?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ХАНУКИЯ И ЕЕ ИСТОРИЯ

Картинки по запросу ханукия


Ханукия – специальный светильник, который зажигают в праздник Ханука. Зажигание свечей или лампадок с маслом в ханукие призвано выполнить заповедь «пирсума де-ниса» (арам.: «возвещение о чуде»). Само это слово появилось в иврите лишь в XIX в. благодаря возродителю языка иврит Элиэзеру Бен-Йегуде – точнее, его жене Хемде, впервые употребив его в одной из статей в газете «Цви», которую он издавал. До этого использовали на иврите слова «менорат ханука», на идиш – «хануке-ломп» – ханукальная лампа, светильник. Хотя, по правде сказать, сефардские евреи, выходцы из Португалии, живущие в тогдашней Палестине и на Балканах, давно использовали это слово, но в другом написании и с другим ударением, чем в современном иврите.

Специалисты по еврейскому искусству различают пять основных видов ханукальных светильников:

1) Восемь подсвечников из глины или стекла, наполненные маслом и расположенные отдельно друг от друга или объединенные; ханукия из камня с восемью углублениями для масла; восемь простых подсвечников, изготовленных из металла, дерева и т.п.

2) Высокие свечи — восемь отдельных подсвечников или факелов. Этот вид ханукальных светильников встречается очень редко, их не зажигают в жилище.

3) Светильник, напоминающий по форме храмовую менору. Восемь ветвей симметрично отходят от центральной ветви, установленной на ножке.

4) Светильник с задней стенкой. В большинстве случаев такие светильники изготовлены из ценных металлов (серебро, золото, латунь, бронза, медь) и красиво оформлены. Свечи обычно располагаются низко, и стенка, часто украшенная архитектурными элементами, возвышается над ними.

5) Ханукальный светильник с художественным обрамлением по обе стороны свечей. Расположенные в центре свечи окружены рамкой, состоящей из двух столбиков по бокам, объединенных сверху аркой, в которую вплетены изображения двух львов и руки коэна, протянутой для благословения. Вся конструкция увенчана короной.

Ханукия как особый вид светильника появилась не сразу – специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с Х века. В древности, в греко-римскую эпоху до конца эпохи танаим для нужд праздника использовали широко распространенные повсеместно в странах Средиземноморья грушевидные глиняные лампады с отверстием для фитиля и резервуаром для масла. Лампады, предназначавшиеся для Хануки, часто украшали орнаментом с еврейскими символами, изображением меноры или Храма.

Употреблявшееся в те времена выражение нер Ханука — в единственном числе — указывает на то, что эти лампады были одиночными, и каждый день добавлялась новая. Впоследствии у европейских евреев слово нер стало означать также и «свеча».

В талмудическую эпоху из таких одиночных лампад начали сооружать единый светильник, укрепляя лампады на вертикальных стойках.

В средние века повсеместно начали использовать ханукии из металла (в основном, бронза). В большинстве средневековых ханукий по-прежнему использовались масляные светильники; свечи в Хануку получили широкое распространение лишь с XVII ст.

Металл определил и новую форму ханукии: восемь стаканчиков для масла или, в редких случаях, подсвечников, расположенных в ряд, с помощью ковки или литья легко соединялись в один светильник. Служебный светильник, шамаш, также мог быть включен в этот комплекс, оставаясь при этом отдельным, особым элементом: техника обработки металла давала возможность помещать его в любом месте.

С распространением металлических ханукальных светильников появилась возможность, припаяв крючок, вешать ее на дверь. Крючок впоследствии приобрел орнаментальную форму, а затем, постепенно видоизменяясь, превратился в декорированную заднюю стенку ханукии в форме треугольника или квадрата. Металлическая стенка одновременно служила и отражателем, усиливая и умножая ханукальный свет. Ханукия с задней стенкой возникла в Испании, а затем распространились повсеместно по всем странам еврейской диаспоры.

Заднюю стенку украшали разными способами, в том числе и стилизируя окружающую архитектуру (моделями могли быть замки и церкви, соборы и ратуши, мечети и минареты).

Ханукальный светильник мог быть и подвесным. Так, например, у евреев Голландии, Испании и Германии были популярны звездообразные светильники (их называли юденштерн – от нем.: «еврейская звезда»), которые подвешивали к потолку и обычно зажигали в субботу и во время пасхального седера (такая напр., изображена в Сараевской Агаде). Раввины разрешали пользоваться звездообразными лампами и на Хануку.

Металлические светильники с прямой задней стенкой быстро завоевали еврейский мир, и искусство изготовления ханукальных светильников стало бурно развиваться.

Стали украшать переднюю часть светильников (в которой устанавливаются свечи); на задней стенке появились барельефы и чеканные украшения в виде известных еврейских символов: храмовая менора, звезда Давида, скрижали завета, львы, орел, херувим, корона и т.п. Иногда украшением ханукальных светильников служили гербы аристократических родов, не имеющих никакого отношения к евреям. Иногда заднюю стенку делали сквозной, но орнаментируя ее в растительные мотивы. Увеличив заднюю стенку, можно было украсить ее цитатами из Священного писания, например, «Ханука», «Свечи эти священны», а также благословениями. Сами подсвечники иногда были выполнены в виде кувшинов с маслом или в виде львов с открытой пастью, над которыми изображали колокола, орлов и т.п.

После ханукальных светильников с задней стенкой получили распространение светильники с боковым обрамлением. В таких светильниках свечи занимают центральное место и привлекают к себе главное внимание, которое утрачивалось ими в прежних светильниках. Свечи с обеих сторон окружены колоннами, соединенными сверху аркой, увенчанной короной. В некоторых светильниках с обеих сторон расположены изображения львов, а наверху — двух рук коэна, башен и стражников. В таком светильнике стенка не заслоняет свечи, а декоративное обрамление лишь подчеркивает и выделяет их свет.

Приблизительно с конца XVII в. в синагогах крупных еврейских общин Европы, в т.ч. и Восточной, возник заимствованный из Италии обычай устанавливать в синагогах напольные серебряные ханукии, напоминающие менору; это было связано с тем, что некоторые галахические авторитеты усматривали в зажигании ханукальных свечей воспроизведение храмовой службы с зажиганием меноры (однако в домах раввины запрещали использовать такие ханукии!). Располагали ее у южной стены — в соответствии с тем, как была расположена менора в Иерусалимском храме.

Напольная ханукия в Винницкой области, 1929-30 гг.

В напольных ханукиях от центрального ствола (на котором укреплен шамаш) отходят четыре ветви с каждой стороны; образцом для них, возможно, послужил барельеф на арке Тита с изображением храмовой меноры. Эти ханукии обычно украшались фигурами героев еврейской истории и еврейскими символами, выполненными в технике круглой скульптуры. В Польше синагогальные ханукии в форме меноры, украшенные завитками, стилистически были, очевидно, связаны с формой светильников в христианских церквях и так же изменялись с течением времени от пышных барочных форм XVII в. до легких, изящных светильников середины XIX в.

Львов, XVII век                                                           Ходоров, деревянная синагога

Самые красивые ханукии в Подолии и Галиции делали из филигранного серебра. Этот интересный тип ханукии получил распространение в Восточной Европе – он назван по имени основателя хасидизма Баал-Шем-Тов. Ханукия этого типа совмещала филигранный орнамент широкой задней стенки (он часто восходил к украинскому фольклорному искусству) с литыми фигурками диковинных птиц и животных. Филигрань – это похожий на кружево ажурный узор из тонких серебряных проволочек, требующий особого мастерства и терпения. Традиционные элементы еврейского орнамента сочетаются в этих вещах с богатством и отточенностью ювелирной техники. Все ажурные ханукии – с разными узорами, даже если их делал один мастер.

В конце XIX в. в Центральной Европе появились ханукии в виде набора из девяти отдельных подсвечников, сделанных в форме стульев. Они предназначались для детей, и их появление было связано, с одной стороны, с модой на кукольные дома, а с другой — с интересом к древней традиции: набор напоминал ранние ханукальные светильники греко-римского периода.

В Польше в XIX в. наибольшее распространение получил новый тип ханукии: в их оформлении использовались формы арон а-кодеш. Чешские же ханукии, большинство из Праги, имели свои характерные особенности: боковые панели-стойки с фигурами Моисея и Аарона в традиционных для пражских евреев головных уборах.

Часто можно увидеть ханукии с двумя шамашами – помимо Хануки их использовали и для зажигания субботних свечей.

Галиция, XIX век

В ханукиях еврейских общин восточных стран отчетливо заметны стилистические влияния исламского искусства. В этих ханукиях преобладает декоративное начало, орнаментальность; почти полностью отсутствуют изображения людей и животных (исключение составляют стилизованные фигурки птиц).

Образцы ханукий марроканских евреев

В Марокко XVI–XVIII вв. были распространены бронзовые литые ханукии с отдельно отлитыми стаканчиками для масла, а также керамические ханукии, покрытые глазурью.

В Иране, Ираке, Сирии, Йемене, евреи многие века продолжали пользоваться круглыми ханукиями из камня, глины или металла, формы которых сохранились еще со времен Вавилонского Талмуда.

Ханукии кочинских евреев копируют испанские образцы, но одновременно, начиная с XV–XVI вв., сефардские традиции начали смешиваться с местными, в результате чего возникла особая, предельно простая форма ханукии, состоявшая из массивной задней стенки и резервуаров для масла и построенная на четких, легко читающихся силуэтах.

Ханукии из Северной Африки и арабских стран

Светильник из Алжира повторяет линии мусульманских строений. В восточных общинах изделия нередко украшались традиционными мусульманскими символами – полумесяцем, звездами, изображением кисти руки (амулет «хамса»).

Ханукальные светильники других стран также несут в себе черты их архитектуры.

Современные ханукии, которые не копируют старые образцы, более похожи на произведения абстрактного искусства – здесь и символические образы, и акцент на духовном аспекте, игра с различными материалами. Многие современные ханукии представляют собой символическую скульптуру.

Самые большие коллекции ханукальных светильников находятся в Израильском музее, Еврейском музее в Нью-Йорке, музее Hebrew Union College, Еврейском музее в Праге. Также в Киеве, в собрании еврейского серебра Музея исторических драгоценностей Украины хранится 5 ханукальных ламп: четыре выполнены мастерами Польши второй половины XIX в., одна – мастерами Австро-Венгрии.

Форма ханукии испытала влияние всех стилей, которые знала европейская диаспора за многие века. Но какую бы ханукию вы не использовали – прадедушкину традиционную бронзовую или современную абстрактную стеклянно-каменную, помните, что посредством этого предмета вы исполняете заповедь и продолжаете цепь поколений.


Автор
Нафтоли Хайкин


Posts from This Journal by “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…

Profile

жб
grimnir74
Алексей С. Железнов

Latest Month

December 2022
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Яндекс цитирования

Flag Counter



Поиск по блогу
Яндекс



Locations of Site Visitors

Мой Инстаграм

Instagram


рейтинг блогов
рейтинг блогов

Алексей С. Железнов

Создайте свою визитку






Яндекс.Метрика









Маил.ру


Рейтинг@Mail.ru




Рейтинг@Mail.ru


Comments

Powered by LiveJournal.com