
Ведущие офицеры в разработке «Меркава». Справа генерал-майор Исраэль Таль. Рядом с ним на переднем плане глава МАНТАК бригадный генерал Менахем (Манди) Мерон. Крайний слева глава РАПАТ полковник Исраэль Тилан.
Напомню также, что до 1970 г. Израиль имел возможность покупать танки 2МВ («Шерман»), лёгкие танки (АМХ-13), или подержанные и относительно старые танки 1-го послевоенного поколения («Центурион» первых модификаций, М48). И хотя после провала сделки по «Чифтен» Израиль заказал в США М60А1, первые были получены уже в 1971 г., данный танк куда меньше нравился брт войскам АОИ. По-видимому, вопрос пушки был второстепенный («Чифтен» имел 120-мм нарезную пушку, а М60 – 105-мм, но ведь и «Меркава» разрабатывали под 105-мм, насколько это известно, не было попыток купить в Великобритании лицензию на 120-мм орудие или в дальнейшем купить такую пушку в Германии, что было бы быстрее собственной разработки). А вот бронирование у британской машины было мощнее (127 мм для лба корпуса против 109 у М60А1, 195 мм для лба башни против 178 у М60А1), да и пружинная подвеска нравилась больше, чем торсионная.
Но главное в решении начать разработку своего танка было опасение надёжности поставок. Отказ Великобритании последовал за введением полного эмбарго на поставки оружия и запчастей Израилю со стороны Франции, ранее (с начала 50-х гг.) – близкого союзника Израиля. Никто не мог прогнозировать, насколько можно полагаться на США, ранее уже многократно отказывавшего Израилю в просьбах на поставку оружия. Результатом стало решение ликвидировать зависимость от поставок основных боевых платформ и создание собственного ракетного катера («Саар-4»), истребителя-бомбардировщика («Кфир») и танка («Меркава»). Кстати, министр обороны Моше Даян, был не в восторге от данного решения: вложений оно потребует огромных, а отдачу даст лишь через долгие годы.
Замечу также, что население Израиля на 1970 г. составляло 2.8 млн человек. Для сравнения, население ряда малых стран Европы, производивших в то время ОБТ (собственной конструкции или по лицензии), на тот же год: Швеция – 8 млн, Швейцария – 6.1 млн, Чехословакия – 14.3 млн, Румыния – 20.1 млн, Польша – 32.6 млн. И конечно, все эти страны имели куда более развитую, чем Израиль (получившего независимость за 22 года до этого), металлургическую и машиностроительную промышленность.
Израиль не замахивался на разработку «лучшего танка в мире». Речь шла о «технологическом локомотиве» для создания инфраструктур, необходимых для производства израильского танка с опорой на местную промышленность и уже созданные технологии, применяемые в иностранных танках. В перспективе такой танк должен был сбалансировать, а то и вывести вперёд, соотношение сил между Израилем и арабскими соседями (Египет, Сирия, Иордания), конечно не за счёт количества, но качества машин.
Практически одновременно с началом разработки армии Египта и Сирии начали получать на вооружение Т-62. Об этом танке было известно мало, однако наличие на нём 115-мм гладкоствольной пушки, ведущей огонь оперёнными бронебойно-подкалиберными снарядами, вызывало опасения. После войны 1973 г. стало ясно, что данный танк не имеет серьёзных преимуществ перед Т-55 советского и чехословацкого производства, тем не менее до этого Т-62 вызывал серьёзное беспокойство у руководства АОИ.
ТТХ любого танка можно разделить на 3 группы: защищённость, огневая мощь, подвижность (часто к этому добавляют также управляемость). Создание танка – это компромисс между этими группами характеристик. Так было и в случае с «Меркава». Танк должен был подходить нуждам АОИ и доктрине её брт войск, однако в центр разработки была поставлена защищённость, и в первую очередь защита экипажа. Или, как говорил Исраэль Таль, – «Человек – в центре материала» («hа-Адам бэ-Мерказ hа-Хомер»). Это подразумевало широкое использование принципа экранирования, когда для защиты используется не только броня, но и различные системы и агрегаты танка.
Среди прочих параметров важное значение было уделено ремонтопригодности, простоте технического обслуживания, удобному доступу к агрегатам. О ремонтопригодности в статье сказано особо. Советская доктрина (унаследованная армиями Сирии и Египта) применения брт войск с точки зрения техобслуживания на поле боя подразумевала, что не надо растрачивать кадры и средства на боевые части, находящиеся в непосредственном боестолкновении с противником на поле боя. Победу должно было принести начальное значительное преимущество в количествах танков, пехоты и мотопехоты на БМП и БТР. Методика же техобслуживания, принятая в Службе вооружений АОИ («Хейль hа-Химуш»), включала уровни обслуживания Алеф (техническая группа роты), 1 Алеф (технический взвод батальона) и Бет (в рамках батальона техобслуживания дивизии – ГАШАХ – «Гдуд Ширутей hа-Химуш»). Данная методика подразумевала как можно более быстрое возвращение оружия и боевой техники в строй, для восполнения боевых потерь. Доктрина утверждала, что каждый танк, который быстро вернётся в строй, повлияет на исход боя. Среди прочего, с 1979 г. был создан запас мотоблоков для «Меркава», что позволило в ходе войны 1982 г. батальонам этих танков быстро продвигаться вперёд, опираясь на приданные им технические части и их быструю работу в полевых условиях. Кстати, для читающих на иврите: на сайте Службы вооружений есть файл «Тактика Службы вооружений (война 1973 г., Южный фронт)» с подробным описанием этого вопроса.
Также важное место при создании «Меркава» было уделено различным выводам использования танков в войнах и на учениях. Причём успели учесть и опыт войны 1973 г., поскольку значительная часть разработки пришлась на 1974-1977 гг., хотя общая компоновка и основные решения к тому времени были уже закрыты.
«Меркава» был принят на вооружение в 1979 г. 20.02.79 на Голанских высотах прошла церемония создания первой роты этих танков в составе 82-го батальона «Гааш» 7-й бригады. 26.04.79 рота (и АОИ в целом) получила первые 4 серийных танка; начались интенсивные тренировки на полигоне в Цеелим, а затем и на Голанских высотах. А 29.10.79, в День бронетанковых войск, состоялась церемония официального принятие «Меркава» на вооружение. К тому времени первая рота танков уже была укомплектована по штатам (11 танков). Но: за 4 дня до этого, 25.10.79, на вооружение Бундесвера (СВ Германии) были переданы первые танки «Леопард-2», первые на Западе танки 3-го послевоенного поколения. «Леопард-2» имел 120-мм гладкоствольную пушку (длина ствола 44 калибра) и двигатель мощностью 1,500 л.с., что давало танку тяговооружённость 24.1 л.с. на тонну. Понятно, что с подобными характеристиками «Меркава» сравниться не мог. Однако, его сравнивали не с ним, а с танками, в то время состоявшими на вооружении как самой АОИ, так и её противников.
«Меркава» – преимущества и недостатки
Автор статьи рассказывает о различных характеристиках «Меркава» и даёт им оценку по сравнению с танками, уже состоящими на вооружении АОИ, т.е. М48/60 и «Центурион», прошедших модернизацию в Израиле. Ниже я несколько упорядочил этот список, исправил ряд неточностей и дал пояснения.
Серьёзное преимущество:
- Узкая башня, уже подбашенного кольца, представляющее небольшую цель для противника. Напоминает башню М60А2, но для США это был специальный танк огневого усиления, считавшийся неудачным и быстро снятый с вооружения.
Преимущества:
- Цапфы пушки («Ацилей Тотах») расположены относительно высоко, что несмотря на заднее расположение башни обеспечивало большой угол склонения орудия. Это позволяло, скрываясь за препятствиями, вести наблюдение и огонь с минимальным раскрытием танка для противника.
- Клиновидная форма башни не только способствовала рикошетам, но и образовывала выступающие далеко вперёд защитные выступы («Карней Мигун»), что резко увеличивало габарит защиты спереди. Подобное отсутствует даже у многих новейших танков.
- Двигатель и трансмиссия в передней части корпуса давали дополнительную защиту экипажа (один из элементов описанного выше метода экранирования).
- Хорошо продуманный доступ к различным элементам с целью их техобслуживания. Например в корме, справа и слева от заднего люка, располагались дверцы доступа к аккумуляторным батареям и фильтровентиляционной установке. На крыше ниши башни – дверцы доступа гидравлической системе приводов башни. Спереди, т.н. «палуба» обслуживания мотоблока («Сипун Типулим ле-Хативат hа-Коах»).
- Кормовой люк и коридор к нему из боевого отделения. Это давало наиболее безопасный путь эвакуации из подбитого танка, облегчало и ускоряло погрузку боезапаса и ряд других использований.
- Выстрелы орудия хранились в задней части корпуса ниже подбашенного кольца, т.е. в наиболее защищённом месте в танке. К тому же, выстрелы размещались в огнеупорных контейнерах.
- Как выводы из войны 1973 г. для самообороны от сил противотанковой обороны «Меркава» получил термодымовую аппаратуру (как на советских танках), 60-мм миномёт (во внешнем исполнении, обслуживался командиром) и 7.62-мм пулемёт на башне у заряжающего. В гидросистеме башни использовалось новое, не горючее масло.
- Башня получила разнесённое бронирование, главным образом вдоль бортов башни. Детали были литые, в промежутке между ними хранились ящики с патронами к пулемётам, 60-мм мины, вспомогательный прожектор командира.
- После войны 1982 г. на башенной корзине в задней части ниши башни были установлены цепи с шарами, как защита стыка корпуса и башни сзади от кумулятивных боеприпасов.
- Два основных топливных бака размещены в задней части корпуса.
- Хорошая проходимость на Голанских высотах, в условиях скалистой местности. Подтверждено сравнительными испытаниями «Меркава» с М48/60 и «Центурион».
- Динамический ход опорного катка в 210 мм был в два раза больше, чем у «Центурион» (а на «Меркава» Мк.3 увеличен до 300 мм). В целом подвеска прочная и мягкая в движении (минимизация вибраций и тряски).
- Ствол пушки был оснащён теплоизоляционным кожухом разработки и производства израильской компании «Вишай Исраэль». Задача такого кожуха – снижение разницы температур между стволом и окружающим воздухом, как результат – снижение изгиба ствола и тем самым повышение точности стрельбы. Данный конкретный кожух считался очень эффективным, лучше большинства иностранных аналогов.
Определённое преимущество:
- Простая и прочная гусеница с минимумом деталей, напоминающая по конструкции гусеницу «Центуриона».
Отсутствие преимущества:
- Танк нёс более мощный двигатель чем израильские М48/60 и «Центурион» – 900 л.с. против 750 л.с. Однако, переднее расположение двигателя в сочетании с недостаточно совершенной трансмиссией и системой охлаждения приводили к неполному использованию возможностей двигателя, низкому крутящему моменту и проблеме перегрева (данные недостатки были устранены на Мк.2). В любом случае, даже формально двигатель давал танку удельную мощность 15 л.с. на тонну, и это при условии, что его масса равнялась 60 тоннам. Для большего веса имеем 14.3 (63 тонны) или 13.8 (65 тонн). Для сравнения, «Леопард-1», принятый на вооружение в 1965 г. имел 19.6 л.с. на тонну, а данные для «Леопард-2» указаны выше.
- Система фильтрации воздуха на входе в двигатель была аналогична используемым на М48/60 и «Центурион».
- Как уже было сказано выше, многие системы танка были заимствованы. Например система натяжения гусениц. Были сомнения что предпочесть – систему с «Центурион» или систему с Т-55. На один из прототипов «Меркава» установли обе системы, каждую со своей стороны. Испытания показали, что система «Центурион» предпочтительней и далее использовали её, даже сейчас на «Меркава» Мк.4 (добавлю, что начиная с Мк.3 внедрена встроенная гидравлическая система натяжения гусеницы).
- Немало элементов системы поворота башни, приводов вертикальной наводки орудия и стабилизации орудия были закуплены в США на средства военной помощи (SSA). В некоторых случаях эти элементы проходили подгонку под более низкую башню «Меркава» на заводе ШАХАЛь (из состава IAI). Среди прочего: приводы поворота башни (производства «Верника-Норка»), аккумуляторы азота («Хидродайн»), контроллеры пушки и клапаны (KEMP), элементы гидравлической системы стабилизации («Хонивел» и ШАХАЛь).
- СУО базировалась на электронном компьютере «Оранит» израильской разработки, но прицел наводчика и прицел командира не имели ночных каналов. Прицел командира перископический, оптический механический, такой же как на танке «Леопард-1» 60-х гг. (данный прицел на «Леопард-1» хорошо виден на фото по следующим ссылкам, на башне справа перед люком командира: 1, 2, 3, 4).
- Этот пункт отнесён автором к недостаткам, но он спорит сам с собой (или его соавторы спорят с ним), так что я считаю, что пункт должен быть здесь. Пушка новейшего танка по-идее должна быть новейшая. Особенно после появления на поле боя в 1973 г. 115-мм пушки на Т-62. Тем более что в СССР уже появились танки Т-64А (1968 г.) и Т-72 (1973 г.) со 125-мм гладкоствольной пушкой. Однако «Меркава» получит 105-мм нарезную пушку, почти полностью аналогичную Пушкам М68 (на танках М48/60) и L7 (на «Центурион»). Казалось бы недостаток. Однако, данная пушка полностью превосходила 100-мм пушку танков Т-54/55, а при использовании разработанного для неё на IMI оперённого бронебойно-подкалиберного снаряда с вольфрамовым сердечником «Литуф» (М111) – её бронепробиваемость превосходила таковую 115-мм пушки, чей аналогичный снаряд имел стальной сердечник. С учётом всего этого, далее шли преимущества: меньший калибр позволял иметь больший боезапас, к тому же практически весь парк АОИ имел боеприпасы одного калибра (кроме «Меркава», «Центурион» и М48/60 её несли и трофейные Т-54/55; лишь последние «Шерман», снятые с вооружения в начале 80-х, и трофейные Т-62, снятые с вооружения в конце 80-х, имели пушки под другие боеприпасы).
Недостатки:
- Подвеска требовала значительного объёма техобслуживания, что было устранено только на «Меркава» Мк.3.
- Половина балансиров подвески были направлены вперёд (leading), половина – назад (trailing). Катки на направленных вперёд балансирах имели особенность зарываться при встрече с препятствием. Как и предыдущий, данный недостаток был устранён только на «Меркава» Мк.3.
- Отсутствие пассивного прибора ночного видения механика-водителя и ночных прицелов командира и наводчика (установлены позже, вопрос подробно рассмотрен в отдельной статье).
- Применение трансмиссии Allison CD8506A, заимствованной с М48/60 в сочетании с передним расположением мотоблока приводило к нехватке мощности и перегреву, особенно при езде по дюнам и другим сложно проходимым участкам. Да и вообще, проблема перегрева из-за нехватки площади воздухозаборников для двигателя воздушного охлаждения было сложной задачей (недостаток исправлен только на «Меркава» Мк.2 с заменой трансмиссии и совершенствованием системы охлаждения).
Разработчики танка
В статье «Ходовая часть танка ‘Меркава’» я объяснял, что такое МАНТАК и РАПАТ. Эти организации были созданы в 1970 г. и их персонал базировался на инженерах Службы вооружений. На момент начала работы над «Меркава» их опыт включал (кроме техобслуживания, починки поломок и боевых повреждений) такие проекты, как модернизация «Шерман» до уровня М-50 и М-51, создание САУ, самоходных миномётов и различных специальных машин на базе «Шерман» и полугусеничных БТР, модернизация танков «Центурион», М48 и трофейных Т-54/55. Во главе РАПАТ в 1970-1976 гг. стоял полковник Исраэль Тилан (1932-1996), инженер-механик (выпускник Техниона, до этого год изучал физику и философию в Иерусалимском университете), ранее возглавлявший проект модернизации «Центурион» (создание «Шот Каль Алеф») и награждённый за это со своей группой Премией Безопасности Израиля. Но новый танк они, конечно, создавали впервые.
В рамках проекта были освоены многие новые технологии, созданы или модернизированы различные производства, ранее в Израиле не существовавшие. Например, на IMI налажено производство по лицензии 105-мм пушки (до этого такие орудия закупались за рубежом), что послужило в дальнейшем базой создания собственного 120-мм орудия. С момента «зелёного света» на начало работ (август 1970) и до передачи первых серийных танков АОИ (апрель 1979) прошло менее 9 лет, что очень неплохой показатель для ОБТ даже для стран, обладающих колоссальным опытом и развитой танкостроительной промышленностью.
Во время создания возникло серьёзное противоречие между разработчиками во главе с Исраэлем Тиланом и главным конструктором Исраэлем Талем. Тилан понимал многие слабые места танка и хотел продолжать его совершенствовать, даже ценой задержки поставки в АОИ. По-сути он уже видел перед собой «Меркава» Мк.3, с мощным двигателем, 120-мм пушкой, современной СУО и т.п. Но Таль настоял на завершении работ над Мк.1 и передачей танков в войска, с продолжением совершенствования в процессе производства. А уже в 1982 г. (по другим данным в августе 1983 г.) начались работы над Мк.3.
Кстати, Тилан был перфекционист и не соглашался на компромиссы. Давление на него с целью заставить пойти на такие компромиссы причиняло Тилану душевные страдания. Среди прочего это послужило причиной его отставки в 1976 г. и, возможно, сыграло определённую роль в его смерти: в 1987 г. (т.е. в 55 лет) Тилан перенёс серию инсультов, был парализован и скончался в 1996 г. Исраэль Таль (1924-2010) сохранял близкие отношения с Тиланом до конца жизни последнего.
Итак, прорыв или уравнитель?
Достоинства «Меркава» играли важнейшую роль в ряде вопросов, в первую очередь в выживании экипажа в случае поражения танка и ремонтопригодности самой машины. Всё это было отлично продемонстрировано в ходе 1ЛВ 1982 г., да и в дальнейшем. Остальные же его боевые характеристики (маневренность, огневая мощь) вполне соответствовали танкам 2-го послевоенного поколения АОИ (М60 и модернизированные до этого уровня М48 и «Центурион»). Таким образом, его можно назвать только уравнителем.
Интересно отметить, что в 1979-1981 гг. Директорат модернизации парка танков («Минhелет hа-Шипурим бэ-Ци hа-Танким») ГШ во главе с полковником Шаулем Нагаром оснастила парк «Центурион» («Шот Каль») и М60 («Магах-6») рядом усовершенствований, во-многом уровнявших их с «Меркава», а то и выведших вперёд по ряду характеристик. Кроме динамической защиты на всех танках, можно назвать:
- «Магах-6 Бет» получил стабилизатор пушки в 2 плоскостях, усовершенствованный двигатель и пассивную систему ночного видения;
- «Магах-6 Мем» получил СУО «Нахаль Оз» с возможностью автосопровождения целей;
- «Магах-6 Гимель» имел тепловизор, лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель;
- «Шот Каль Гимель» получил американские приводы башни и стабилизации орудия производства «Хонивел».
Таким образом, новизна «Меркавы» была в самом проекте. В самостоятельной разработке центральной боевой платформы СВ (танка), причём в том виде, как его видели в АОИ (компоновка, защита экипажа как центральный фактор). Без этого в дальнейшем не появились бы «Меркава» Мк.3 и Мк.4, БТР «Намер» и «Эйтан». Не факт, что был бы создан КАЗ «Меиль Руах».
Вслед за «Меркавы» Мк.1 появился Мк.2. На нём был воплощён ряд улучшений, в т.ч. дополнительная бронезащита бортов башни, миномёт перенесен вовнутрь (оператором стал заряжающий), была применена новая трансмиссия и новые бортовые экраны («Платот Базука»). И этот танк был лишь уравнителем. И лишь с создание «Меркава» Мк.3 и особенно Мк.3 «Далет Баз» бронетанковые войска получили по-настоящему современный танк.
В последние десятилетия МАНТАК (точнее, уже «Минhелет РЕКЕМ») и РАПАТ применяют новый подход, соответствующий фразе из Мидраша и Талмуда «Пришедшего убить тебя, опереди и убей его» («hаба Леоргеха, Ашкем Леорго). Тут и оснащение «Меркава» Мк.4 «Мем» КАЗ, и её использование для целеуказания, и дальнейшее совершенствование СУО на «Меркава» Мк.4 «Барак». И эти танки – уже настоящий прорыв на мировом уровне.
Journal information