Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Евреи Херсона. Часть 2

6. Джаз и Скоморовский

Руководитель знаменитого джаз-бенда Утесова — Яков Скоморовский (1887–1955) — появился на свет в Херсоне. Мальчик с детства проявлял прекрасные музыкальные способности. В возрасте 10 лет Скоморовский поступил в Одесское музыкальное училище по классу трубы, а впоследствии закончил еще и Петербургскую консерваторию — по тому же классу.

Играя в столичных классических оркестрах, Скоморовский параллельно развивается и как джазмен. Он организовал один из первых джаз-коллективов в Ленинграде, в 1929 года стал музыкальным руководителем знаменитого Теа-джаза, созданного другим украинским евреем, Леонидом Утесовым.

Их ждала бешеная популярность — новые ритмы сводили с ума советскую молодежь (и не только ее). Но вскоре с Утесовым они расстались: если он, как шоумен, большее значение придавал зрелищности, то Скоморсковский хотел сделать акцент на музыкальной части. В 1930–40-е годы Яков Скоморовский, трубач-виртуоз, возглавлял свой собственный коллектив «Концертный джаз-оркестр», который выступал на Ленинградском радио и записывал пластинки.


Оркестр, которым дирижировал Скоморовский, был выбран для записи песен к таким легендарным фильмам, как «Волга-Волга», «Цирк», «Вратарь», «Девушка спешит на свидание», а музыку ко всем этим картинам сочинил знаменитый композитор Исаак Дунаевский, который родился под Полтавой.

7. Переводчица из Херсона

Рита Райт-Ковалева (1898–1988), в девичестве Раиса Черномордик, родилась в селе Петрушево под Херсоном в семье военного врача. Разумеется, отец хотел, чтобы его дочь выбрала практичную профессию и, желательно, в медицинской области. Так Раиса отправилась получать медицинское образование — сначала в Харькове (где она познакомилась и сдружилась с поэтом Велимиром Хлебниковым и даже начала переводить его стихи), а потом в Москве.

Она честно занялась медицинской карьерой: переехала в Ленинград и устроилась в лабораторию к легендарному физиологу Ивану Павлову, где проработала целых 7 лет. Но литературный мир ее не отпускал — в Москве она познакомилась с Владимиром Маяковским, Бриками и Леонидом Пастернаком и…. началось.

Раиса решила не смешивать медицинскую профессию с литературной — поэтому выбрала для своей писательской работы псевдоним Рита Райт. По просьбе Лили Брик она взялась за документирование жизни Маяковского и в 22 году перевела на немецкий его «Мистерию-буфф» (Раиса отлично владела немецким и французским, а со временем выучила английский).

Скромная и хрупкая херсонская барышня, медик по образованию, переводила на русский современную классику — именно в ее переводе читатели Союза впервые увидели произведения Генриха Бёлля, Франца Кафки, Джерома Сэлинджера, Уильяма Фолкнера, Курта Воннегута, Натали Саррот, Анны Франк, Эдгара По. Помимо написания воспоминаний о Маяковском, она также рассказывала читателям о жизни Хлебникова, Ахматовой и Пастернака.

Но ее путь переводчика и литератора гладким назвать нельзя — был период, когда Райт пытались отстранить от литературной деятельности, связанной с зарубежными авторами, и тогда она начала учить «близкий» болгарский, чтобы переводить с него.

Рита-Райт Ковалева и и Курт Воннегут на фоне портрета Владимира Маяковского

В своей среде Райт стала настоящей легендой. О ней писал и Сергей Довлатов — вот как он говорит о ней в книге «Соло на ундервуде: Записные книжки»:

Когда-то я был секретарем Веры Пановой. Однажды Вера Федоровна спросила:
— У кого, по-вашему, самый лучший русский язык?
Наверно, я должен был ответить — у вас. Но я сказал:
— У Риты Ковалевой.
— Что за Ковалева?
— Райт.
— Переводчица Фолкнера, что ли?
— Фолкнера, Сэлинджера, Воннегута.
— Значит, Воннегут звучит по-русски лучше, чем Федин?
— Без всякого сомнения.
Панова задумалась и говорит:
— Как это страшно!..

8. Многогранный Голышев

Ефим Голышев (1895–1971) был, что называется, специалистом широкого профиля — он реализовался как в живописи и графике, так и в музыке, и даже… в химии. В совсем юном возрасте он стал учиться игре на скрипке и затем выступал с концертами, а потом учился рисованию в Одесском училище.


По историческим справкам, Ефим Голышев уже с 1911 года концертировал в Германии как скрипач и дирижер — хотя в это время ему было всего около 15 лет, — и через пару лет он уже объехал с концертами весь мир (Египет, Индию, США, Бразилию и другие уголки планеты). Тогда же он увлекся химией, в течение последующих 10 лет уже не гастролировал, а писал музыку, а после Певрой мировой увлекся творчеством Василия Кандинского, друга своего отца, и занялся изобразительным искусством и скульптурой.

Среди друзей Голышева были художники (Лисицкий и Архипенко), композиторы (Эймертом), писатели (Кафка и Манн) и кинорежиссеры (Эйзенштейн и Пудовкин). Он не только творил, но и участвовал в социальной жизни работников творческого цеха: вместе с Хаусманом и Хюльзенбеком он написал манифест «13 основ дадаизма, или Что есть “Дада” и чего она хочет в Германии?». Он активно участвовал в выставках и в 1919 году был в числе организаторов авангардистского объединения «Ноябрьская группа», как один из ее основателей участвовал в «Большой берлинской художественной выставке» (1920) и многих других экспозициях.

С приходом ко власти нацистов Ефим Голышев переезжает в Барселону, где работает художником и химиком, а оттуда, потеряв многие свои работы в Испании во время бомбардировок, во Францию. Там он чудом пережил оккупацию и в 1956 году уехал в Бразилию. После войны у Голышева был период полного творческого отдыха, когда он занимался только химией, но потом он снова обратился к живописи и стал время от времени выставляться.

9. Авангардист и изобретатель камуфляжа

Владимир Баранов-Россине (еврейское имя — Шулим Вольф Лейб Баранов) родился в городе Херсоне (некоторые источники указывают местом его рождения село Большая Лепатиха) в 1888 году. О его семье не известно ничего, но, судя по всему, родители хоть немного, но поддерживали сына в его творческом развитии: в 1902–1903 гг. он обучался живописи в Одессе, а в 1903–1907 гг. уже в Петербургской Академии художеств.

Молодой художник увлекся популярным в то время авангардом и со временем стал одним из главных художников отечественного течения в рамках этого стиля, а главным направлением творчества Баранова стал кубизм. В 1908 году в Киеве Баранов принял участие в выставке, которую организовали известные авангардные художники Давид и Владимир Бурлюки (тоже украинские евреи), а через два года уехал в Париж. Там он до 1914 года жил и работал под псевдонимом Даниэль Россине в колонии художников «Улей» вместе со скульптором и художником Александром Архипенко, абстракционисткой Соней Делоне-Терк, Натаном Альтманом (все они тоже родились на украинской земле) и многими другими другими.

Поначалу Баранов принял революцию — он даже вернулся в Петроград после февральской революции и с 1918 уже выставлялся там вместе с другими художниками, преподавал во ВХУТЕМАСе и сотрудничал с другими живописцами. Он видел себя не только как художника, но и как изобретателя: в 1924 году Баранов-Россине презентовал широкой общественности оптофон (синестетический инструмент, который одновременно с проигрыванием музыки проецировал изображения). Он также изобрел аппарат, который определял качество драгоценных камней, машины для изготовления и продажи газировки, а в 1939 году разработал пуантилистически-динамичный камуфляж.

В 1925 году Баранов все же оставляет советскую Россию и эмигрирует во Францию. Но выбор страны становится для него роковой ошибкой: во время нацистской оккупации в 1943 году он был арестован гестапо и попал в концлагерь Освенцим, где погиб в 1944 году.

По всей видимости, Баранов-Россине (разумеется, посмертно) стал самым дорогим художником, родившимся в Украине: его работа «Ритм» («Адам и Ева», 1910) была продана за £2 729 250 при стартовой цене £1 400 000 — £1 800 000.

10. Дипломат Шарет

Моше Шарет (Черток) (1894–1965) родился в Херсоне и учился в местном хедере, но уже в 1906 году его семья, в которой идеи сионизма значили очень и очень много, репатриировалась в Палестину, где он закончил традиционное еврейское образование. После школы Моше отправился в Константинополь изучать право, а затем изучал экономику в Англии.

В 1931 году Моше Черток возвращается в подмандатную Палестину и занимает должность секретаря политического отдела Еврейского Агентства Сохнут, а в 1933 году его определяют на пост главы этого отдела — он пробыл им вплоть до 1948 года, когда Израиль стал независимым (в чем он также принял самое горячее участие).

После провозглашения независимости Черток переводит свою фамилию на иврит — теперь она звучит как Шарет — и становится первым министром иностранных дел Израиля. Через 6 лет, после того, как Бен-Гурион подал в отставку, Моше Шарет принял пост премьер-министра Израиля, но через год вернулся на свою предыдущую должность, уступив высокий пост все тому же Бен-Гуриону.

В 1955 году Шарет оставил правительство, а в 1960 году был избран на пост председателя ВИЦО и Еврейского Агентства (Сохнут), занимался литературной и переводческой деятельностью и воспитывал блестящих израильских дипломатов.

Ганна Руденко
Tags: Украина, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments