?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фото:

16 февраля 1918 года Законодательный совет Кубани объявил о создании Самостийной Кубанской Народной Республики. Через несколько дней, 20 февраля, во время частного совещания большинства членов упомянутого органа была принята резолюция о присоединении Кубани на федеративных началах к Украинской Народной Республики.

На момент упомянутого постановления на Кубани уже шла упорная вооруженная борьба против большевиков и местные казацкие предводители знали о провозглашении Центральной Радой IV Универсала о независимости Украины.

Но провозглашение Самостийной Кубанской Народной Республики стало лишь формальным актом. С одной стороны, его восприняли враждебно белогвардейские военачальники, которые тогда формировали свои войска на Дону, с другой - значительная часть населения оказалась на стороне большевиков. Именно это и стало главной причиной фиаско идеи независимости Кубани и соединения ее с Украиной.

Но что же это за «значительная часть населения»? В наше время представление о населении Кубанского края несколько искажено советской идеологией. Мы считаем, что почти все современные жители - потомки кубанских казаков, запорожцев. Это не соответствует действительности.

До 1920-го на Кубани жили кубанские казаки, крестьяне и местные горские народности. По состоянию на 1914 год было 1,339 млн казаков, 1,591 млн выходцев из других губерний (крестьян, или «городовых», как их называли казаки), а также 50 тыс. горцев (черкесов).

Более половины казаков и крестьян были украинцами. Однако между двумя сословиями царила вражда. Крестьяне не имели права покупать или приобретать иным способом землю и должны были арендовать ее у казаков. Последние были привилегированным сословием: они платили налоги, проходивших военную службу и жили по другим правилам, чем первые. Одевались тоже по-разному. Маленькие казачата и пацаны-крестьяне традиционно дрались друг с другом до кровавых ран. Было редким случаем, чтобы казак женился на крестьянке и вовсе невозможным, чтобы казачка вышла за крестьянина.

Революция 1917-го дала кубанском крестьянству надежды на получение земли. Казаки же, наоборот, были враждебно настроены по этому поводу, ведь ее должны были предоставлять крестьянам, отнимая у землевладельцев. Когда в конце 1917 года на Кубани образовалась большевистская Таманская армия, значительную ее часть составляли местные крестьяне-украинцы, а возглавлял прапорщик Епифан Ковтюх. Один из белогвардейских казачьих военачальников полковник Федор Елисеев позже написал о нем и этой армии: «... Он, как иногородний Кубани, то есть «городовик», возможно, был и вдохновителем своих подчиненных в ненависти к казакам. И, кроме того, эти иногородние своими родителями и дедами были выходцами из Украины. Как можно допустить, что их деды и прадеды были казаками, возможно, даже запорожцами, разкозаченными после разрушения Запорожской Сечи, а отсюда у потомков еще сохранился военный дух, «хохлацкое» упрямство, настойчивость, что являются положительными чертами воина».

Таким образом, последовательными сторонниками самостийной Кубани были только большая часть казаков, а также представители горских народностей. Причем, что интересно, среди кубанских казаков, которые делились на черноморцев (украинцев) и линейных (русских), в вопросе независимости Кубани было больше единства, чем среди казаков-черноморцев и местных украинских крестьян.

В конце февраля 1918 года Кубанское краевое правительство и созданные им немногочисленные воинские части под давлением большевиков были вынуждены покинуть свою столицу - Екатеринодар. Вскоре кубанцам пришлось соединиться с белогвардейской Добровольческой армией, которую большевистские войска выгнали с Дона. Белогвардейцы были сильнее. Кроме того, несколько военных лидеров кубанских самостийников уже погибло в борьбе. Те, кто пришел им на смену, без всяких оговорок влили кубанские части в состав Добровольческой армии. Кубанские отряды: Гайдамацкий и Черноморский вольного казачества были влиты в Добровольческую армию как конный и пластунский полки.

Командование Добровольческой армии не стало упразднять Кубанское войсковое правительство и Кубанскую раду, но сделало их своими марионетками. Патриотические настроения кубанских казаков, которые весной 1918 года восстали против большевиков, были использованы белогвардейцами в свою пользу. Из казаков формировались целые дивизии, так что Добровольческая армия вскоре на 70-75% состояла из кубанцев.

Однако кубанские самостийники пытались неотступно вернуть свои права. В результате нескольких из них - председателя Кубанской рады Николая Рябовола и члена правительства Алексея Кулабухова - убили белогвардейцы.

Кубанское казачество по-своему реагировало на давление со стороны белогвардейского командования. Когда в начале 1919-го Добровольческая армия вышла за пределы Кубанского края, казаки заявили: «Не пойдем за Маныч! Будем здесь держать границу!». Несмотря на то несколько кубанских дивизий генерал Антон Деникин отправил под Царицын, из них началось массовое дезертирство. Своего апогея оно достигло в конце 1919 года: большинство кубанцев просто бросили фронт, белогвардейцы были разбиты и Красная армия стремительно заняла Дон, Кубань и Северный Кавказ.

К большому сожалению, разрыв между кубанским казачеством и белогвардейцами не стал спасительным путем.

В 1920-е в результате борьбы коммунистов с казачеством как сословием (разказачивание) все местное население Кубани стало крестьянским. Во время так называемой политики раскулачивания в 1931 году у бывших казаков-землевладельцев отобрали землю, а самих их отправили в ссылку в различные регионы СССР, где часть погибла. Всего с Кубани было выслано 45 тыс. человек. С оттоком разказаченных семей со своих исторических земель началось массовое переселение на прежние земли донских и кубанских казаков крестьян из центральной России.

Накануне Второй мировой войны советская власть начала снова апеллировать к казацким традициям населения Дона и Кубани: в составе Красной армии появились «казацкие» (только по названию) кавалерийские части. Но служили в них не природные казаки, а обычные призывники с территорий, некогда принадлежавших казачьим войскам. В 1941-1945-м было сформировано несколько советских «казацких» корпусов, куда также принимали всех подряд. В конце концов, сейчас почти каждый житель Ростовской области, Краснодарского края и других условно казачьих регионов называет себя казаком, хоть может быть совсем другого происхождения.

В то же время немало казацких вождей эмиграции, прежде всего донец генерал Петр Краснов и кубанец Андрей Шкуро, во время Второй мировой войны стремились отомстить советской власти за обиды казачеству в 1917-1930 годах. На стороне Германии из казаков им удалось сформировать несколько мощных казачьих соединений. В 1945-м эти казаки были выданы союзными войсками советской власти и позже репрессированы. Краснова, Шкуро и других казацких вождей также захватили советские карательные органы и позже казнили в Москве. Населения Кубани в результате разказачивания, раскулачивания, нескольких голодоморов, массовых репрессий, войны в 1941-1945 годах, а также целенаправленной политики русификации было почти полностью лишено украинских национальных черт. Все украинцы, как бывшие казаки, так и крестьяне, во время нескольких переписей были массово переписаны русскими.

В 1990-2010-м апологеты казацкого движения в Российской Федерации условно делились на две категории:


  •   казацкие патриоты, которые хорошо знают свою историю, а значит, считают Краснова, Шкуро и других белогвардейских (и прогерманских) вождей своими героями. В современной путинской России этих людей преследуют за их убеждения, по меньшей мере, один из них имеет две судимости за это;

  •   «ряженые» - основная масса псевдоказаков, которые на самом деле в большинстве случаев не способны доказать принадлежность своих предков к казачеству и имеют очень поверхностное представление о казацких обычаях и прочее.

Первая категория - казацкие патриоты России, о событиях в Украине в 2014-2015 годах в худшем случае заняли нейтральную позицию, а в лучшем - стали поддерживать Вооруженные Силы Украины и добровольческие формирования в борьбе с путинской властью и ее сателлитами.

Вторая категория - посторонние люди, ставшие себя называть казаками, массово появились среди сепаратистов и российских террористов.

Во время войны в Донбассе это вылилось вообще в уродливые явления, когда люди, находившиеся в местах заключения, имеют уголовные татуировки, вдруг объявили себя казацкими атаманами и пошли защищать «православный мир» в составе так называемых ДНР и ЛНР. В то же время в патриархальном казачьем обществе наличие таких персонажей-преступников было просто невозможным. По молчаливому согласию с представителями власти казаки убивали их без суда и следствия.

Провозглашение Самостийной Кубанской Народной Республики в 1918-м и присоединения ее на федеративных началах в Украину - это уникальный исторический факт, который пока никак нельзя использовать в большой политике.

Но, скорее всего, пройдет несколько десятков лет, карта России в очередной раз поменяет свои границы, и мечта украинских националистов об Украине «от Сяна до Дона», возможно, именно благодаря упомянутому уникальному историческому факту станет реальностью. Решающую роль в этом вопросе играет благосклонная политика украинского руководства к казацким самостийникам.

Ярослав Тынченко, опубликовано в издании Тиждень.UA

Перевод: Аргумент



Tags:

Posts from This Journal by “СССР” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…

Comments

beringriba
Mar. 14th, 2021 07:16 am (UTC)
Казаки считаются русскими людьми. Но по характеру своему, складу мышления (менталитету - как принято говорить сегодня), это отдельный этнос. Так бывает в мире, что люди говорящие на одном и том же языке, разнятся друг от друга складом национального характера. Так австрийцы и германо-швейцарцы отличаются от немцев; американцы США отличаются отличаются от англичан, новозеландцев и австралийцев; аргентинцы и перуанцы отличаются от испанцев (и друг от друга); бразильцы - от португальцев, а казаки - от русских. У казаков явно меньше чем у русских сочувствия к обездоленным людям - в том числе, к обездоленным казакам. Правда, родня обычно старается не допустить, чтобы их родич стал бомжом. Но если он им всё-таки стал, то его автоматически считают уродом и отщепенцем - а он платит им ответной неприязнью, прибиваясь к русским и украинцам (белорусов тут мало) и "отодвигаясь" от соплеменников. Неприязнь к чужакам - здесь явление обычное. А под чужаками обычно подразумеваются все, кто не с этой станицы (или хутора). Многими чертами поведения, казаки схожи с окружающими кавказскими народами. Например, вечером, на улице небольшого казачьего городка, женщина чувствует себя почти так же неуютно, как где-нибудь в дагестанской глубинке. Молодые учительницы нередко побаиваются своих учеников из числа старшеклассников. А молодая сноха частенько опасается тестя. "Снохач" - то есть любитель прижать сноху - обычное слово в казачьем обиходе. Незамужняя женщина в станице, должна в первую очередь искать себе мужчину - хотя бы в качестве любовника - который не позволял бы местным малолеткам ломать ей двери. Армянские или азербайджанские женщины, достаточно раскованно чувствующие себя где-нибудь в Москве, на Кубани не намного более свободны, чем у себя в Закавказье.

А уж придти на вокзал, чтобы полюбопытствовать - нет ли там кого "чужого", которому можно было бы проломить голову - это, для подрастающего казачьего племени, чуть ли ни дело чести. И вот тут казаки резко отличаются от соседних кавказских народов, которые весьма неравнодушны к женщинам, но нищих обычно не трогают, а нищих стариков не трогают ни в коем случае - невзирая на национальные, или религиозные отличия. Пожалуй только чеченцы несколько схожи с казаками в том, что ставят себя выше всяких правил и выше всех окружающих - за что их недолюбливают все соседние народы (даже единоверцы-мусульмане). Но и у чеченцев как-то не принято демонстрировать силу на нищих, а ударить старика - недопустимо.
beringriba
Mar. 14th, 2021 07:17 am (UTC)
Разговаривать с казачьей стаей малолеток столь же бесполезно, как со стаей пираний. Нужно просто драться - остервенело, всем что попадётся под руку, выкинув из головы любые общерусские представления о правилах драки (в казачьих головах эти правила и не ночевали). И горе бездомному человеку, если человек этот - женщина, ребёнок, или старик! В лесопосадках, близ местных небольших станций, нередко находят трупы бомжей, забитых насмерть кирпичами, или арматурой. Уходя ночевать в лесопосадку, или в какие-нибудь развалины, бездомный, в этих краях, должен быть трижды осторожен - есть у местных поведёнка, выслеживать нищих и убивать. Да и на вокзале убить могут - особенно ночью, на небольшой станции.




Мало для кого является секретом, что Ростов-на-Дону является "всероссийской житницей" маньяков. Но далеко не все россияне знают, насколько их здесь много. Слышали в основном про Чикатило. Между тем, все местные старожилы, сколько они себя помнят, всегда были очевидцами милицейских облав на маньяков. Однако средства массовой информации о такой деликатной проблеме предпочитают не распространяться. Да и о кошмарном уровне наркомании именно в казачьих краях - тоже как-то не принято говорить. Несмотря на то, что многие города и станицы Дона и Кубани утопают в садах, кругом полно фруктов и неплохо вызревает виноград, местная молодёжь плотно сидит на анаше и героине. Я лично видел первоклашек семилетнего возраста, куривших анашу - кто не хочет, может не верить.

Но, у нас ведь не принято говорить вслух о некоторых, совершенно очевидных вещах. Дескать - не толерантно. Экстремизмом попахивает. Вообще, всё современное человечество насквозь пропитано паскуднейшим лицемерием. Только ведь проблема не исчезает от того, что о ней помалкивают. Как раз наоборот - будучи предоставлен самому себе, гнойник беспрепятственно распухает, нарывает, наливается гноем. А потом однажды (рано или поздно это обязательно происходит) этот гнойник порывается. И все дружно ахают - откуда столько гноя?! Не было же ничего!!! Всё ведь чисто было! Откуда же всё это взялось-то?!..

Так, например, до сих пор ахают, по поводу событий 1917-20 годов. В частности, касаемо того же казачества, изумляются: почему казаков так ненавидели, почему их так истребляли - вплоть до откровенного геноцида?..

Да потому что не было таких уголков в великой Российской империи - от Польши и до Приморья, от Прибалтики до Закавказья - где казаки, в качестве государевых башибузуков, не полосовали бы людей нагайками, не рубили бы саблями, не расстреливали бы, не насиловали бы женщин, не устраивали бы погромов, - отнюдь не только еврейских. На настоящих-то фронтах, толку от этой орды было мало - слишком плоховато было с дисциплиной, слишком велика была тяга к грабежам, слишком трусоваты были казаки в открытом бою (жестокость и трусость всегда идут рука об руку). Зато в своей стране геройствовали над безоружным населением, в том числе над крестьянами и над староверами.

А потом пришли на Дон и Кубань русские мужички, не раз отведавшие казачьих плетей, ведомые комиссарами-евреями, не понаслышке знающими о подробностях погромов - и повырывали у казачков нагайки, порой вместе с руками. Штыками прорвали казачий гнойник, слишком долго созревавший на теле страны - так, что и слово "нагайка" стало подзабываться. Всё было жестоко - но логично.

Однако в последнее время слышно, опять у казаков ручонки к нагайкам потянулись. Опять, то тут, то там, вершится самосуд, хлещутся чьи-то спины, выселяются из станиц и хуторов чьи-то семьи. И наверное те случаи, которые попадают на страницы центральных газет - являются лишь верхушкой айсберга. И жутко толерантная общественность, как-то не особо беспокоится по этому поводу. Старый гнойник проснулся и опять набухает кровавым гноем. Когда прорвёт, добрые граждане будут удивляться и возмущаться: ах-ах, откуда что взялось?!..

Я предпочитаю не лицемерить, называю вещи своими именами. Наверное, в принципе, можно найти какие-то оправдательные слова по адресу казаков (а также по адресу милиции, чиновников...).

Hbr62367576
Mar. 14th, 2021 08:56 am (UTC)
Hbr62367576
Mar. 14th, 2021 08:59 am (UTC)

Profile

grimnir74
Алексей С. Железнов

Latest Month



Яндекс цитирования

Flag Counter



Поиск по блогу
Яндекс



Locations of Site Visitors

Мой Инстаграм

Instagram


рейтинг блогов
рейтинг блогов

Алексей С. Железнов

Создайте свою визитку






Яндекс.Метрика









Маил.ру


Рейтинг@Mail.ru




Рейтинг@Mail.ru


Comments

Powered by LiveJournal.com