Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Detaly.co.il: Серебряные ключи и бюстгальтеры-“катла”: что носили еврейские модницы Средневековья

Мерав Шнитцер - историк, исследователь материальной культуры Западной Европы в Средние века. Большую часть своей карьеры она посвятила чтению средневековых текстов, связанных с Галахой, и использовала их для написания социальной истории того периода. «Но несколько лет назад со мной произошло нечто удивительное, - вспоминает она. - Передо мной открылся новый, захватывающий мир».

Фото: Wikipedia


В то время Мерав Шнитцер работала над пост-докторатом в Сорбонне, исследовала украшения еврейских женщин в средневековых французских общинах, и знакомилась с галахической дискуссией о ношении украшений в шаббат. «Я сидела в библиотеке и читала текст РАШИ, когда вдруг подумала: ведь библиотека, в которой я работаю, находится всего в 300 метрах от Музея средневекового искусства и истории «Клюни»! Так что я могу пойти и посмотреть на украшения, о которых читаю. Ведь предметы могут быть важным источником исследований - как и тексты, а иногда даже больше».

Ключ, превратившийся в украшение

Так Шницер обратилась к изучению материальной культуры. «Предметы раскрывают потайные слои истории», - говорит она, и в качестве примера рассказывает о серебряном украшении в виде ключа, которое носили только еврейские женщины в шаббат. Такой ключ она обнаружила в собраниях музея «Клюни» - при том, что кураторы музея о его существовании даже не подозревали.


«Ключ размером пять сантиметров в длину, изготовленный из серебра, имел отверстие, через которое можно вставить булавку, чтобы прикрепить его к одежде. В Средние века не было пуговиц, шитье было не очень развито, и одежда держалась на теле с помощью всевозможных булавок или украшений, таких, как этот ключ, который удерживал ткань в области шеи. Без него одежда просто спадала бы с тела».

Историк поясняет, что этот ключ очень многое говорит о положении женщины в еврейской общине того времени. «Это изобретение еврейских женщин XII века из семей, располагавших большим имуществом. Женщина была хозяйкой дома и отвечала за то, что находится в нем. В Средние века вещи обычно хранили в больших сундуках (шкафы еще не изобрели), которые запирались на ключ. Женщина вешала ключ на пояс, поскольку тогда одежда не имела карманов».

Проблема заключалась в том, что Галаха запрещает ходить в синагогу с ключами, а женщины обычно посещали синагогу вместе со всей семьей. Оставить ключи дома тоже было нельзя, потому что слуги могли поживиться содержанием сундуков. «Женщины нашли решение - попросили серебряных дел мастеров делать ключи в виде украшений. С этим у раввинов не было проблем. Более того, в своих трудах они полностью признают заслугу женщин в этом изобретении», - говорит Шницер. – «Детальное изучение галахических текстов, где подробно описывается каждая деталь предмета и его использования, позволяет заглянуть в повседневную жизнь общины».

Недостающее звено в эволюции бюстгальтера

Описание средневекового бюстгальтера – он назывался «катла» - можно найти у РАШИ. Но отчего РАШИ, - рабби Шломо Ицхаки, автор обширных комментариев к Талмуду и ТАНАХу, живший в XI веке, - обратился к этому предмету женского туалета? Дело в том, что катла породила вопрос, представляющий галахический интерес.

Известно, что женщины на протяжении всей истории любили подчеркнуть свою грудь. Так, в средние века женщины носили свободные туники, а под них надевали белые льняные платья. В трудах РАШИ, а также мудрецов, живших после него, описывается поддерживающий бюстгальтер, который надевался поверх туники. «Важная часть одежды, которая вешалась на шею и закрывала сердце... Женщина плотно обвязывала полосу вокруг шеи, чуть ли не удушая себя, чтобы подтянуть плоть, так, чтобы было видно, что у нее много плоти...»


«То же самое делает современный поддерживающий бюстгальтер, - говорит Шницер. - В принципе, катла ничем не отличается от бюстгальтеров бикини, которые завязываются на затылке».

РАШИ, а за ним и еврейские мудрецы более позднего времени не видели ничего предосудительного в том, что женщина подчеркивает свою грудь. Более того, они со всем уважением рассмотрели галахический вопрос: что следует делать с катлой при погружении в микву в шаббат? В таком случае женщине было разрешено ослаблять эти полосы ткани. Обсуждая это, РАШИ и другие мудрецы должны были детально описать катлу – что они и делали.

«Из этого я, как историк, заключаю, насколько значимы были женщины в еврейских общинах Франции в ту эпоху, как сами раввины понимали их потребности и готовы идти на компромиссы - например, разрешить погружение, не снимая катлу, - говорит Шницер. – Почему? Одни раввины понимали, что женщины предпочтут предписания моды предписаниям Галахи, и спорить с ними бесполезно. Другие не были чужды таким понятиям, как красота и эстетика.


Но важно подчеркнуть, что происходило это только на севере Франции. В этом и заключается прелесть истории: она кроется в мелких деталях, анализируя которые, можно многое узнать о жизни общества той или иной эпохи. Раввины, жившие в регионах, через которые проходили торговые пути и в которых произошла революция моды Средневековья, сами были неотъемлемой частью местных общин, а значит - связаны с повседневной жизнью и переживаниями ее членов.

Айелет Шани, «ХаАрец»
Tags: cherchez la femme, евреи, мода
Subscribe

Posts from This Journal “мода” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment