Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

ВВС Египта против ВВС Израиля - сравнение возможностей.



Отношения Израиля с Египтом последних десятилетий можно характеризовать так: активное экономическое сотрудничество, поставки сырья, дипломатические коммуникации ... и практически всё. С конца "десятых" годов обе страны вместе борются на Синае с террористами из ИГИЛ, которые создают массу проблем египетской армии и пару раз обстреляли территорию Израиля ракетами от "Града". Более того, часто пишут что израильтяне помогают не только разведкой, но и работают непосредственно в воздушном пространстве египтян с полного одобрения последних.

Также, в последнее время у египтян с Израилем появился ещё один общий "противник" - Турция. Вероятность "горячего" конфликта между этими странами минимальна, но танцы вокруг Ливии и делёж газовых месторождений в Средиземном море плюс агрессивная риторика Эрдогана привели к тому, что в последние годы сформировался своего рода "антитурецкий" политический блок в составе Франции, Египта и Греции/Кипра. Израиль к нему не то, чтобы примкнул, но с Греками и киприотами поддерживает очень активное сотрудничество.

При том, что средний египтянин к Израилю относится достаточно негативно, для египетской политической элиты Израиль - как минимум, вполне нейтрален и с ним нет явного конфликта. Более того, Египет - традиционный посредник в разного рода переговорах Израиля и ХАМАС. Так что в качестве нашего "гипотетического" конфликта представим себе ограниченную операцию Израиля против египетских войск на Синае. Ещё раз, событие это чисто гипотетическое и практически невозможное в реальности, но надо же исходить хоть из чего-то.


1) Боевая авиация

ВВС Египта.

Египтяне - обладатели, вероятно, вторых по силе ВВС среди арабских стран, после Саудовской Аравии. При этом как и у саудитов их парк боевых самолётов представляет собой сборную солянку из американских (в том числе, турецкой сборки), французских, российских, советских и даже китайских (!) самолётов. В отличие от турок и израильтян, у которых парк самолётов достаточно гомогенен (F-16 и "Фантомы" у первых и F-16+F-15+ F-35 у вторых).

Причина проста - Египет всеми силами пытается диверсифицировать поставки самолётов, чтобы не зависеть в них от одной конкретной страны. Точнее - от США, и это при том, что американская военная помощь Египту не то, чтобы прям в разы меньше помощи Израилю.

Основу египетского авиапарка составляют порядка 200 самолётов F-16 различных модификаций, которые были получены между 1983 и 2013 годами в рамках программ Peace Vector I - VII. При этом наиболее современных (block 52) самолётов достаточно мало - порядка 20-30 бортов. В отличии от Турции, у которой большинство самолётов прошли достаточно серьёзную модернизацию и Израиля, который модифицирует свои самолёты постоянно, Египетские ВВС летают практически на том, что когда-то получили. Периодически ходили разговоры о том, что египтяне всё-же проапгрейдят некоторые более старые F-16, в том числе установив новые американские РЛС AN/APG-68(V)9, но как я понимаю, воз и ныне там. "Новые" F-16 получили две эскадрильи 292 авиакрыла с авиабазы Кайро-Уэст, "старые" разбросаны по всему Египту.

Кроме них, есть две эскадрильи "Миражей" (2000EM/BM конца восьмидесятых годов), 252 авиакрыла (авиабаза Танта), 52 МиГ-29 в составе наверное самой успешной арабской части времён войн с Израилем, 104 авиакрыла, и 24 Рафаля 102-го авиакрыла (авиабазы Джебель эль Басур и Вади Абу Риш соответственно). Это достаточно новые самолёты поставок середины "десятых" годов. При этом, если экспортные МиГи конечно лучше большинства F-16 "старых" поставок, то их возможности вести бой с более современными самолётами американского и французского производства представляются весьма ограниченными. В конце концов, РЛС "Жук-МЭ" с ЩАР - это, мягко говоря, не лучшая из российских авиационных РЛС, особенно в сравнении с той же Н035.

В перспективе, Египет должен получить 24 российских Су-35С (пять бортов уже в Египте в непонятной оперативной готовности) для вооружения двух эскадрилий. Можно предположить, что после постановки на вооружение Су-35 станет наиболее совершенным истребителем ВВС Египта наравне с "Рафалем". А с учетом проблем с вооружением египетских "французов", о которых мы ещё поговорим - может быть, что и просто лучшим.

ВВС Израиля

Основа израильского парка - те же F-16, при этом двух достаточно разных типов, на которых существенно отличаются БРЭО и даже двигатели разные. Во-первых, это около сотни F-16 C/D "Барак", которые очень условно можно назвать специализирующимися на воздушных боях. Во-вторых, это 97 F-16I "Суфа", версия F-16 предназначенная в первую очередь для работы по земле. "Суфа" - это весьма совершенный ударник, который в состоянии применять практически всё имеющееся в Израиле вооружение, оснащённый кучей разных интересных систем, вследствие чего достаточно живучий (впрочем, ракету С-200 и пару лётчиков из 201-й эскадрильи об этом, кажется, не предупредили).

Кроме этого, есть пол сотни F-15, которые ещё с сирийцами над Бекаа воевали и с тех пор многократно модернизировались. "Баз Мешупар" - это вполне современный F-15С/D с отличной РЛС, возможностью применять любые ракеты "воздух-воздух", прошедший кучу израильских модернизаций. В воздушных боях, скорее всего, "Баз" будут изрядно превосходить абсолютное большинство египетских самолётов за счет более мощной РЛС, а работа по земле их основной задачей не является.

25 F-15I из 69-й эскадрильи - это израильский аналог американских F-15E с американской РЛС с АФАР, израильской авионикой и современными средствами авиационного поражения. Вероятно, самый современный самолёт 4-го поколения у израильтян. Главная "фишка" последних лет - это радар AN/APG-82(V)1 с АФАР. Из близких по возможностям самолётов у египтян пока есть только "Рафали", плюс должны появиться Су-35.

Вишенка на торте - 25 F-35, самолётов пятого поколения. Не вполне понятно, какие боеприпасы они в состоянии применять, но сам факт наличия таких самолётов у израильтян - это ключевое преимущество. Самолётов пятого поколения в Египте нет, и не предвидится. В перспективе, количество самолётов пятого поколения в ВВС Израиля может достигнуть 75.

Несмотря на серьёзный износ, оперативная готовность израильских ВВС - высочайшая (на уровне 90% боеготовых бортов). Как обстоят дела у египтян я не знаю, но могу предположить, что существенно хуже. Общий вывод - при количественном равенстве, у Израиля будет огромное преимущество за счет банально более совершенной техники.

Но главная проблема египтян - совершенно в другом.

2) Вооружение и боеприпасы.

И вот здесь мы подходим к той причине, по которой несмотря на наличие достаточно большого количества современных самолётов, в воздушных боях у египтян практически не будет шансов. И эта причина проста - самолёты у них есть, а вот ракет - нет.

Прозвучит странно, но единственной современной ракетой "воздух-воздух", сравнимой по своим возможностям с израильскими AIM-120 C-7 у египтян является ... российская экспортная РВВ-АЕ. Под давлением Израиля, США отказались продавать Египту ракеты воздух-воздух средней дальности (AMRAAM любых модификаций), а французы вместо наиболее современных "Метеоров" поставляют менее дальнобойные MICA. Конечно, у египтян остаются Р-27 с ПАРГСН, но они сравнимы по своим возможностям скорее с американскими "Спэрроу", которые в Израиле считаются давно устаревшими.

То есть картина для Египта получается удручающая. При столкновении египетского и израильского F-16 у египтян практически не будет шансов по той простой причине, что из ракет у него будут только не самые новые "Сайдвиндеры". МиГ-29 будет существенно проигрывать и "Рафалям", и F-15 за счет относительно слабой РЛС (всё-таки французские RBE-2AA с АФАР и американские AN/APG-82 будут лучше). "Рафаль" - отличный самолёт, но без "длинной руки" - "Метеора" он становится гораздо менее опасным противником.

Единственным самолётом, который на в обозримом будущем сможет на равных противостоять израильтянам, может оказаться российский Су-35, но и здесь проблемой могут стать ракеты "воздух-воздух". Возможности экспортных РВВ-АЕ не вполне понятны, да и вообще генеалогия ракет Р-77 наверное одна из самых запутанных в мире - но есть подозрения, что РВВ-АЕ может существенно уступать Р-77, стоящим на вооружении ВВС России.

На выходе мы получаем печальную для египтян картину. Несмотря на численное равенство, практически полное отсутствие современных ракет "воздух-воздух" лишает египетских пилотов какой-либо возможности для достижения успеха в случае столкновения с Израилем. Картину могли бы изменить поставки "Метеоров" и AMRAAM, но вероятность такого развития событий весьма невелика. Более того, из более чем 200 боевых самолётов, современными в данный момент можно назвать едва-ли три-четыре десятка.

Что касается иных боеприпасов - на сколько я понимаю, большую часть египетских управляемых боеприпасов составляют американские бомбы с комплектами JDAM, плюс аналогичное французское семейство AASM. Возможно, вместе с Рафалями поставят некоторое количество крылатых ракет SCALP в дополнение к имеющимся Х-31. У египтян есть некоторое количество "мавериков", AGM-88, "Гарпунов" и прочих американских боеприпасов, которые в принципе могут представлять угрозу - но проблема в том, что у Израиля есть всё то же самое, только более современное и зачастую - своё. Про планирующие авиабомбы, например, я просто молчу - кроме американцев и израильтян Египту в принципе не у кого их покупать.

И вот тут появляется та же проблема, что и у турок. У Египта есть вполне себе современные самолёты. Проблема в том, что у них исключительно мало современных боеприпасов для них. Особенно критичный разрыв будет в части ракет "воздух-воздух", где до появления Су-35 ситуация выглядит очень и очень грустной.

3) Средства поддержки и подготовка пилотов

А вот в этой части проблемы Египта становятся совершенно убийственными. В отличие от турок, уровень подготовки египетских пилотов вызывает очень, очень большие сомнения. Если между американским, греческим или израильским лётчиком разница не столь велика, то между израильским и египетским она может оказаться пропастью.

Аналогичная проблема и с тем, что касается самолётов поддержки. Египетские "Хокаи" и "Бичкрафты" со средствами РТР - это, конечно, хорошо. Вот только снова, у Израиля будут все те же ДРЛО и ELINT\SIGNINT, только существенно более новые. Про умение всем этим счастьем пользоваться я просто и тактично промолчу.

Выводы:

У Египта есть достаточно современные самолёты, но практически полное отсутствие современных авиационных средств поражения и (вероятно) крайне посредственная подготовка пилотов приводит к тому, что 80% египетского авиационного парка не пригодна для ведения воздушного боя против современных самолётов в принципе. "Рафали" и Су-35 могут доставить израильтянам определённые трудности, но в случае чего действовать им придётся в условиях очень существенного численного и технического превосходства противника. А главное - самая важная часть самолёта находится между креслом и штурвалом. Если с этим проблемы - не спасут ни Су-57Э, ни "Раптор" ни даже "Звезда смерти".

Таким образом, любой ограниченный конфликт, даже с участием "Рафалей" или "Су-35" рискует привести к быстрой потере последних. И далеко не потому, что эти самолёты - плохие. В другой ситуации они в состоянии создать массу проблем и F-35, и тем более F-15. Просто традиционно низкая операционная культура арабских стран и нехватка современных ракет "воздух-воздух" почти наверняка не позволит выжать максимум возможностей из этих самолётов.

Дополнение.
Подробнее о ВВС Израиля

На вооружении Хейль Авира находятся несколько типов истребителей.
F-35I (Адир) - версия F-35A для Израиля - самый новый самолет в ВВС. Первые 3 самолета прибыли в декабре 2016, а всего на сегодняшний день (апрель 2021) получено 27 самолетов из 50 заказанных. Поставки продолжатся темпом по 6 самолетов в год до конца 2024-го. В феврале 2021 принято решение о приобретении еще 25 Адиров. В последующие годы возможны новые закупки. Первой эскадрильей, получившей F-35I, стала 140-я ("Нешер А-Заав"), второй - 116-я эскадрилья ("Арайот А-Даром"). Кроме того один самолет передан в Центр испытательных полетов (МАТАН). На сегодняшний день ни один F-35I не был потерян.

F-16I (Суфа) - версия F-16 Block 52 для Хейл Авира. В 2004-2008 годы были поставлено 102 самолета. 4 из них потеряны в авариях, и еще один был сбит 10 февраля 2018 сирийским ЗРК. Суфа используется четырьмя эскадрильями - 107-я, 119-я, 201-я и 253-я.

F-15I (Раам) - версия F-15E Strike Eagle для Израиля. Израиль закупил 25 Ударных Орлов, которые были получены в 1998-99 годах. В ближайшие годы планируется закупка еще 25 F-15I, или, его более продвинутой версии, F-15EX. На сегодняшний день ни один самолет не был потерян или списан. 24 самолета стоят на вооружении 69-й эскадрильи "Таесет А-Патишим", еще один самолет находится в МАТАН.
К слову сказать, в Центре испытательных полетов кроме F-15I используются еще 4 самолета - F-16C Block 30, F-16I и два F-16D (Block 30 и Block 40).

F-16 C/D (Барак) - Израиль закупил 135 самолетов двумя партиями. 75 истребителей (51 F-16C и 24 F-16D), все в конфигурации Block 30, были поставлены в 1987-88 годах. Еще 60 самолетов (30 F-16C и 30 F-16D), уже в конфигурации Block 40, Израиль получил в 1991-93 годах. Четыре самолета было потеряно в результате аварий - 1 F-16C Block 30, 1 F-16D Block 30 и два F-16D Block 40.
F-16C/D находились в составе пяти строевых эскадрилий - 110-я, 117-я (обе на F-16C Block 30), 109-я (на F-16D Block 30), 101-я (F-16C Block 40) и 105-я (F-16D Block 40). В среднем по 25 самолетов в каждой эскадрильи.
Но, в связи со списанием всех F-16A/B в конце 2016-го, потребовались новые самолеты для эскадрильи имитации противника (115-я "красная" эскадрилья), которая до этого как раз F-16A/B и использовала.
Поэтому было принято решение расформировать 110-ю эскадрилью и передать большую часть ее F-16C Block 30 в 115-у (в "Красной" кол-во самолетов меньше, чем в строевых эскадрильях), другие самолеты были переданы 117-ой. Возможно что несколько наиболее изношенных F-16C Block 30 отправились на хранение.
В конце сентября 2020-го 117-у эскадрилью также расформировали. Теперь F-16C Block 30 остались в строю только в составе 115-ой "Красной" (ориентировочно 15-20 самолетов). А общее число F-16C/D сократилось до 96-101 истребителя.

F-15A/B/C/D - все эти модификации Орла в Израиле носят имя Баз. Всего было закуплено 90 самолетов. Первая партия (23 F-15A и 2 F-15B) прибыла в Израиль в 1976-78 годах. Надо заметить, что 4 F-15A из этой партии были не новой постройки, а уже использовавшиеся в рамках испытаниях самолета для ВВС США. Вторая партия Базов (9 F-15C и 6 F-15D) поступили на вооружение Хейль Авира в 1981-82 годах. Еще 9 F-15C и 2 F-15D прибыли в Израиль в 1984-85 годы. Четвертая партия, состоявшая из 18 F-15A и 7 F-15B, была получена в 1991-92. Все самолеты этой партии раньше уже использовались в ВВС США, и только часть из них была принята на вооружение в Израиле, а остальные (как минимум 7 F-15A) сразу пошли на запчасти. Еще 5 F-15D тоже прибыли в 1992 году, но это уже были новые, только что произведенные, самолеты. И, наконец, в 2016 была получена последняя, на сегодняшний день, партия из 9 F-15D. Все эти 9 самолетов были произведены в начале 80-х и прошли долгую службу в ВВС США, поэтому планировалось их использовать лишь в качестве запчастей для других Базов. Но после осмотра их технического состояния, было решено принять их в строй после необходимого ремонта, заменив ими 9 самых старых одноместных F-15A.
За годы службы в авариях было потеряно 8 Базов (3 F-15A, 2 F-15B, 1 F-15С и 2 F-15D). Кроме того достоверно известно о списании по старости еще семи F-15A. Это в дополнение к тем 9 F-15A, упомянутых чуть выше.
Таким образом, на сегодняшний день на вооружении ВВС Израиля стоят не более 59 Базов (15 F-15A, 7 F-15B, 17 F-15C и 20 F-15D) в составе двух эскадрилий - 106-й и 133-й. Но более вероятно, что реальная численность Базов ближе к 50 - все-таки некоторым самолетов уже более 40 лет.

Подводя итог - на сегодняшний день в составе ВВС Израиля около 300 многофункциональных боевых самолетов. Из них:
• 27 F-35I (Адир)
• 97 F-16I (Суфа)
• 25 F-15I (Раам)
• 101-96 F-16C/D (Барак)
• 59-50 F-15A/B/C/D (Баз)

Источник: https://vk.com/wall-148912083_161
https://vk.com/israeli_warfare?w=wall-18502170_48777
Tags: Египет, Израиль, ЦАХАЛ, авиация
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment