Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Израиль: рыцарская прогулка в Кейсарию Стратонову

Под предводительством Дениса Златопольского мы исследовали Кейсарию, ее историю и нашли много интересного, чего обычно туристы не видят

Город был назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора Цезаря Августа, передавшего ему ранее утерянные иудеями земли.

Чтобы отличить Кесарию Ирода от других городов, носивших то же название и построенных в те же годы, вне Иудеи город называли Caesarea maritima (Кесария Приморская), а после утраты Иудеей своего суверенитета и её превращения в римскую провинцию Палестина, в употребление вошло ещё одно название — Caesarea Palestina (Кесария Палестинская)[1]. В русской традиции в качестве имени города также использовались названия Цезария и Кесария Стратонийская (от названия находившегося на месте города поселения Башня Стратона).



Статуя Иисуса - добрый пастырь


Новый ипподром - не раскопан и вне территории парка


Византийская вилла


Рукотворная гавань


Старый ипподром позднее ставший гладиаторской ареной


История города ведёт свой отсчёт с конца периода персидского владычества (середина IV в. до н. э.), когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, названное ими Башней Шаршона (Башня Стратона на греческий лад). В 96 году до н. э. Кесария была завоёвана царём Иудеи Александром Яннаем и тем самым превращена в еврейское поселение. После завоевания Иудеи римским полководцем Помпеем в 63 г. до н. э. Башня Стратона вновь становится нееврейским поселением.

В 30 г. до н. э. римский император Август вернул поселение иудейскому царю Ироду, который к 10 году до н. э. полностью перестроил его, превратив в крупный портовый город. Город был назван Иродом Великим Кесарией в честь кесаря Августа. После смерти Ирода он стал административным центром Римской провинции Иудея, а также был основной базой римских легионов. В течение первого века н. э. большую часть жителей составляли сирийские греки. Также в городе жило много евреев. Отсюда арестованного римлянами апостола Павла отправили в Рим. Кесария стала основным портом Палестины и часто упоминается в Новом Завете. После падения и разрушения Иерусалима (70 год н. э.) Кесария стала столицей провинции, и её епископы пользовались значительным влиянием. В 198 г. там состоялся поместный церковный собор. Позднее Кесария становится одним из главных церковных центров провинции Палестина Прима.


Статус метрополии, столицы провинции, крупнейшего города Палестины, сохранение муниципальной организации, наличие высших школ, деятельность здесь крупных писателей (Ориген, Евсевий Кесарийский, переводчик Библии на латинский язык св. Иероним, Прокопий Кесарийский) делало Кесарию местом сохранения многих античных традиций.

В церковной жизни Востока епископ Кесарии и его кафедра занимали второе место после Антиохии. В III—IV вв. н. э. отцы христианской церкви преподавали в школе Кесарии и создавали библиотеку. В этой библиотеке находилась «Гексапла» – главный труд Оригена, который представлял параллельный свод текстов Ветхого Завета на иврите и 4 греческих перевода. Эта рукопись хранилась в Кесарийской библиотеке до 600 г. н. э., когда погибла вместе с библиотекой при пожаре. В IV веке епископом кесарийским был отец церковной истории Евсевий. В окрестностях города находилось много монастырей. Напряжённая теологическая работа и традиции школы Оригена привели к довольно сильной позиции оригенизма в городе.

Во 2-й четверти V века здесь в ходе христианизации был разрушен основной языческий храм города — храм богини Ромы и Августа, но в течение нескольких лет он был восстановлен, и окончательно погиб в пламени лишь в конце V в. Это было установлено раскопками полевого сезона 2002 года. Около 500 года здесь возведена восьмигранная церковь со стенами из великолепного камня, с мраморными коринфскими капителями. Процесс замены главного храма города христианским в процессе христианизации в Кесарии был более мирным, чем в Газе при сокрушении культа Марны.

Помимо христиан и язычников, в городе жили этноконфессиональные группы иудеев и самаритян. Иудеи, будучи, по выражению Хагит Сиван, «подвижным меньшинством», основали в городе синагоги, школы и даже талмудическую академию.

Многие из самаритян служили в администрации губернатора и пользовались, вследствие этого, определенным влиянием в городе. Но занимали они лишь низшие должности провинциальной администрации в Кесарии. Самаритянин по имени Фаустин, уроженец Палестины, стал проконсулом Кесарии после 536 г., но при этом приняв христианство. Самаритяне-«бандиты» довольно часто нападали на христианских паломников. Поселения самаритян составляли значительную часть сельской округи Кесарии, отгораживая город от более дальней языческой сельской округи.

В 555 году произошло восстание самаритян, жестоко подавленное византийской властью.

В городе процветало общественное строительство, финансируемое по-прежнему муниципальной знатью. Так, из надписи 2-й пол. VI в. известен Флавий Стратегий, обновивший стены и монументальные сооружения города. В VI в. жизнь в городе была не очень спокойной. Хорикий Газский в Панегирике Маркиану сообщает о пожаре на агоре Кесарии, когда на ней находилось множество людей (III, 39-43). В 541-542 гг. Кесарию охватила эпидемия чумы, нанесшая городу значительный ущерб.

В 640 году город был захвачен арабами-мусульманами, что положило предел его ранневизантийской истории.

Во время крестовых походов Кесария играла важную роль как одна из твердынь страны, но с XIII века началось её падение, и после её завоевания и разрушения мамлюками султана Бейбарса (1265) от неё остались одни развалины.

В 1940 году в южной части развалин Кесарии был основан кибуц Сдот-Ям, а в 1977 году к северу от древнего города был заложен современный израильский город Кесария.



Хронология











Один из самых древних театров, построенных на территории Израиля. Обнаружен итальянской археологической экспедицией под руководством Антонио Фрова (Antonio Frova), проводившей раскопки в 1959-1964 годах. Построен при Царе Ироде и действовал на протяжении пятисот лет. Здание было построено на тщательно подобранном участке, рассчитано примерно на 3000 зрительских мест. Изначально театр был построен только из местного песчаника – куркара, покрытого штукатуркой, однако во времена императора Септимия Севера, здание перестроили: добавили третий ярус, благодаря которому число зрительских мест увеличилось до 5000, и украсили колоннами из мрамора и порфира.

В 1961 г. в развалинах театра была обнаружена известняковая плита с надписью-посвящением, в ней говорится, что Понтий Пилат построил храм (святилище) в честь императора Тиберия. Сегодня плита выставлена в Музее Израиля в Иерусалиме.

В наши дни в отреставрированном театре, вмещающем около 3800 зрителей, проводятся поп- и рок-концерты различных исполнителей. Выступление в кесарийском театре считается важным этапом в карьере многих израильских музыкантов.





Надпись о Понтии Пилате





















До времён царя Ирода Башня Стратона была относительно небольшим поселением, и имевшиеся в городе колодцы обеспечивали его жителей достаточным количеством воды. Но по мере того, как Кесария расширялась и повышался уровень жизни горожан (в частности, с постройкой бань, общественных туалетов, нимфеума и т. д.), возникла необходимость в доставке в город большого количества воды из отдалённых источников. Для этого были построены две системы водоснабжения: «высокий» и «низкий» акведуки.

«Высокий» акведук состоял из трёх водоводных линий, построенных в разное время.


  • Первая линия была построена до 66 года н. э., вероятно, во времена Ирода (I век до н. э.) или римских наместников: она доставляла в город воду из источников Шуни, находившихся в 7 км к северо-востоку от Кесарии, возле современной Биньямины. Акведук опирался на систему арок и хорошо сохранился до наших дней; на подходах к городу с севера, он пересекал небольшую гряду из песчаника по специально прорубленному в породе небольшому туннелю. Конечный участок первой линии шёл параллельно морю и входил в город с севера. На этом участке водный канал акведука был закрыт сверху каменным потолком-сводом, видимо, для того, чтобы ветер не засорял воду прибрежным песком.


  • Для увеличения количества подаваемой в город воды параллельно первой была возведена вторая линия, которая также брала начало у источников Шуни. Она строилась во времена императора Адриана, около 135 г., силами солдат X легиона Фретенсис, квартировавших в Кесарии, о чём свидетельствуют надписи, оставленные на каменных табличках вдоль акведука. Почти во всех этих надписях упоминается император Адриан.


  • Третья линия появилась в начале византийского периода. Со временем открытый участок второй линии акведука, построенный на болотистой почве, значительно просел. Чтобы возобновить доступ воды, поверх уже существующих первой и второй линий акведука была надстроена новая, более высокая водоносная линия, а находящаяся под ней старая, просевшая линия была засыпана.

«Низкий» акведук относится к византийскому периоду (V—VII век). Во времена Византии город продолжил свой рост, в связи с чем потребовалось построить дополнительную водную артерию. Новый акведук доставлял воду из источников у слияния Крокодильей речки и речки Ада. Так как эти источники расположены ниже уровня города, строителям пришлось возвести плотины, поднимавшие воду на достаточный для дальнейшей транспортировки уровень. Вода текла по вырытому в песчанике каналу, закрытому каменным сводом на близких к берегу моря участках. В непосредственной близости к городу канал проходил прямо под арками более древнего «высокого» акведука и доходил до порта.



Денис и Дионис




Городской порт — уникальная рукотворная гавань, построенная Иродом, он обеспечивал защиту от штормов и высоких волн. В ходе постройки было применено новое изобретение — римский бетон: в заранее приготовленные на берегу полые формы засыпали камни, известь и пуццолан. При соприкосновении с водой пуццолан застывал и вся смесь превращалась в один большой бетонный блок. Около 24000 м3 пуццолана были заказаны Иродом в Италии (из окрестностей Поццуоли) для того, чтобы выстроить пятисотметровый южный мол, и северный мол длиной в 275 м.
Созданные таким образом большие бетонные молы сами явились строительной площадкой — на их поверхности также были возведены сооружения.
Порт Кесарии имел одну из самых впечатляющих гаваней того времени. Она была сооружена на побережье, не имевшем изначально никаких природных гаваней, и между тем, приобрела огромное коммерческое значение: она даже соперничала с гаванью в Александрии. Иосиф Флавий писал:«Хотя местоположение было неблагоприятным, (Ирод) так успешно одолел все трудности, что прочность конструкции не могла быть преодолена морем, а её красота казалась сотворённой безо всяких усилий».


















Больше фотографий в альбоме ФБ по ссылке - https://www.facebook.com/media/set/?vanity=100011547665614&set=a.1286098515118392
Tags: Археология, Израиль, История и культура, Фото
Subscribe

Posts from This Journal “Фото” Tag

promo grimnir74 март 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments