Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Легенды израильских ВВС: Воздушный бой над Офирой - что это было на самом деле?



Воздушный бой пары "Фантомов" с приблизительно двумя дюжинами египетских самолётов, произошедший над авиабазой Офира/Рас-Насрани 6 октября 1973 года в первые часы Войны Судного дня совершенно внезапно стал одним из самых известных воздушных боёв. По крайней мере, если вы наберёте в поисковике top 10 greatest air battles, то совершенно внезапно выяснится что во многих рейтингах он есть.

Бой над Офирой вообще был достаточно рядовым событием, подобных которому в 73-м году были десятки. Даже если не брать два больших израильских налёта на авиабазы Мансура/Танта, был гораздо более примечательный бой над мостом Банха, было избиение МиГ-21 над Каналом в последний день войны, да много чего ещё.

Единственное, чем собственно Офира примечательна - так это тем, что 3 израильских пилота - новичка за 10 минут по официальной версии ухитрились сбить пол египетской эскадрильи. На первый взгляд - результат удивительный. Но если смотреть чуть более вдумчиво - совершенно закономерный, и более чем предсказуемый. И вот об этом мы и поговорим.

Во-первых, как вообще израильтяне оказались на юге Синая? Точнее так - что там забыли израильские пилоты? Ответ будет очень простым. За несколько лет до описываемых событий, израильтяне по ошибке сбили над Синаем ливийский Боинг и опасались, что арабы попробуют отомстить, атаковав самолёт Эль-Аль на пути в Африку. Для обеспечения безопасности полётов на бывшей египетской авиабазе Рас-Насрани (сейчас это международный аэропорт Шарм-эш-Шейх) по ротации размещалось до звена израильских "Фантомов". В целом это был такой курорт для пилотов с пляжами, рыбалкой и прочими прелестями жизни, но особой активности там толком не предполагалось, и вообще эти экипажи должны были вернуться в Хацор перед началом войны, просто не сложилось. В общем, "Фантомы" в Офире были скорее "на всякий случай", не более того.



В ночь с 5 на 6 октября израильские лётчики на Офире отдыхали перед полётом домой и смотрели кино. У судьбы есть чувство юмора - этим фильмом был "Тора Тора Тора", про внезапное нападение японцев на Перл-Харбор. Безалаберность американцев вызвала у лётного состава много шуток. Справедливости ради, на следующий день желающих пошутить на тему "тупых" янки стало гораздо, гораздо меньше.

Тут надо понимать, что на Офире остались очень молодые пилоты. В реальности, из всех четверых израильтян (Нахуми - Явин и Шаки - Регев) какой-то боевой опыт был только у штурмана первого звена Йоси Явина, для остальных это был действительно первый настоящий воздушный бой в жизни.

Собственно 6-го октября была полноценная "предвоенная" обстановка - ВВС с утра были в повышенной готовности, но без конкретных целей и задач. По этой причине израильская пара "Фантомов" заняли готовность №1 на взлётно-посадочной полосе. Тут правда случилась комичная ситуация - квалификацию "ведущего пары на боевом дежурстве" лидер пары Амир Нахуми получил за четыре (!) часа до начала войны после того, как на Офиру позвонили из штаба ВВС и случайно (!!) узнали, что там не осталось ни одного опытного пилота. Получил он её в ходе диалога "позовите к телефону старшего из 107-й эскадрильи - но у нас такого нет - отлично, теперь это ты". Но в целом да, "звезда" бывшего танкиста Амира Нахуми с его 15 сбитыми самолётами и одним ядерным реактором взошла именно в тот момент. При этом собственно взлёт был инициативой самого Нахуми, команды руководителя полётами он не получал.

В итоге, израильтяне успели взлететь в последний момент под вой сирен воздушной тревоги. Как описывают практически все источники, оба "Фантома" действительно успели оторвать от полосы за секунды до того, как на неё начали падать первые бомбы. Что было дальше - мы и так знаем. По израильской версии, израильтяне разделились по принципу "я беру на себя всех египтян южнее полосы - ты берёшь всех севернее полосы". Ещё раз, для понимания - для них это был первый воздушный бой и египтян там было в сумме под три десятка. Как написал один из участников: "я понял что случилось только после посадки".

Но тут возникает другой вопрос - а кто вообще прилетел бомбить Офиру? Из того, что мы точно знаем - со стороны ВВС Египта там были 4 звена МиГ-17 из состава 89-й эскадрильи 306-й авиабригады с авиабазы Салихийя, которые были переброшены в Хургаду накануне днём. Компанию им составляли 10 МиГ-21 Ф-13 25-й эскадрильи 102-й бригады с Вади Кена и 16 (!) МиГ-21 МФ 42-й эскадрильи 104-й авиабригады из Хургады. По другой версии, там могла быть восьмёрка МиГ-21 26-й эскадрильи 102-й бригады, которая оказалась в Хургаде накануне, но подтвердить или опровергнуть этот факт я не смог.

МиГ-17 несли блоки НАР и авиабомбы, МиГ-21 осуществляли воздушное прикрытие (2 звена), несли бетонобойные бомбы для выведения из строя ВПП (2 звена) а также атаковали иные цели. Тут надо сказать, что сама по себе авиабаза Офира была далеко не единственной "большой" целью египетского удара. Кроме неё, рядом находилась ВМБ "Наама" (Шарм эш Шейх), коммуникационный центр в Рас-Мухаммад и позиции ЗРК "Хок" в районе авиабазы.

Вот казалось бы, у египтян колоссальное преимущество. Даже если не смогли уничтожить пару "Фантомов" на земле - у вас 16 (!!!) МиГ-21 против двух израильских самолётов. И это не считая МиГ-17, которые доставили американцам так много проблем во Вьетнаме! Но на практике, всё было сильно сложнее.

Вообще, над Офирой был сбит всего один МиГ-21, да и тот по одной из версий был сбит израильской МЗА в самом начале атаки. Что было с остальными? Египтяне дают очень простой ответ - практически сразу, они ушли домой по остатку топлива и в бой не вступали. Несли ли ракеты египетские МиГ-21 МФ, которые атаковали Офиру БЕТАБами - тот ещё вопрос, а если нет - то после сброса бомб вооружения на нём не оставалось.

Что касается МиГ-17, которые экипажи "Фантомов" так легко сбивали ракетами AIM-9D ("Декер" на иврите), тот тут картина ещё проще. Опытный пилот МиГ-17 в состоянии доставить массу проблем "Фантому", особенно в ближнем бою на малых высотах. Вот только воздушному бою египетских лётчиков практически не учили - предполагалось, что эта задача ляжет на эскадрильи МиГ-21. И за редким исключением, египтяне просто не понимали что делать в этой ситуации. В отличие от Вьетнама, где уровень подготовки к манёвренному бою у обеих сторон первую половину войны был стабильно низким, здесь была иная ситуация. Ближний манёвренный воздушный бой составлял основу подготовки лётчика - истребителя (то есть пилота любого боевого реактивного самолёта). Любой израильский пилот к началу боевых дежурств имел за плечами десятки, если не сотни учебных воздушных боёв, которые велись практически без ограничений по высотам или перегрузкам.

В итоге складывалась на первый взгляд странная, но очень простая картина - "Фантомы" были просто парой акул в большом косяке трески. Тех, кто не успел убежать и подвернулся под руку, они просто сбили. Экипаж Амира Нахуми и Йоси Явина заявил 4 сбитых самолёта, все ракетами, и сообщил о нескольких попаданиях из пушки. Зная привычку израильтян разбирать подобные эпизоды и достаточно хорошее качество ФКП можно предположить, что они действительно в кого-то попали. Сам Нахуми утверждает, что обломки всех четырёх сбитых самолётов в итоге обнаружили на земле. Пара Шаки-Регев претендует на пару сбитых МиГ-17 и один МиГ-21. Что характерно, все семь (или пять) побед были одержаны "Декерами" (AIM-9D) плюс Шаки отстрелялся Лавидом (AIM-7) но вроде как неудачно.

К тому моменту, как из Хацерим прискакала кавалерия в лице звена "Фантомов", египетские самолёты уже были или на своих базах, или превратились в часть окружающего пейзажа. Второй налёта не последовало - египтяне трезво оценивали свои силы при встрече с "Миражами" и закономерно рассчитывали только на внезапность первой атаки.

Остаётся главный вопрос, который звучит как "сколько там реально сбили". Ответ на него простой - а черт его знает. Считается что обломки как минимум двух потом привезли в Хацерим. Из разных источников мы знаем поимённый список из 6 погибших египетских пилотов, причем один сбитый скорее всего на счету МЗА авиабазы, а ещё один - сбит батареей ЗРК "Хок". С другой стороны, большой оверклейм для израильтян вообще редкость, и на самом деле я не знаю, что там было - то ли египтяне просто не отразили все свои потери (я сам знаю несколько таких случаев), или лётчики действительно записали на свой счёт вообще всех сбитых. Правда, не знаю.

Почему египтяне так плохо себя показали - так пилотов МиГ-17 "поздних" выпусков пилотов вообще толком не учили вести воздушный бой, а непосредственно на месте сопровождали их вроде как 2 звена из далеко не самой подготовленной 102-й бригады. Так что в общем итог закономерный.

И последнее. Что касается эффективности налёта. Предотвратить его "Фантомы"не могли в принципе - полосу и рулёжные дорожки БЕТАБы разбили достаточно серьёзно, и да и батарее ХОКов тоже досталось, там был как минимум один погибший на РЛС подсвета цели. Правда, без "Фантомов" дело вообще могло бы закончиться избиением, но это совсем другая история ...

источник: https://vk.com/wall-148912083_44

Tags: Египет, ЦАХАЛ, авиация
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

promo grimnir74 март 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments