Как известно, первая треть IV века ознаменовалась переломом – христианство из запрещенной религии превратилось в дозволенную и почти сразу после этого – в обязательную и государственную религию империи. Как оно часто бывало в истории, бывшие преследуемые, которых, казалось, совсем недавно распинали и бросали на съедение львам, тут же сами обратились в преследующих и угнетателей.
Однако победоносное шествие новой церкви по империи было все же прервано небольшой интерлюдией. В 362 году н.э. на престол взошел император Юлиан II, которого христианские историки прозвали Отступником. Любитель философии и римских традиций, он ненадолго вернул своим подданным религиозную свободу, позволив всем верить в своих богов и вновь открыть языческие храмы, закрытые и разрушенные христианами. В той же логике возвращения «традиционных» конфессий император Юлиан II повелел отстроить заново Иерусалимский Храм.
Эта история известна нам из свидетельств современников императора: краткого, исходящего от его друга язычника Аммиана Марцеллиана и более подробного свидетельства христианского писателя Григория Богослова. Более поздние хроники в целом повторяют этот рассказ Григория: «Скрывая свои замыслы под видом благоволения к иудеям, Юлиан доказывал из их книг и таинств, что теперь настало предназначенное время вступить им в свою землю, воссоздать Храм и восстановить традиции своих отцов. Иудеи, воспрянув при мысли о Храме, стали деятельно и ревностно трудиться над делом. Их жены не только снимали с себя все украшения и охотно жертвовали их в пользу дела, но и сами своими руками носили землю, не щадя ни дорогой одежды, ни нежных членов».
Из рассказа совершенно нельзя понять, сколько времени длились работы по восстановлению Храма: день, месяц, год? Однако все источники сходятся в том, что работу оборвало землетрясение, сопровождаемое пожаром и другими стихийными бедствиями. С учётом бытовавшего тогда суеверия неудивительно, что христиане восприняли это как небесный знак: мол, сие неугодно, – а потому история обросла подробностями, в которых трудно уже отличить факты от легенд – вроде тех, что на одеждах евреев чудесным образом проявлялись знаки креста.
В 1970-е годы в руках ученых появился еще один любопытный документ. Его опубликовал и перевел выдающийся исследователь сирийской литературы профессор Себастьян Брок. Это рассказ о попытке восстановления Храма, написанный от имени иерусалимского епископа Кирилла. В руки ученых попали копии, сделанные в сирийских монастырях в позапрошлом веке, однако есть все основания считать, что оригинал был написан в IV или в V веке и, возможно, собственноручно епископом Кириллом.
Это письмо, повторяя уже известные нам факты, добавляет к ним несколько важнейших деталей. Во-первых, евреи сразу свалили «статую Ирода», стоявшую, по словам автора, на месте Храма. Скорее всего, речь идет о статуе императора Адриана, а не царя Ирода – звучат они по-гречески не так уж и различно. Тем более что мы знаем и из других источников, что статуя этого гонителя евреев стояла на месте святая святых. Похоже, что евреи начали работу именно с удаления этого вопиющего оскорбления. Впоследствии, впрочем, статую еще на какое-то время заставили вернуть на место.
Вторая деталь – это дата. Письмо сообщает, что землетрясение случилось 19 мая 363 года, в понедельник. Тот факт, что в письме правильно указан день недели, служит дополнительным аргументом в пользу его подлинности. Но самое интересное, что именно в 363 году месяц май точно совпал с еврейским месяцем ияром, что бывает довольно редко. Следовательно, канун землетрясения пришелся на 18 ияра, то есть на праздник Лаг ба-Омер.
Большинство других хроник называет лишь месяц землетрясения. Датировка в письме епископа Кирилла заставила профессора Брока предположить, что совпадение с Лаг ба-Омером не случайно: или эта неудачная попытка восстановить Храм осталась в народной памяти как важная дата, или же эта дата уже была известна в народе, и именно к ней было приурочено начало работ по восстановлению Храма.
Почему попытка восстановления Храма оказалась все-таки сорванной – действительно ли из-за землетрясения, разрушившего, к слову, многие города империи, в том числе и древнейший город Петра, или ее сорвало противодействие христиан, или гибель в бою 26 июня, спустя месяц после землетрясения, императора Юлиана II – остается неизвестным. Следующая попытка восстановления Иерусалимского Храма будет предпринята только через 250 лет, во времена Персидских войн. И тут возникает другой, более чем закономерный вопрос: как так получилось, что такая важная для иудеев история никак не отражена в еврейских источниках и стала известна нам от язычников и христиан?!
Меир Антопольский
Journal information