Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

История жизни Бабаты: еврейская женщина во II век н.э.


Из судебных документов, принадлежавших Бабате (בבתא), мы узнаем некоторые факты о положении женщины в начале II века н.э..

Женское имя Бабата скорее всего производное от мэского имени Баба (בבא), значещего на арамейском - ворота. Она родилась, где-то в 104 году н.э. в набатейском городе Махозе. Ее отец Симеон (Шимон) (שמעון) сын Менахема перебрался из родного городка Эйн Геди и купил у Архелая губернатора Набатеи рощу финиковых пальм.

В Махозе в то время проживала богатая еврейская община, а сам город был один из центров выращивания фиников.
Самый ранний документ, в котором упоминается Бабата, - это дар, который ее отец Симеон оставил ее матери Марии (Мириам). Скорее всего, старшая дочь Бабата, после смерти своих родителей, унаследовала имущество своего отца в Махозе.

В 120 году н.э. Бабата вышла замуж за Иисуса сына Иисуса, родившегося у них мальчика назвали также Иисус. Но уже через четыре года ее муж умер.

Уже через год Бабата снова выходит замуж за Иуду сына Элеазара (יהודה בן אלעזר) из Эйн Геди, она стала второй женой. Иуда был женат на Марии дочери Байян (מרים בת בעיין) у них была дочь, которую звали Саломея (שלומציון). Она принесла своему мужу приданое в размере 400 денаров.

Скорее всего эта семья никогда не жила под одной крышей, Иуда путешествовал из дома Мирии в Эйн Геди в дом Бабаты в Махозе. В 128 году н.э. Иуде надо было обеспечить приданое своей дочери Саломеи, для этого он взял ссуду у своей жены Бабаты. Из документа в котором содержится данная информация, мы понимаем, что женщина несмотря на брак не теряла определенных имущественных прав. Ссуда Бабаты мужу была беспроцентной, но Иуде пришлось взять еще 60 денариев у римского центуриона в Эйн Геди под 12% годовы. В тоже году Иуда составил документ, по которому он еще при жизни передавал права на половину своей собственности дочери Саломеи, вторую половину она должна была получить после его смерти.

Бедный Иуда, которому в наказание достались две жены, вскоре умер. Его состояние было оценено в 700 денариев и, как мы помним, по завещание должно было отойти дочери от первого брака. Но в 130 году н.э. Бабата конфисковала имущество покойного супруга в эйн Геди на основании не выплаченной им ссуды.

Конфискация Бабатой собственности ее покойного мужа оспаривалась его родственниками, их интересы лоббировала римская гражданка Юлия Криспина. Несмотря на статус Юлии Бабата вызвала ее в суд, утверждая, что против нее было выдвинуто ложное обвинение в насилии.

Помимо судов за собственность своего второго мужа, Бабата инициировала судебные разбирательства с опекунами ее сына Иисуса, от первого брака. В 124 году н.э. совет Петры назначил двух опекунов для ее сына, одного еврея и одного набатейца.

Вскоре Бабата подала прошение губернатору провинции, жалуясь, что двух денариев в месяц, которые опекуны ее сына предоставляли на содержание, было недостаточно. Документ от 132 г. н.э. указывает на то, что она проиграла дело, так как она все еще получала два денария в месяц на содержание своего сына.В 125 г. н.э. она подала иск против еврейского опекуна своего сына, с тем же обвинением о недостатке средств выделяемых на содержание ее сына, Бабта предложила объединить свою собственность с имуществом оставленным ее сыну, чтобы с ее дохода сын мог воспитаться в роскоши.

Документы были написаны от ее имени Елеазаром, сама Бабата была неграмотной, в одном из документов Элеазар написал, что “она не знает букв”.

Самый поздний документ обнаруженный в сумке Бабаты датирован 132 годом н.э.: первая жена Иуды Мириам снова возбудила спор о собственности их покойного мужа в Эйн Геди. По-видимому восстание Бар Кохвы застало Бабату в Эйн Геди.

Мы можем представить как закончилась жизнь Бабаты.

В начале 50-х годов XX века бедуины обнаружили древние артефакты в пещере в вади Мурабаат, недалеко от Эйн Геди, которые они попытались продать на черном рынке. В 1953 году после продажи на черном рынке писем Бар Кохвы, найденных в пещерах Вади Мурабаат, израильское управление древностями организовало “спасательную” археологическую экспедицию. Однако сначала экспедиция заметила следы военного лагеря в районе Нахаль Хевер. Археологи несколько находок в пещере неподалеку, но отказались от ее дальнейшего исследования из-за обвала блокировшего доступ к остальным частям пещеры. Но в 1960 году новые письма Бар Кохвы были проданы в Иордании, и департамент одобрил дальнейшие исследование в этом районе. 23 марта 1960 года четыре команды отправились в экспедицию на две недели для исследования пещер. Игаль Ядин возглавил команду для поиска северной стороны ущелья в Нахаль Хевер.

В одной из расщелин пещеры нашли останки людей. Один скелет был покрыт яркой циновкой и другими тканями, а останки ребенка, одетого в тунику, были обнаружены в корзине с кожаной подкладкой. Найденные ткани были датированы примерно 135 годом, концом восстанием Бар-Кохбы. Так же были найдены монеты чеканившиеся во время восстания Бар Кохвы. У входа в пещеру были найдены стрелы, корзина с бронзовыми сосудами и лопатки для благовоний. Изначально лопатки были украшены ликами языческих римских богов, но эти изображения были сознательно повреждены.

В бурдюке рядом с вещами, которые, по-видимому, принадлежали женщине: зеркало, влакон для духов, бусы и т.д, была найдена перевязанная пачка документов относящихся к периоду восстания Бар Кохвы. Из пятнадцати писем большинство было написано на арамейском и иврите, а два - на греческом. Большинство из них были адресованы Бар Кохвой (но написаны не одним почерком) его подчиненным Ионафан (Йехонатану) и “Масабале” (יהונתן בן בעיה ומסבלה בן שמעון), находившимся в Эн-Геди. Исследования этих документов дали уникальную информацию о восстании Бар Кохвы в районе Эйн Геди (данная заметка посвящена Бабате, поэтому я оставлю публикацию их разбора на будущее).
Второй этап раскопок произошел через год, в ранее исследованной части пещеры, была обнаружена хорошо скрытая трещина, и в ней был обнаружен ряд артефактов в пальмовой корзине. Среди них были пустая шкатулка для драгоценностей с бочкообразным верхом и плоским дном, раскрашенная желтыми и красными точками, несколько деревянных тарелок и чаш и железный серп. Была также обнаружена пара женских сандалий, одна из которых была осмотрена специалистом-ортопедом, который по форме решил, что владелец сандалий, должно быть, хромал. Среди остальных обнаруженных артефактов были три ножа, сковорода и зеркало, подобное тому, которое было найдено за год до этого.

Под корзиной хранилась еще одна пачка документов, известная как тайник Бабаты.

Один из лидеров восстания Ионафан (Йехонатан) был братом Марии (Мириам), первой жены Иуды, с которой судилась Бабата. Приехавшая в Эйн Геди из-за судебного разбирательства Бабата и застигнутая восстанием Бар Кохвы, она оказалась между молотом и наковальней. А когда жители Эйн Геди бежали от римских карательных отрядов в пещеры Нахаль Хевер, она укрылась в одной из пещер вместе с семьей Марии. По-видимому они обе, вместе с другими жителями Эйн Геди, приняли смерть от римских мечей, иначе нельзя объяснить того, что Бабата или ее поручители не вернулись за важными для нее вещами спрятанными в пещере.

Находки из Пещеры Писем сегодня экспонируются в музее Израиля.

P.S. В заметке я использую принятое русское написание для еврейских имен, но их произношение не всегда привычно для русскоязычных израильтян поэтому, где это возможно, я указываю их написание на иврите, так: Симеон/Шимон (שמעון), Мария/Мириям (‏מִרְיָם), Иисус/Иешуа (ישוע), Иуда/Йхуда (יהודה), Саломея/Шломцион (שלומציון), Ионафан (Йехонатану) (יהונתן).

Автор: Денис Златопольский
Tags: cherchez la femme, История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments