Газета «Гаарец» опубликовала хронику экономического противодействия еврейскому заселению Эрец-Исраэль и становлению независимого еврейского государства за прошедшие сто лет. Хотя иные попытки бойкотировать Израиль кажутся мелочными и анекдотичными, стоит вспомнить, что антиеврейские действия гитлеровцев начинались с «дня бойкота» 1 апреля 1933 года, а первые дискриминационные законы третьего рейха содержали запрет евреям посещать кондитерские.
1925
Период действия Британского мандата
Арабский бойкот еврейской продукции на Земле Израиля был объявлен и применялся различными способами, в основном на местном уровне, в первые дни британского мандата на Палестину в 1920-х годах. В статье, опубликованной в 1925 году под названием «Бойкот еврейских торговцев», газета «Гаарец» сообщала, что арабская молодежь в Иерусалиме создала движение, целью которого было распространять только товары арабских торговцев. В статье цитировался призыв к бойкоту, опубликованный в арабской газете: «Не покупайте у евреев, приходите и заключайте сделку с арабским торговцем, которому грозит банкротство, поддерживайте его!»
1945
Бойкот Лиги арабских государств
В конце 1945 года Лига арабских государств объявила бойкот еврейским товарам из Палестины. Он вступил в силу 1 января 1946 года. «Еврейские продукты и промтовары должны считаться нежелательными для арабских стран», — говорилось в заявлении Лиги арабских государств. Причина: необходимость «защитить себя мирными средствами для поддержания арабского суверенитета» в Палестине и бороться с намеренным накоплением еврейского капитала, что позволило бы создать там еврейское государство. Редакционная статья в «Гаарец» того времени намекала на причастность к решению о бойкоте «британских колонизаторов». Газета назвала бойкот объявлением экономической войны, заявив: «Вместо региональной экономики — региональная война». «Гаарец» подчеркивала, что объявление о бойкоте «обрушилось, как гром среди ясного дня, на арабских торговцев в Эрец-Исраэль», учитывая отсутствие «несионистского» источника для большей части средств производства, которые они использовали.
1946
Первые трещины в бойкоте
Колумнист тогдашней «Гаарец» сохранял оптимизм в перый день бойкота: «Вчера я вышел прогуляться по улицам Тель-Авива, чтобы своими глазами увидеть, какой урон наносится "сионистским производителям". Я объехал многие торговые районы в городе: улицу Алленби, Нахлат-Биньямин… Арабские женщины покупали одежду еврейского производства; евреи сидели вместе в кафе с арабами в тарбушах и куфиях, и переговоры легко продолжались, несмотря на дефицит турецкого кофе». Газета «Хацофе» сообщала о схожих впечатлениях второго дня. «Как и вчера, арабского бойкота, сегодня, в Тель-Авиве почти не ощущалось. Как и прежде, многие арабы приходили в еврейские магазины и покупали все, что было под рукой. Как нам сказали, арабские торговцы в Яффо жалуются на сокращение числа еврейских покупателей и выражают опасения, что евреи объявили тайный бойкот арабским товарам».
1949
Офис по бойкоту
После Войны за независимость Лига арабских государств открыла свой офис по бойкоту в Каире, чтобы вести «черный список» международных компаний, которые работали в Израиле. Офис переехал в Дамаск в 1951 году.
1966
Израиль завоевывает Coca-Cola
Израиль использовал американские еврейские организации, возглавляемые Антидиффамационной лигой, для организации встречного бойкота против компании Coca-Cola, не соглашавшейся лицензировать производство напитков в Израиле. Битва закончилась победой Израиля. Coca-Cola, которая утверждает, что никогда не бойкотировала Израиль, согласилась открыть завод в Бней-Браке в 1968 году. «Мы могли бы прожить еще много лет без Coca-Cola, но мы не могли смириться с тем, что крупная американская корпорация, обслуживающая миллионы евреев в Соединенных Штатах и по всему миру, не выдает лицензию на производство своей продукции в Израиле потому, что она поддалась арабскому бойкоту», — писала газета «Маарив».
1967
Toyota говорит Израилю «нет», Subaru говорит «да»
Японский автомобильный гигант Toyota присоединился к арабскому бойкоту, и автомобили японской компании Hino Motors, которая присоединилась к группе Toyota в 1967 году, исчезли с израильского рынка. Другие крупные японские автопроизводители, Nissan и Honda, а также другие более мелкие компании, такие как Mazda и Mitsubishi, также бойкотировали Израиль. Первоначально на израильский рынок вышла только Subaru.
1973
Нефтяное эмбарго
После Войны Судного дня арабские страны ввели эмбарго и другие ограничения на продажу нефти в Западную Европу и Соединенные Штаты — с целью оказать давление на эти страны, чтобы они прекратили поддержку Израиля. Цены на нефть взлетели как во всем мире, так и в Израиле, который в то время покупал нефть у Ирана, заставляя всех искать способы экономии энергии.
1990-е годы и далее
Распад бойкота
Ряд исторических событий, включая первую войну в Персидском заливе, Соглашения Осло и израильско-иорданский мирный договор, привели к прекращению арабского бойкота. В 1994 году государственный секретарь США Уоррен Кристофер заявил, что арабский бойкот рушится. Последний удар был нанесен в прошлом году, когда Объединенные Арабские Эмираты официально отменили свой экономический бойкот Израиля, действовавший с 1972 года.
1993
McDonald's приходит в Израиль
Выход на израильский рынок американской сети быстрого питания вызвал большой ажиотаж. После того как конкурирующие сети быстрого питания, Pizza Hut и Domino's Pizza, вышли на израильский рынок в начале 1990-х годов, массы израильских мясоедов согласились простить McDonald's за десятилетия участия в бойкоте. Телевизионные камеры показали израильтян, столпившихся в очереди на открытии первого заведения в торговом центре «Аялон» в Рамат-Гане. Спустя 20 лет после того, как большая алия прибыла в Израиль, сеть подверглась резкой критике, когда отказалась открыть филиал в городе Ариэль на Западном берегу.
2000-е годы — настоящее время
Бойкот вернулся?
Ряд инцидентов в начале 2000-х годов вернул моду на бойкот «израильских продуктов с территорий». Непосредственными причинами стали: Вторая интифада, Вторая Ливанская война и операция «Литой свинец» в секторе Газа. Движение BDS («Бойкот, разоблачение, санкции») было основано в этот период. Первыми в списке были косметические изделия Ahava из региона Мертвого моря, SodaStream из Мисхор-Адумим на Западном берегу, экспортер сельскохозяйственной продукции Agrexco — один из самых известных символов израильского сельского хозяйства, оператор сотовой связи Orange, международные партнеры по строительству новой железной дороги между Иерусалимом и Тель-Авивом, операторы иерусалимского легкорельсового транспорта и многие другие.
2018
Airbnb решает бойкотировать поселения — и отступает
Сервис краткосрочной аренды Airbnb объявил, что удалит со своего сайта недвижимость, предлагаемую в израильских поселениях на Западном берегу. Несколько месяцев спустя компания отступила в результате судебных исков о дискриминации, но вместо этого объявила, что пожертвует прибыль от своей деятельности на Западном берегу на благотворительность.
2021
Война за мороженое
Американский производитель мороженого Ben & Jerry's, основанный двумя евреями, Беном Коэном и Джерри Гринфилдом, обьявил, что прекратит продажу своей продукции на «оккупированной палестинской территории». Предприятие, производящее продукцию бренда в Израиле по франшизе, выступает против бойкота и возлагает вину на огромную транснациональную корпорацию Unilever, которой принадлежит Ben & Jerry's.
Виктор Шапиро
Journal information