Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Detaly.co.il: 1892 год: открытие железной дороги из Яффо в Иерусалим

Фото: Wikipedia

В этот день 129 лет назад, 26 сентября 1892 года, состоялось торжественное открытие железнодорожной линии, связавшей Яффо с Иерусалимом. Она была построена по инициативе иерусалимского банкира и предпринимателя Йосефа Навона. За успешную реализацию этого проекта турецкий султан Абдул-Хамид Второй пожаловал Навону титул «бей».

До появления поездов паломникам, прибывавшим морем в Святую землю, приходилось добираться в Иерусалим на дилижансах. Дорога занимала у них более суток; как правило, путники останавливались на ночлег в постоялых дворах Рамле. В начале 50-х годов XIX века поселившийся в Палестине немецкий миссионер, археолог и архитектор Конрад Шик взялся за разработку проекта железной дороги между Яффо и Иерусалимом. Однако из-за недостатка средств и полного отсутствия заинтересованности со стороны турецких властей запустить проект не удалось.

Знаменитому финансисту и филантропу Моше Монтефиоре удалось продвинуться в этом направлении несколько дальше. В 1856 году он даже подписал с правительством Османской империи договор о создании железнодорожной линии между Яффо и Иерусалимом. Полный надежд Монтефиоре привез в Палестину нескольких британских специалистов в области прокладки железных дорог. Вскоре они представили свой проект строительства и его приблизительную смету. Монтефиоре уже начал считать деньги, но дело неожиданно застопорилось. Консульства Германии и Австро-Венгрии, узнав о планах англичан, обратились к турецким властям с просьбой предоставить им долю в концессии. Повышенный интерес, проявляемый европейскими державами к строительству железной дороги, вызвал тревогу у руководителей Османской империи. Они не были заинтересованы в массовом притоке христианских паломников. А создание железнодорожной ветки, находящейся в англо-австрийско-германском владении, внушало им опасение, что на поезде из Яффо в Иерусалим и обратно будут ездить, в основном, европейцы. В результате соглашение, подписанное с Монтефиоре, было положено турецкими властями под сукно.

О строительстве железной дороги Яффо – Иерусалим вновь заговорили только четверть века спустя. На этот раз султану представил свой проект еврейский предприниматель Йосеф Навон. Но он не был иностранцем в Палестине. Уроженец Иерусалима, подданный Османской империи, Навон считался в Стамбуле своим человеком. В 1885 году он получил лицензию на строительство и эксплуатацию железнодорожной ветки Яффо – Иерусалим сроком на 71 год. К реализации этого проекта Навону удалось привлечь французскую компанию. Она инвестировала в строительство около 10 миллионов франков – огромную по тем времена сумму.

30 марта 1890 года в деревне Язур, расположенной в 6 километрах к востоку от Яффо (сегодняшний поселок Азур), состоялась торжественная церемония укладки первых рельсов. Основную рабочую силу представляли приехавшие на заработки египтяне. Несмотря на многочисленные трудности, связанные со сложным рельефом местности, и вспыхнувшую эпидемию лихорадки, работа продвигалась достаточно быстро. В 1891 году было завершено строительство перегона Яффо – Рамле, а 26 сентября 1892 года первый поезд прибыл из Яффо в Иерусалим. 87 километров пути он преодолел за 3 часа 50 минут. На иерусалимском вокзале состав, окутанный флагами Османской империи, встречали специальные представители султана, европейские дипломаты и многочисленные журналисты. «Отец современного иврита» Элиэзер Бен-Йегуда посвятил открытию железной дороги стихотворение, которое он опубликовал в издаваемой им газете «Ха-Ор». Вскоре после этого Бен-Йегуда придумал и ввел в обиход слово, обозначающее на иврите «поезд» – «ракевет».

Борис Ентин, «Детали»˜

Tags: Иерусалим, Израиль, История и культура
Subscribe

Posts from This Journal “Израиль” Tag

promo grimnir74 март 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments