
Апрель, 1942-го. Урочище Заготки, поселок Александровка. 4-летний Миша, стоя в яме среди бездыханных тел, сквозь слезы смотрит на фашистов, равнодушно расстреливающих евреев, и отчаянно пытается понять: «Зачем они это делают..?». Рядом с ним его бабушка. Через несколько мгновений она лишится жизни. В тот день Миша сумел спастись. Мальчика придавило окровавленными телами, и немцы просто его не заметили. Ночью он выбрался из ямы и убежал в соседний поселок.
Какое-то время маленький Миша прятался в скирде без еды, воды и теплой одежды. Но надолго мальчик остаться не смог. Голод был настолько болезненным, что ребенок, уже не веря в спасение, решил хоть как-то отвлечь себя и просто вышел на весенний холод. Миша скитался по посадкам между селами, пока его, окровавленного и обессиленного, не увидели две женщины. Мария Матвеевна Кочерга и ее дочь Елена из села Нижние Верещаги знали, что несколькими днями ранее в соседнем поселке фашисты уничтожали евреев, поэтому, увидев Мишу, сразу поняли, что произошло с ребенком.

Мария Матвеевна и Елена забрали испуганного еврейского мальчика домой, накормили и обогрели его. А когда Миша стал рассказывать о том, как спасался из урочища, женщины горько заплакали. Мария Матвеевна решила не скрывать от соседей найденного малыша, надеясь на их неравнодушие. И не ошиблась. Никто из жителей села не рассказал немцам о маленьком еврее.
Миша рос рядом с дочкой Елены, маленькой Любой. Постепенно мальчик приходил в себя и снова начинал улыбаться. Картинка происходящего в урочище медленно стиралась, но кое-что ребенок держал в памяти… А именно – имена родителей и улицу в Ленинграде, на которой он раньше жил.
Зимой 1944 года в дом к Кочерге пришел офицер еврейского происхождения. Мария Матвеевна рассказала ему историю Мишки и попросила найти его родных. Офицер в тот же день написал письмо в комитет по телевидению и радиовещанию: «Дорогие товарищи, помогите мне разыскать родителей мальчика Миши, отправленного из Ленинграда с бабушкой в 1941 году в Александровку Кировоградской области. Немцы, заняв эту местность, стали расправляться с населением и расстреляли старушку – Мишину бабушку, а четырехлетний мальчик убежал. Сейчас ему уже 7 лет, он находится в селе Нижние Верещаги Александровского района Кировоградской области, у колхозницы Марии Матвеевны Кочерги. Отца Миши зовут Давид, мать – Вера, жили они на улице Дзержинского, отец работал на тракторном заводе. Фамилию свою мальчик не помнит, но надеюсь, что родители его услышат это письмо и разыщут своего сына».
Уже в мае родные малыша наконец-то нашлись. Мама мальчика, Нижовенко Брайна Моисеевна, услышала объявление офицера по радио и в ту же секунду у нее подкосились ноги… Она поняла, это же о ее Мишке… Миша жив! Вскоре родители добрались до села Нижние Верещаги и забрали ребенка в родной дом.
Связь между спасителями и спасенным была потеряна. Миша и Люба найдут друг друга и встретятся вновь лишь спустя 56 лет после войны в Санкт-Петербурге, когда Марии Матвеевны уже не будет в живых…
В 2000 году Мария Кочерга и ее дочь Елена Перебейнос были признаны Праведниками народов мира.
https://isroe.co.il/4-letnij-misha-stoya-v-yame-sredi-bezdyhannyh-tel-skvoz-slezy-smotrel-na-fashistov/
Journal information