Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Разрушение памятника Ленину в Киеве: Вандализм или историческая справедливость?Приглашаю к дискуссии

3ee3324ace965ef


Как говорил Шарапов: «Послушай меня спокойно, без сердца». Попробуем без криков «Вандалы» и «Долой тирана»?
Порассуждаем исторически и логически. Только пожалуйста, дочитайте статью до конца.

Для начала обратимся к воспоминаниям первого советского коменданта Московского кремля о том, как 1 мая 1918 года в Кремле был низвергнут памятник-крест, воздвигнутый на месте убийства великого князя Сергея Александровича (цитирует Солоухин):

"Когда я подошёл, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем:
- Хорошо, батенька, всё хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это не хорошо, – и указал на памятник.
Я сокрушённо вздохнул:
- Правильно, – говорю, – Владимир Ильич, не убрал, не успел, рабочих рук не хватило.
- Ишь ты, нашёл причину! Так говорите, рабочих рук не хватило? Ну, для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? – обратился Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса.
- Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите верёвки.
Я мигом сбегал в комендатуру и принёс верёвки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан верёвками со всех сторон.
- А ну, дружно! – задорно командовал Владимир Ильич.
Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в верёвки, налегли, дёрнули, и памятник рухнул на булыжник.
- Долой его с глаз, на свалку! – продолжал распоряжаться Владимир Ильич.
Десятки рук подхватили верёвки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду. Владимир Ильич вообще терпеть не мог памятников царям, великим князьям, всяким прославленным при царе генералам"


Было ли это актом атеизма, крест ведь? Ничуть не бывало.

14 апреля 1918 года в “Известиях” был опубликован очередной декрет Совета Народных Комиссаров, называвшийся “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции”. В декрете говорилось: “В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:

1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частию перенесению в склады, частию использованию утилитарного характера.
2) Особой Комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведывающего Отделом изобразительных искусств при Наркомате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же Комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции <…>.
6) Областные и губернские Советы приступают к этому же делу, не иначе как по соглашению с вышеуказанной Комиссией”.



Декрет подписали: В.И. Ленин – как председатель Совнаркома, А.В. Луначарский – как нарком просвещения и И.В. Сталин (в каком качестве поставил свою подпись последний – не совсем понятно).

Итак, началась война с памятниками. Немногие памятники пережили сию войну. Зато ставились памятники новым героям. Для чего же?

Был выдвинут ленинский план «монументальной пропаганды» — стратегия развития монументального искусства и его мобилизация в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии.

Уже летом в Москве, Петрограде и других городах принялись за установку изготовленных на скорую руку памятников Марксу, Энгельсу, Робеспьеру, Дантону, Радищеву и т.д.

Что же мы видим? Самими основателями большевистского режима памятники воспринимались как наглядная агитация.
Не история, не искусство скульптуры – а вид пропаганды.

Спрашивается в задаче: Какие основания считать иначе? Ведь если бы стоял памятник Ленину у него на Родине – это можно было бы понять. Сто раз не одобрить, но понять.
Если же скульптуры, от мастерских до бездарных, натыканы в количестве сотен тысяч по всему бывшему СССР, является ли это искусством и культурой?

Или тем, что и говорил сам Ленин: монументальной пропагандой.

Нужна ли пропаганда эта сейчас? Конечно, для коммунистов да. Но для остальных, несомненно, нет.
Возникает логичное возражение на все мной сказанное:

Предположим, все так.
Но зачем же уподобляться большевикам и поступать как вандалы, круша, ломая, разбивая на куски? Хорошо ли это?


Этот вопрос стоит разделить на две части.
Первая: Как личностный поступок конкретных людей – хорошего мало – крушить, ломать.
Куда разумнее собрать памятники и убрать из центров городов.
Отвезти часть из них в музеи, возможно в специально отведенные места ради исторической памяти.
Иные, конечно, не представляющие интереса в таком количестве и качестве, утилизировать.

НО! Власти за столько лет этого не удосужились сделать, и стоит ли винить людей, для которых Ленин – кровавый палач и убийца (вы можете считать иначе – они считают так) за то, что они свергли его именно так, а не иначе? Я бы никак не стал.

И второе: Правильно ли это с точки зрения исторической справедливости?
Вне всяких сомнений абсолютно правильно. Им воздалось той же монетой, которой они первыми стали платить.
Если угодно – это была историческая карма.

Как поступали они – так поступили и с ними.

Станет ли жить в Украине от этого лучше?

Нет.

Как не стало лучше в России после свержения с пьедестала памятника Дзержинскому.

Но и хуже тоже не станет.

Будет лишь чуть-чуть светлее.

Куда дальше пойдет Украина? Этот вопрос лежит вне плоскости события с памятником.
Вот так примерно я мыслю – ваше право мыслить иначе.

P.S. И маленькая ремарочка. По-поводу того, что цивилизованные люди памятники не сносят:
Власти небольшого австрийского города Леондинга снесли надгробный памятник с могилы родителей Адольфа Гитлера, так как могила стала местом паломничества неонацистов.

Ее часто посещали неонацисты и экстремисты, которые оставляли на ней цветы и выкрикивали нацистские лозунги.
С инициативой ликвидации могилы выступили местные жители, а также правозащитники и антифашисты. А разрешение на ликвидацию могилы было получено от дальней родственницы фюрера, которая отказалась от права владения кладбищенским участком.

Прошу высказываться, товарищи.


Subscribe
promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 697 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →