Во всем мире с нетерпением ждали начала церемонии на лужайке перед Белым домом, где должны были сойтись лицом к лицу премьер-министр Израиля Ицхак Рабин и председатель ООП Ясер Арафат – начальник Генерального штаба в ходе Шестидневной войны, министр обороны первых лет интифады, заслуживший прозвище «Мистер Безопасность», и предводитель палестинских боевиков, который для одних был кровавым террористом, а для других – символом национально-освободительной борьбы. Рукопожатие между ними еще недавно казалось невозможным. Более того, закон, запрещающий гражданам Израиля любые контакты с ООП, был отменен только в начале 1993 года – уже после начала закулисных израильско-палестинских переговоров, приведших в конце концов к церемонии в Вашингтоне.
Рабин направлялся на встречу с Арафатом с тяжелым сердцем не только из-за сомнений по поводу будущего соглашения. В день вылета израильской делегации в Вашингтон в Газе из засады были убиты трое солдат. Ответственность за теракт взял на себя ХАМАС. Спустя несколько часов в районе Ашдода вооруженный палестинец попытался захватить автобус «Эгеда». Водителю удалось обезвредить террориста, но в борьбе с ним он получил тяжелые ранения и скончался на месте. В тот же день в районе Хеврона был обстрелян еще один пассажирский автобус, а в секторе Газа управлявший заминированной машиной палестинец попытался врезаться в автобус, перевозивший работников Службы управления тюрем.
«Мне больно думать о том, что во время подписания соглашения в ООП в Израиле будут хоронить жертв террора, – заявил Рабин в самолете по пути в США. – Придется закусить губы. Убийства наших граждан совершили те, кто хотят предотвратить любую возможность достижения мира. На первый взгляд, есть ужасное противоречие в том, чтобы подписывать договор с ООП во время разгула террора. Но если проверить, кто стоит за терактами, то выясняется, что это – ХАМАС. С террористами Израиль продолжит непримиримую борьбу».
Церемония на лужайке перед Белым домом, начавшаяся в 10 часов утра по местному времени, прошла по плану. Под аплодисменты 3 тысяч гостей Рабин и Арафат пожали друг другу руки. В обмене рукопожатиями также приняли участие министр иностранных дел Израиля Шимон Перес и заместитель Арафата Абу Мазен. После этого лидеры Израиля и ООП произнесли краткие речи и подписали совместную декларацию о принципах урегулирования конфликта. На его промежуточном этапе на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа должно было быть учреждено палестинское самоуправление. Переговоры о постоянном урегулировании должны были начаться не позже чем три года спустя.
Несмотря на многочисленные улыбки, рукопожатия, похлопывания по плечу, было очевидно, что настроение у участников церемонии так себе. «Вы видели выражение лица Рабина, когда он был вынужден пожать руку Арафату? – спросил в тот вечер ведущий популярного американского ток-шоу Джей Лено. – В этот момент он напоминал человека, который только что сделал свои дела в туалете на бензоколонке и вдруг понял, что выйти он может, только дотронувшись до дверной ручки».
Из Вашингтона Рабин и Перес направились в Рабат, где с подписанием соглашения их поздравил король Марокко Хасан II. В тот же день в Вашингтоне представители Израиля и Иордании подписали соглашение, в соответствии с которым в течение 24 месяцев между двумя странами должен был быть заключен мирный договор. В отличие от так и не начавшихся переговоров о постоянном урегулировании конфликта с палестинцами, это произошло точно в срок. Израильско-иорданский мирный договор был подписан в сентябре 1995 года.
Борис Ентин, «Детали»
Journal information