Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

ОБВИНЕНИЯ ЕВРЕЕВ В РИТУАЛЬНЫХ УБИЙСТВАХ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ




С середины двенадцатого века стали обвинять евреев в совершении ритуальных убийств. В 1144 году в английском городе Нориче был объявлен святым мучеником христианский мальчик Вильям‚ которого якобы убили местные евреи. Королевский шериф не поверил этому и не разрешил судить оклеветанных‚ но монахи распространяли слухи об убийстве и ссылались на некоего выкреста‚ который уверял‚ что евреи ежегодно похищают перед Пасхой христианского мальчика и употребляют его кровь для изготовления мацы. Эти слухи дали свои результаты‚ и в 1171 году тридцать четыре еврея города Блуа во Франции были обвинены в ритуальном убийстве и сожжены в деревянной башне‚ потому что категорически отказались отступить от своей веры.

Стоит отметить‚ что подобное обвинение предъявляли язычники первым христианам: будто христиане умерщвляли детей‚ чтобы отведать их крови. Были даже "свидетели" этого‚ были обманщики‚ были душевно больные люди‚ которые утверждали‚ что видели это собственными глазами. "Стыдитесь! – взывал один из церковных писателей во втором веке новой эры. – Стыдитесь приписывать людям такие преступления‚ к которым они непричастны! Перестаньте! Образумьтесь!" – "Где же у вас доказательства? – вторил ему другой. – Одна молва... Но свойства молвы известны всем. Она почти всегда ложна. Она и жива только ложью. Кто же верит молве?" Но эта молва оказалась очень живучей. Она продержалась много веков‚ но теперь уже поменяла адрес‚ и те самые христиане‚ что страдали некогда от нелепых обвинений‚ стали обвинять евреев – в том же самом.

В 1235 году евреев немецкого города Фульды обвинили в убийстве христианских детей. Император Фридрих II созвал ученых из среды крещеных евреев со всей Западной Европы‚ и они заявили‚ что еврейская религия категорически запрещает убийство человека‚ и даже употребление крови животных противоречит еврейским законам. На основании этого заключения Фридрих II опубликовал особое послание‚ но оно не помогло. В 1247 году во французском городе Вальреас нашли тело двухлетней христианской девочки с ранами на лбу‚ руках и ногах. Всех евреев города арестовали и подвергли пыткам: мужчинам вырывали половые органы‚ женщинам отрезали груди‚ многих в конце концов сожгли на костре. После этого папа Иннокентий IV издал специальную буллу‚ осуждающую подобные казни‚ но булла тоже не помогла.

В 1255 году в английском городе Линкольне пропал христианский мальчик Гуго. Труп нашли в колодце во дворе у еврея‚ и восемнадцать человек повесили за совершение якобы ритуального убийства‚ а их имущество конфисковали. В 1267 году в немецком городе Пфорцгейме нашли в пруду мертвую девочку. "Народ тотчас решил‚ что виновники убийства – евреи‚ – писал один из обвинителей. – Когда приехал маркграф Баденский‚ то труп поднялся‚ как бы умоляюще простер к нему руки‚ оставался в этом положении в продолжении получаса и потом опять лег. Тогда привели евреев. Едва только они приблизились к трупу‚ как раны раскрылись и кровь полилась заново. Когда евреи удалились‚ раны закрылись. Когда же их вновь притащили‚ покойная с покрасневшим лицом подняла вверх обе руки. Ярость народа после этого вспыхнула со всей силой и не знала границ... Евреи были схвачены и после всевозможных пыток преданы смерти через колесование".

И снова римский папа обнародовал буллу‚ снова император издал особый указ‚ – несмотря ни на какие доводы‚ обвинения в употреблении христианской крови оставались излюбленным средством для грабежа‚ убийств и денежных вымогательств. Говорили‚ что евреям нужна христианская кровь‚ чтобы "уничтожить свой дурной запах"‚ они эту кровь "сушат‚ превращают в порошок и рано утром сеют по траве‚ благодаря чему мрут люди и скот".

Эта тема была столь популярна в те времена‚ что стала даже сюжетом английских и французских баллад. В одной из них рассказано о христианском мальчике Гуго‚ который был распят евреями‚ брошен в поток‚ но труп тут же выплыл у берега. Евреи закапывают его в землю –труп появляется на поверхности. Они кидают его в колодец‚ но оттуда идет такое благоухание‚ что сбегаются окрестные жители. Тело переносят в собор и торжественно хоронят‚ – восемнадцать евреев повешены... Другая баллада: христианский мальчик часто ходил через еврейский квартал и пел хвалебные гимны Святой Деве. Евреи его убили. Святая Дева сотворила чудо. Мертвый ребенок продолжал петь. Многие евреи приняли христианство. Количество убитых не указано... Еще одни вариант. Мальчик Гуго играет в мяч. Дочка еврея заманивает его в дом яблоком. Она ведет его через девять дверей‚ закалывает и бросает в колодец. Далее происходят чудеса: мать слышит голос сына из колодца‚ сами собой звонят колокола в городе‚ сами собой читаются книги без чтеца‚ – евреям снова плохо...

Естественно‚ что такая атмосфера способствовала новым погромам и убийствам. В 1241 году распространились слухи‚ что вторгшиеся в Европу монголы находятся в родстве с евреями и призваны ими для того‚ чтобы избавиться от власти христианских народов. Во Франкфурте-на-Майне разъяренная толпа ворвалась в еврейский квартал и убила сто восемьдесят человек. В 1264-67 годах прокатилась волна погромов по немецким городам. В Зинцигебыли сожжены в синагоге семьдесят два еврея. В Вайсенбурге колесовали семь евреев по обвинению в убийстве христианского мальчика‚ – среди них погиб и монах‚ перешедший до этого в иудейство. В Майнце были убиты десять человек‚ в Бахарахе – двадцать шесть‚ в Мюнхене толпа сожгла синагогу вместе с молящимися.

В 1298 году немецкий дворянин Риндфлейш – "бычье мясо" – собрал толпы всякого сброда и разгромил сто двадцать еврейских общин. Крупные общины Вюрцбурга и Нюрнберга были полностью уничтожены; целые семьи‚ родители с детьми‚ матери с младенцами бросались в огонь или в воду‚ чтобы не попасть в руки убийц. В 1336 году в Германии буйствовали крестьянские шайки‚ которые уничтожили около ста десяти общин. Во Франции в начале четырнадцатого века евреев обвинили в отравлении колодцев с помощью нанятых ими прокаженных‚ – и новая волна гонений прокатилась по стране. Летом 1321 года в городе Шиноне сто шестьдесят человек были брошены в яму‚ где горел огромный костер‚ и все они сгорели живьем. Многие германские города приняли решение не пускать евреев в свои пределы по крайней мере в ближайшие двести лет. Однако их экономическое значение было так велико‚ что через несколько лет эти же самые города вновь открыли евреям свои ворота. И правительство‚ и население нуждались в них.

Гонения на евреев во времена крестовых походов и после них явились поворотным моментом в их европейской истории. В глазах толпы‚ которая наблюдала бесчинства крестоносцев и черни‚ сама участвовала в грабежах и убийствах‚ евреи были поставлены вне закона. Они утратили чувство безопасности даже в укрепленных городах. Стало ясно‚ что ни император‚ ни церковные власти не в состоянии обеспечить им безопасность‚ несмотря на обещанные привилегии. В этот период гонений‚ резни и ритуальных наветов в Центральной Европе исподволь‚ постепенно начался отток евреев в те места‚ которые не были еще затронуты изуверством и фанатизмом местного населения. Единичные переселения происходили в одиннадцатом веке‚ более значительные в тринадцатом‚ массовое переселение – в пятнадцатом веке. Путь был с запада на восток‚ в Польшу и Литву. И всякий раз надо было приспосабливаться на новом месте – к новому коренному населению и незнакомому быту‚ к иным порядкам и обычаям. Во всякой стране проживания история евреев начинала зависеть от истории коренного народа‚ будучи связана с ней местом и временем. И всякий решающий момент в истории данного народа‚ радостный или трагический‚ непременно накладывал свой отпечаток на историю евреев‚ там проживающих. Так было в Германии‚ в Англии‚ в Испании‚ во Франции и Польше‚ а затем в России.

Но вместе с этим надо учитывать‚ что история евреев на новом месте‚ в любой стране проживания‚ являлась не началом‚ а дальнейшим продолжением многовековой истории народа‚ рассеянного по странам‚ с его собственным опытом и навыками‚ вынесенными из долгого исторического пути. Как народ с твердой духовной основой‚ евреи никогда не доходили до такой степени обезличивания‚ чтобы без остатка раствориться в чьей-либо истории. Они акклиматизировались‚ но не растворялись‚ приспосабливались‚ но не исчезали: со своей историей‚ со своей культурой и со своей религией.

источник
Tags: История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments