производственным предприятием, которое, воспринимая американский опыт в процессе своей производственной деятельности, одновременно передавало бы этот опыт возможно большему количеству стройорганизаций и молодых советских специалистов. Наша задача – овладеть богатейшим американским техническим опытом в области строительства, научить этому опыту молодые кадры".


И в феврале 1930 года в Детройте, тайно от общественности, несмотря на то, что официальных отношений между СССР и США ещё не существовало, был подписан договор о деловом сотрудничестве между Альбертом Каном, и представителем "Амторга". Вслед за этим в Москву прибыла группа американских архитекторов и инженеров во главе с братом Альберта Кана Морицем, которые образовали "самое большое архитектурное бюро мира" под названием "Госпроектстрой". И ВСНХ СССР заключил договор, согласно которому фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Причина обращения советского руководства именно к Кану заключалась в том, что на заводах Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий.

В США его фирма штатом в 400 человек готовила рабочие чертежи за неделю, а корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев. И Кан смог практически доказать, что способен сделать то же самое и в СССР. Американский опыт проектирования предприятий был принят в Советском Союзе за образец, и Кану был предложен больший пакет заказов на строительство новых тракторных заводов в Сталинграде, Челябинске, Харькове и Томске; самолетостроительных – в Краматорске и Томске; автомобильных – в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; проектирование Ленинградского алюминиевого завода и Уральской асбестовой фабрики, теплоэлектростанции в Якутске, станкостроительных заводов в Калуге, Новосибирске и других городах… Параллельно с выполнением этой колоссальной работы было организовано обучение советских проектировщиков.

Но эффективное сотрудничество с "Госпроектстроем" американцам организовать не удалось. 14 октября 1930 г А.Кан в письме в ВСНХ СССР пишет:

"Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских архитекторов и инженеров. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертёжной работы. Они сделались чертёжниками вместо того, чтобы быть руководителями чертёжного бюро".

В другом письме А.Кана председателю Союзстроя Н.П.Комарову сообщалось:

"Из 300 работников очень немногие являются опытными, большинство имеет небольшой стаж, а многие являются просто учениками. Если бы какая-либо деловая организация в Соединённых Штатах или в какой-либо другой стране имела такой состав работников, то не прошло бы и нескольких месяцев, как эта организация потерпела бы банкротство".

Но несмотря на это, проект Сталинградского тракторного (впоследствии танкового) завода был выполнен в рекордно короткие сроки: строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев. Затем следующий заказ – на проект гигантского Челябинского тракторного завода.

В 1931 году побывавший на строительстве ЧТЗ журналист Кникербокер писал в своей книге "Угроза красной торговли":

"Строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50 000 штук десятитонных 60-сильных гусеничных тракторов в год, очень сильно напоминающих танки, означает, что речь идет о производстве одного из типов танков".


Между 1929 и 1932 годами американская фирма Альберта Кана в СССР спроектировала от 521 до 571 промышленных объектов, организовала поставку оборудования для сооружаемых предприятий, и этим создала едва ли не всю советскую военную промышленность, без которой невозможна была бы в будущем победа над фашистской Германией во Второй мировой войне. Теперь тракторные заводы могли в кратчайший срок выпускать танки. А гусеничный трактор "ЧТЗ" сам по себе напоминал… танк. Через 11 лет, к июню 1941 г., в Красной Армии на вооружении находилось 24 тысяч танков собственного производства…

За выполненное задание Альберт Кан с его коллегами получили от советского правительства, гонорар, а все строительство обошлось в два миллиарда (примерно 220 миллиардов нынешних долларов) долларов. Сталин же эту самую валюту получал из США, за счет пшеницы, которую туда отправлял пароходами в самый разгар массового голода советских людей в Поволжье и в Украине… и других сырьевых поставок. В 1932 году "любимый вождь всех народов" решил, что кредит в Америке обходится стране слишком дорого, и приказал разорвать договор с Каном. Попытка Альберта Кана лично добиться продления контракта успеха в Москве не имела и его сотрудники покинули Москву. А начиная с 1933 года, главным партнером в строительстве военно-промышленного комплекса стала для СССР… гитлеровская Германия… Заметим, что в СССР из-за "сугубой секретности" (вплоть до нынешнего XXI века) никто не слыхал и не знал ни про Кана, ни про "Госпроектстрой".

А фирма выдающегося американского проектировщика, еврея Альберта Кана продолжала успешно творить во многих странах мира. Только в Соединённых Штатах она спроектировала 1900 промышленных (каждый пятый промышленный объект!) и общественных зданий (университеты, больницы, банки, театры, библиотеки).


К началу Второй мировой войны по проекту Кана в Америке завершены такие важные военные предприятия, как танковый завод "Крайслера" в Детройте и огромный завод бомбардировщиков "Форда". Альберт Кан без устали трудился до последнего дня своей жизни, и умер в Детройте в зените славы в 1942 году. Его вдова получила соболезнующее письмо из-за железного занавеса, из CCCР, от знаменитого архитектора-конструктивиста Виктора Веснина, одного из тех, кто курировал всю советскую деятельность фирмы Альберта Кана. Фирма, созданная Альбертом Каном, существует до сих пор, а ее основатель вошел в историю как самый значительный и прогрессивный промышленный архитектор, которого наряду с Вальтером Гроппиусом, Ле Корбюзье, Эрихом Мендельсоном и Оскаром Нимеиром считают архитектором, определившим лицо ХХ века. Имя этого иммигранта, отдавшего без остатка все силы и талант своей второй родине, Соединённым Штатам Америки, заслуженно внесено в список великих евреев мира.

22 июня 1941 года Адольф Гитлер вторгся на территорию Советского Союза. Германия начала войну, имея три с половиной тысячи танков. За три месяца Красная Армия потеряла 18 тысяч танков, 22 тысячи пушек, два с половиной миллиона пленных. Для любой другой страны такие потери означали бы полное поражение. Но не для СССР. Размещение промышленных центров, спроектированных фирмой Кана, за Уралом, помощь союзников и колоссальное напряжение сил всего народа сделали конечную победу возможной.


К сожалению, Альберт Кан не увидел результатов своих трудов. Он умер в 1942 году. С первого дня вступления США в войну он отдал все свои силы и возможности своих инженеров и конструкторов на службу военной промышленности Америки. Он работал без отдыха и выходных до последней минуты своей жизни и умер, склонившись над чертежной доской. Мориц Кан скончался еще раньше в 1938 году.

Смерть великого архитектора вызвала поток соболезнований и выражений скорби со всего мира. Приведу только два, но высказанные двумя людьми, которые может быть больше всех понимали влияние Альберта Кана на их жизнь и на жизнь стран, в которых они жили.

Вот что сказал Генри Форд:

Альберт Кан был один из самых лучших людей, которых я знал за всю мою жизнь. Плоды его гения остаются в каждом уголке земли. Его отличал утонченный вкус; его характер был воплощением цельности; его гражданские качества были выше всякой похвалы; и ни при каких обстоятельствах он не изменял своим принципам. Его будет не хватать и как человека и как помощника в выполнении великих планов.

А вот что написал Виктор Веснин, один из самых авторитетных в то время архитекторов Советского Союза, на свой страх и риск пославший телеграмму вдове Альберта Кана:

"Альберт Кан оказал нам огромную услугу в проектировании большого числа заводов и помог нам приспособиться к американскому опыту в сфере промышленного строительства. Советские инженеры и архитекторы будут всегда и с большой теплотой вспоминать имя Альберта Кана, талантливого американского инженера и архитектора."

Следует отметить, что в это время официальная советская пропаганда уже начала переписывать историю, принижая участие американских конструкторов до уровня незначительной технической помощи под руководством советских инженеров.
В таких условиях признание истинной роли Кана в письме за границу было делом весьма рискованным...
Никаких официальных соболезнований от Правительства СССР вдове Альберта Кана выслано не было...

Исаак Трабский

Posts from This Journal by “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…

Comments

mercator99
Jul. 22nd, 2015 06:04 am (UTC)
А в России считают, что все построил СССР без внешней помощи.
nikolka22
Jul. 22nd, 2015 06:38 am (UTC)
интересно, во сколько обошлась эта помощь ссср?
grimnir74
Jul. 22nd, 2015 06:57 am (UTC)
в тексте написано
nikolka22
Jul. 22nd, 2015 07:00 am (UTC)
220 миллиардов? алексей, вы считаете, что лендлиз был существенным вкладом в победу ссср?

Edited at 2015-07-22 07:00 am (UTC)
(no subject) - grimnir74 - Jul. 22nd, 2015 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikolka22 - Jul. 22nd, 2015 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - grimnir74 - Jul. 22nd, 2015 08:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - dmitrij_sergeev - Jul. 22nd, 2015 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grimnir74 - Jul. 22nd, 2015 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nikolka22 - Jul. 22nd, 2015 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmitrij_sergeev - Jul. 22nd, 2015 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grimnir74 - Jul. 22nd, 2015 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmitrij_sergeev - Jul. 22nd, 2015 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grimnir74 - Jul. 22nd, 2015 12:30 pm (UTC) - Expand
Пётр Данилов
Sep. 16th, 2015 01:41 pm (UTC)
Голодовка в Украине и Поволжье!
zigzagzug
Jul. 22nd, 2015 09:59 am (UTC)
Меч Сталина ковался в США. Вот оно што, Степаныч.
arenhaus
Jul. 22nd, 2015 10:19 am (UTC)
"его характер был воплощением цельности" - гвинейская свинья. Здесь, конечно, стояло английское "integrity" - по отношению к личности это честь, неподкупность, антоним подлости.
grimnir74
Jul. 22nd, 2015 10:44 am (UTC)
все может быть - я не переводил да и не мог бы)))
Sergey Kardovsky
Jul. 22nd, 2015 10:36 am (UTC)
Сколько надо продать пшеницы на 2(220) миллиарда долларов? Что делали США со своей пшеницей? Логистика таких объемов должно быть не менее глобальной, чем стройки Кана.
grimnir74
Jul. 22nd, 2015 10:44 am (UTC)
думаю продавали не только пшеницу но и другое сырье
Sergey Kardovsky
Jul. 22nd, 2015 10:47 am (UTC)
У нищей, голой и босой страны и как вы сами говорите в этой статье - без заводов, какое сырье?
grimnir74
Jul. 22nd, 2015 10:59 am (UTC)
обычное - золото, метал, лес
(no subject) - Sergey Kardovsky - Jul. 22nd, 2015 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - grimnir74 - Jul. 22nd, 2015 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey Kardovsky - Jul. 22nd, 2015 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - grimnir74 - Jul. 22nd, 2015 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - Пётр Данилов - Sep. 16th, 2015 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmitrij_sergeev - Jul. 22nd, 2015 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey Kardovsky - Jul. 22nd, 2015 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmitrij_sergeev - Jul. 22nd, 2015 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Sergey Kardovsky - Jul. 22nd, 2015 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dmitrij_sergeev - Jul. 22nd, 2015 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Пётр Данилов - Sep. 16th, 2015 01:56 pm (UTC) - Expand
dmitrij_sergeev
Jul. 22nd, 2015 07:05 pm (UTC)
Вот первоисточник материала про Альберта Кана - http://dmitrij-sergeev.livejournal.com/44045.html
Пётр Данилов
Sep. 16th, 2015 01:38 pm (UTC)
Неблагодарная СССР,теперь и Россия!
Michael Shtalman
Jun. 17th, 2017 08:28 pm (UTC)
По поводу "как расплатились".
По поводу "как расплатились". Читал более подробную статью. Там описывалось, как Сталин кинул Кана. Первый контракт касался Первой пятилетки. Ему хронически недоплачивали (особенно с учётом того, что обещанные контрактом квалифцированные кадры оказались фикцией). То есть объём выполненных по факту работ и оплата были несоизмеримы - можно считать фирма работала в убыток. В значительной степени, Кан пошёл на это, в надежде на получение второго контракт - на вторую пятилетку. Но там его кинули на 100% - не подписали обещанный контракт. Ведь собственно нехватка советских "квалифицированных кадров" объяснялась тем, что как только советский работник перенимал какие-то навыки, он "увольнялся" и на его место приходил другой новобранец, чтобы подучиться и тоже уйти в советскую контору. Таким образом, вместо обещанных работников, фирма Кана получала учеников, на которых уходило больше усилий, чем получено отдачи.

По поводу "откуда Сталин брал деньги" - я был на экскурсии в Метрополитэн музиэм. Один из важных источников денег на индустриализацию была ТАЙНАЯ продажа мировых шедевров. Один только Мелон через Хаммера купил десятки. Мелон завещал всю свою огромную колекцию американскому народу - и на её основе появился Метрополитэн. Поскольку по современным понятиям творимое Сталиным подпадало под незаконную торговлю краденым, музей стал прятать эту часть коллекции в запасниках, чтобы не давать повод для судебных исков. Одну только картину спрятать не успели, её опознали и якобы велись переговоры (дело было в 2006) о её возвращении владельцам.

Edited at 2017-06-17 08:33 pm (UTC)