Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

«Шмайссер» в ЦАХАЛе и другие мифы и правда о стрелковом оружии первых лет войн Израиля

MP-40_16.jpg

Попался мне на youtube вот такой ролик канала «Оружие веков» – «Пистолет пулемёт УЗИ маленький но грозный». Довольно короткий (4:27), много графики, демонстрирующей внутреннее устройство и принцип работы «Узи». Но есть там краткий исторический очерк «Как появился Узи?» (0:46-1:45). В начале его сказано, что после Войны за Независимость Израиля израильская армия испытывала недостаток современного стрелкового оружия. Израильтяне имели на вооружении множество моделей пистолета-пулемёта, это и MP-40, и «Суоми», и ППШ. Штатным оружием был принят MP-40… И вот это (список оружия и MP-40 как штатный ПП) – абсолютно не верно.



Не упомянут британский «Стэн», а ведь именно его у нас скопировали и наладили серийное производство, ещё в условиях подполья. Вариант местного производства назывался ТАМАТ, что означало «Тат-Микла Тоцерет» – дословно «Пистолет-пулемет производства», подразумевая «Пистолет-пулемет производства ТААС», где ТААС («Таасия Цваит») – военная промышленность, то, что в последующем станет «Израильской Военной Промышленностью» (IMI). Именно ТАМАТ был штатным ПП АОИ до замены на «Узи».
Не упомянут «Томпсон», а именно он был вторым по распространённости после «Стэн»/ТАМАТ (и продержался на вооружении до конца 50-х гг.). «Суоми» – да встречался, но в небольших количествах, после Войны за Независимость данных о его применении нет. ППШ на Ближнем Востоке появился позже, во второй половине 50-х, после массовой поставки в Сирию, в АОИ они не использовались.

Вот несколько цифр, иллюстрирующих количества ПП в АОИ до 1973 г. включительно:

  • По книге «Рождение армии» (стр. 835) на апрель 1947 г. у организации «Хагана» имелось 1,900 ПП. Далее эта цифра у «Хагана» и далее у АОИ менялась так: 29.11.47 – 3,662, 14.05.48 – 10,264, 01.10.48 – 21,343, 31.03.49 – 31,049. В примечании (стр. 836) указывается, что на 01.10.48 часть ПП (505) значилась в категории «разное», что видимо подразумевает «Не ТАМАТ и не Томпсон». На 31.03.49 этой категории небыло, что даёт основание полагать, что реально ПП на эту дату было больше, примерно 31,400 (а с учётом сказанного ниже – ещё больше, почти 32,000). Также указано (стр. 837), что в ходе войны 2,592 ПП было списано/утеряно/захвачено противником, а 187 ПП – захвачено трофеями у противника.


  • По книге «Задание – закупки» (стр. 283) в период с 29.11.47 по 01.10.49 за границей было закуплено 385 американских ПП калибра 0.45, т.е. речь идёт о «Томпсон». Также было закуплено 117 ПП других типов без указания марок, т.е. сюда могли попасть и «Стэн», и МР-40, и «Суоми».


  • По книге «Задание – закупки» (стр. 279) на 31.03.49 в АОИ имелось 30,629 ТАМАМ и 780 «Томпсон» (т.е. в сумме 31,409, т.е. указанные выше «31,049» по-видимому опечатка и правильная цифра 31,409).


  • В книге по истории ГУ ТО (АГА) в 1948-1949 гг. указывается о стрелковом оружии на Заводах Мёртвого моря в Сдоме на июнь 1948 г. (стр. 161). Среди прочего имелось 57 ПП, в т.ч. 41 «Стэн» (сюда включают и ТАМАТ), 15 «Томиган» (т.е. «Томпсон») и 1 «Шмайсер» (т.е. МР-40). По тому же источнику (стр. 155) в 1941-1947 гг. за границей было куплено 869 ПП без указания марок, из них 766 с апреля по сентябрь 1947 г. Там же сказано (стр. 50), что с мая по июнь 1948 г. были подготовлены учебные материалы по 4 типам ПП: «Стэн», «Шмайсер», «Томпсон» и «Суоми».


  • Согласно 3-х месячному отчёту ГУ ТО от 15.11.55, описывающая ситуацию в АОИ на 01.10.55, штат ПП составлял 56,121 штук, реально имелось 30,774, в т.ч. 27,661 ТАМАТ, 2,768 «Узи», 345 «Томпсон».


  • На 06.10.73 имелось 118,000 ПП, в основном «Узи», а также 3,000 «Карл Густав» (трофеи 1967 г.); в мизерных количествах были и другие ПП, такие как «Ингрэм» МАК-10 и последние «Томпсон».



Ну а что же MP-40? Как и в СССР, в Израиле их неверно называли «Шмайссер» и кроме собственно MP-40 могли быть и более ранние модели – MP-38 и MP-38/40. Было их немного, а источником служили трофеи, захваченные у арабских армий. После Войны за Независимость, как и многие другие виды нестандартного оружия, MP-40 были отправлены на склад и в частях не использовались. А 05.08.53 в Израиле было создано подразделение коммандос 101 под командованием майора Ариэля Шарона. Существовало оно до января 1954, далее влилось в 890-й парашютно-десантный батальон. Подразделение 101 выполняло «операции возмездия» в ответ на вылазки арабских террористов и действовало как бы не официально (так сказать «гнев возмущённых граждан»). Именно поэтому и использовался MP-40, как не стандартное оружие. Далее MP-40 использовали и парашютисты, до перевооружения на «Узи».

Возвращаясь к ролику, получаем, что всё было с точностью на оборот. MP-40 не только не был «штатным оружием», но и наоборот, был как бы «официально вне штатным», отсюда и его роль в АОИ. Ниже – фото бойцов 101-го подразделения и 890-го батальона с MP-40, в первую очередь Меира Хар-Циона, которого Моше Даян назвал в своих мемуарах «лучшим солдатом, появившемся в АОИ».

MP-40_18.jpg

MP-40_17.jpg

MP-40_16.jpg

MP-40_15.jpg

MP-40_14.jpg

MP-40_13.jpg

MP-40_12.jpg

MP-40_11.jpg

MP-40_10.jpg

MP-40_05_&OvedLadzinskij.jpg

MP-40_04_&MeirHarZion.jpg

MP-40_19_UzielGal.jpg
Узиэль (Узи) Галь с МР-40 и «Узи».

источник:
https://oleggranovsky.livejournal.com/605802.html
Tags: Оружие, ЦАХАЛ
Subscribe

Posts from This Journal “Оружие” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments