Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Крепость госпитальеров в Бейт-Гуврине


Как-то раз, рассказывает нам Флавий, Веспасиан проснувшись в воинственном настроении "взял две деревни в сердце Идумеи - Бетарис и Кефартобус, где свыше десяти тысяч жителей уничтожил, больше тысячи забрал в плен, остальную массу разогнал и оставил на месте значительную часть войска, которое опустошало всю горную страну кругом" (Иудейская Война, книга 4, глава 8). Бытует мнение, что под названием Бетарис (в некоторых вариантах - Бетабрис) - Флавий первым успел вывести Бейт Гуврин. В противном случае приоритет принадлежит Птолемею, в начале второго века упомянувшему место под названием Бетогабра. Похожий топоним можно обнаружить в Пейтингеровых таблицах (Бетогабри). И в самом деле - отличное название. "Дом мужиков" - это звучит гордо ! Но императору Септимию Северу это гордое название чем-то не приглянулось, и году в 200 он предложил другой вариант - Элевтерополь, "город свободных". Монаршее предложение, как водится, приняли единогласно, тем более что пакет включал налоговые послабления и другие привилегии. Занятно, что мидраш Берешит Раба пользуется иностранным топонимом для идентификации Бейт Гуврина с местом проживания хореев из Берешит 14:6 (и хореев в их Сеирских горах, тянущихся до Эйль-Парана, который в пустыне). Мол, "хореи" можно понять как "свободные", где же им ещё жить, как не в "городе свободных" ?

Дела пошли в гору. Последующие века город процветал, чеканил собственные монеты, обзавёлся собственным епископом (первый известный епископ, Макрин, ездил на Никейский собор; но народная молва сочла 4-й век недостаточно древним и назначила первым епископом ещё-не-Элевтерополя Иисуса-Иуста, одного из семидесяти апостолов). И, разумеется, продолжал отмечаться во всяких источниках, от мозаики в Медве и византийских административных документов до путевых заметок пилигрима 6 века из Пьяченцы, настаивавшего, что именно здесь Самсон побил кучу супостатов ослиной челюстью. Подчинённая городу территория простиралась до Мёртвого моря; где-то в южной части этой территории в конце 4 века ещё существовали еврейские поселения. В самом городе также была еврейская община, в числе прочих - the tanna Judah b. Jacob (Tosef., Oho. 18:15, 16) and the amora Jonathan (TJ, Meg. 1:11, 71b).

Аль-Баладури включил город в список мест, завоёванных мусульманами под началом Амра ибн аль-Аса; впоследствии отставной военачальник поселился где-то неподалёку. Мусульмане вернули семитский топоним Бейт Джибрин (или Бейт Джубрин или в крайнем случае Бейт Джибриль). В 796 город попал под раздачу по случаю местных разборок, о чём нам сообщает Стефан из Мар Сабы. Бейт Джибрин "is a city partly in the hill country, partly in the plain. ... there are here marble quarries. The district sends its produce to the capital (Ar Ramlah). It is an emporium for the neighbouring country, and a land of riches and plenty, possessing fine domains. The population, however, is now on the decrease and impotence has possession of many of its men" констатирует в 10 веке аль Мукаддаси.

Impotence (в другом варианте перевода effeminacy) - страшная штука; к тому времени как в окрестностях появились крестоносцы, население сократилось до абсолютного нуля (так, во всяком случае, сказано у Шарона - "they found Bayt Jubrin deserted"). Поглазев на развалины и почесав в затылках, франки принялись наводить справки, куда они попали. И получив среди прочих ответ "ас-Саб", идентифицировали Бейт Гуврин (скорректированный в Bethgebrin, Bethgibelin, Gybelin и даже Ybelin Hospitalariorum) заодно и библейской Беер-Шевой (Bersabea). Шарон замечает, что западные варвары могли быть не совсем неправы, мол какие-то из библейских упоминаний Беер-Шевы могли относиться и к этим местам.

К началу 30-х король Фульк решил, что настало время взять под контроль перекрёсток, где сходились дороги в Иерусалим, Хеврон, Лод и главное - фатимидский Ашкелон, откуда время от времени наезжали непрошеные гости. Примерно в 1134 в северо-западной части бывшего города построили замок, который в 1136 передали ордену госпитальеров вместе с (добавляет Хох) десятью близлежащими деревнями. Вскоре перечень крепостей на ашкелонском направлении пополнился Ибелином, Бланшгардом и Газой. Наконец, в 1153 Ашкелон всё это ниасилил. Последнее обстоятельство делало окрестности менее опасными (впрочем, Бетгибелин подвергся нападению в 1158) и к 1160 где-то рядом с госпитальерским замком возникло "гражданское" франкское поселение, о котором мы узнаём из хартии великого магистра Раймона де Пюи. Каждый поселенец (в 1160-е, по Боасу, таковых было 32 семьи, одни местные, другие свежие иммигранты из Европы) получил две карруки земли (т.е., по Боасу, 6-8 га, а вот Надер приводит самые разные оценки размера карруки, вплоть до 35 га). Году в 1169-71 заехал ненадолго по дороге из Хеврона в Латрун Вениамин Тудельский: "It is five parasangs hence to Beit Jaberim, the ancient Mareshah, where there are but three Jewish inhabitants".

Госпитальеры распоряжались в Бетгибелине до 1187; затем сарацины, видимо, привели замок в негодность. В июне 1192 армия Ричарда разбивала где-то здесь лагерь, но дальше в сторону Иерусалима крестоносцы не пошли и отступили к Ашкелону. Яффское соглашение оставило объект в руках Саладина. В результате крестового похода Ричарда Корнуолльского (1240), франки дипломатическим путём вернули значительные территории, включавшие и Бетгибелин; но уже в 1244, после поражения при Форбии, объект был окончательно потерян. В соглашении от 1283 Бейт Джибрин числится мамлюкским владением. Османские турки переняли эстафету в 1516. Согласно надписи от 1551 и паре документов от 1552, примерно в это время турки отремонтировали замок, и последний возобновил свою службу по охране дороги от "коварных и мятежных бедуинов".

Учёные мужи проявляют интерес к объекту начиная с 19 века (Робинсон, Герен, Кондер+Китченер), но до раскопок дошло только в 1982 (Амос Клонер, Управление Древностей). Наиболее заметный реликт римского Элевтерополя - амфитеатр, построенный в конце 2-го века и вышедший из строя, вероятно, после землетрясения в конце 4-го. Сооружение, размером 71 на 56 метров, вмещало 3500 зрителей. В византийский период, предполагает Клонер, амфитеатр служил "общественным зданием", возможно рынком, а при мусульманах и франках, добавляет Боас, возможно стал конюшней. Найдены также остатки бани и двух других римских зданий. Клонер также мельком упоминает городскую систему водоснабжения, (состоявшую из 25-километрового акведука с хевронского нагорья, 3-километрового с Тель-Годед, и тоннеля откуда-то с востока) и большое количество разнообразнейших кладбищ.




С две трети пространства внутри стен занимали помещения с крестовыми сводами, вероятно двухэтажные. В центре оставался внутренний дворик.

Франки построили прямо к востоку от амфитеатра квадратный замок (48 на 46 метров) с башнями по углам. Позднее к южной стене пристроили церковь; юго-восточной башней пришлось пожертвовать. Внутренняя крепость вместе с церковью были обнесены двойной внешней стеной (190 на 150 метров, толщина внешней стены 3 метра, внутренней 2 метра). Ворота находились в юго-западной части стены; чтобы попасть во внутреннюю крепость, супостату теперь надо было пройти от них на восток, а потом два раза вдоль разделявшей замок пополам стены.

Неясно, жалуется Боас, где находились дома франкских поселенцев. Археологи искали их в западной части внешней крепости, да так и не нашли. Другие предположения - непосредственно к югу от замка; или может быть ещё дальше на юг, где-нибудь около руин византийской церкви (Хирбат Сандаханна); церковь была франками частично восстановлена, стало быть потребность имелась. Не обнаружен пока и монастырь св. Георгия, который в 1173 госпитальеры по каким-то соображениям передали греческому епископу Мелету в пожизненное пользование (Прингл выдвигает версию о возможном восстановлении монастыря на византийские деньги).


(из Archaeology of the Military Orders By Adrian Boas)









Церковь, пристроенная к южной стене. Не какая-нибудь скромная часовня, обслуживающая гарнизон замка, а солидная базилика - 30 на 16.5 метров, с 6.5-метровым центральным нефом и 5-метровыми боковыми. Крестовые своды в количестве 15 штук опирались на восемь центральных колонн.











Источник текста: https://bukvoed.livejournal.com/74611.html
Tags: Археология, Израиль, История и культура, Фото
Subscribe

Posts from This Journal “Фото” Tag

  • Гора Мтацминда, Тбилиси

    Гора Мтацминда (в переводе с грузинского — «Святая гора») располагается в центре Тбилиси на правом берегу реки Куры. Высота горы…

  • Винодельня «Mosmieri winery», Грузия, Кахетия.

    Что мы обычно ценим в винодельнях в традиционных винных регионах? Да, многое, вы правы. И одно из них – история. Чтобы давно, заслужено,…

  • Киндзмараули, Грузия

    «Корпорация Киндзмараули» - один из крупнейших винных заводов на территории Кахетии. Расположен в самом центре городка Кварели и…

  • Гордый Казбек

    Казбек – он то кокетливо прятался за тучку, словно скромная грузинская девушка. То одевался в облачную корону, как истинный царь Кавказа.…

  • Долина Дьявола в горах Кавказа

    Над долиной реки Арагви на Военно-грузинской дороге на высоте 2384 метров располагается Арка дружбы, с которой (а также с окрестных утесов)…

  • Замок Ананури. Грузия

    Замок Ананури (ანანური) — крупный, хорошо сохранившийся замок на берегу Жинвальского водохранилища. Это один из самых известных замков…

  • Дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали. Грузия

    Место красивое, парк великолепен. На втором этаже усадьбы-музея запрещено снимать, но это, как вы понимваете, меня не остановило – я снимал…

  • Винодельня Хареба. Грузия

    Винодельня Хареба. Грузия Во время путешествия по Кахетии мы посетили винодельню Хареба. Компания «Виноделие Хареба» создана в…

  • Костры Лаг-ба-Омера. Мои фотографии прошлых лет

    О празднике читаем ЗДЕСЬ Добавляйте журнал в друзья тут и на соц сетях. У…

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments