
79 лет назад, 31 декабря 1941 года, в оккупированном немцами Вильнюсе впервые прозвучали слова: «Мы не пойдем, как скот на бойню». Их произнес 23-летний еврейский подпольщик Абба Ковнер на тайном собрании организации «Ха-шомер ха-цаир».
К этому времени, полгода спустя после начала немецкого вторжения, более половины евреев Вильнюса — 33 500 человек – уже были уничтожены. Большинство из них были расстреляны в Панеряйском лесу. При советской власти там были выкопаны котлованы емкостей с горючим. При немцах в них хоронили расстрелянных евреев. Всего за годы оккупации в Понарах были уничтожены около 100 000 человек.
Абба Ковнер и активисты других еврейских организаций, действовавших в Вильнюсе в 20-е-30-е годы, были убеждены в том, что спасти евреев может только вооруженное сопротивление. Но эту позицию разделяли далеко не все. В вильнюсском гетто сохранялась иллюзия нормальной жизни. Там функционировали детские сады и школы, в том числе, музыкальная, работали библиотека и музей, шли разговоры о создании оркестра и театра — и они действительно были созданы уже в начале 1942 года. О том, что происходило в Понарах, наверняка никто не знал. Ходили слухи, что немцы создали там трудовой лагерь, в котором содержатся арестованные евреи.
Организация «Ха-шомер ха-цаир» решила обратиться к обитателям гетто с воззванием. Его текст составил Абба Ковнер. Он зачитал его своим товарищам на тайном собрании, состоявшемся в монастыре сестер-бенедектинок. Доказывая необходимость вооруженного сопротивления, Ковнер стремился быть предельно ясным и четким:
«Еврейская молодежь! Не доверяйте тем, кто пытается обмануть вас. Из 80-ти тысяч евреев Вильнюса в живых осталось только 20 тысяч. У нас отняли родителей, наших сестер и братьев. Кого угнали за ворота гетто, тот уже не вернется. Сомневающиеся, избавьтесь от иллюзий! Ваши дети, ваши мужья и жены уже погибли. Понары — это не лагерь. Понары означает смерть.
Гитлер планирует уничтожить всех евреев Европы. Евреям Литвы суждено стать первыми на этом пути. Не дадим себя гнать, как овец на бойню! Мы слабы и беззащитны — это правда. Но единственный наш ответ палачам — сопротивление. Братья! Лучше погибнуть свободными бойцами, чем жить по милости убийц. Сопротивляйтесь! До последнего вздоха!»
Уже на следующий день в гетто появилась свежеотпечатанная листовка под девизом: «Не пойдем, как овцы на бойню!» Подпольщики приступили к активным действиям. Три недели спустя в гетто была создана Объединенная партизанская организация под руководством коммуниста Ицика Виттенберга. Его заместителями стали бейтаровец Йосеф Глазман и представитель «Ха-шомер ха-цаир» Абба Ковнер.
В сентябре 1943 года немцы приступили к ликвидации вильнюсского гетто. Между подпольщиками и фашистами начались вооруженные столкновения. Немцы взрывали дома, в которых укрывались партизаны. Те выбрались из гетто по канализационным трубам.
В Рудницком лесу подпольщики собрали партизанский отряд под названием «Некама» («Месть»), который насчитывал до трехсот бойцов. Под командованием Аббы Ковнера, вплоть до прихода советских войск, они нападали на немецкие гарнизоны, уничтожая гитлеровцев и литовских коллаборантов, совершая диверсии на автомобильных и железных дорогах. Они уничтожали водные и энергетические объекты, освободили несколько групп заключенных.
По окончании войны Ковнер отправился в Эрец-Исраэль. Он организовал группу мстителей «Нокмим» («Мстители»), которая убивала нацистов в Европе. Во время Войны за независимость воевал в составе бригады «Гивати».
Демобилизовавшись, Ковнер поселился в кибуце Эйн ха-Хореш. Он писал стихи и прозу, стал известным израильским писателем. Абба Ковнер скончался в 1987 году в возрасте 69 лет. Слова, произнесенные им в Вильнюсе в новогоднюю ночь 1942 года, до сих пор являются убедительным и неопровержимым доказательством того, что в страшное время Холокоста евреи не шли на убой, как скот на бойню.
Борис Ентин, «Детали»
Journal information