Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

КАК ПОСАДИТЬ F-15 НА ОДНОМ КРЫЛЕ, ИЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЁТОВ НАД ПУСТЫНЕЙ НЕГЕВ



В начале мая 1983 года в ходе учебного воздушного боя столкнулись «Скайхок» и F-15 ВВС Израиля. Последующие события стали одной из самых знаменитых аварийных посадок в истории военной авиации. Как это было?

Первого мая 1983 года над пустыней Негев на юге Израиля проходили очередные учения ВВС. Пилоты F-15 тренировались противостоять многочисленным арабским самолётам, в роли которых выступали «скайхоки» нескольких строевых эскадрилий. Упражнения были самые разные — от зачистки воздушного пространства до защиты собственных авиабаз.

F-15 против «скайхоков»

Ливанская война 1982 года подтвердила необходимость проведения учебных боёв с более многочисленными противниками из числа самолётов предыдущих поколений — то, что американцы назовут аббревиатурой DACT.

Справка:
DACT (Dissimilar air combat training — «подготовка к воздушному бою с нестандартным противником в неравных условиях») — это программа подготовки к ведению воздушного боя с самолётами других типов. Она стала частой практикой во время Вьетнамской войны, когда американцы столкнулись с рядом проблем в боях против считавшихся устаревшими МиГ‑17.

В тот день учебный бой с четвёркой «скайхоков» из 115-й вёл двухместный F-15 из эскадрильи «Наконечник копья». Оба лётчика — давно не новички. Капитан Циви Недиви — уже опытный пилот, недавно пришедший в эскадрилью. Его второй номер — ветеран войны 73-го года подполковник Йехоар Галь, начинавший карьеру в качестве оператора вооружений «Фантома» в знаменитой 201-й эскадрилье.

Бой шёл по плану, как вдруг экипаж «Орла» почувствовал внезапный удар. Через секунду на аварийной частоте кто-то доложил, что катапультируется. В воздухе где-то ниже пронёсся огненный шар — это был «Скайхок». Пилота спасла мгновенная реакция.

Стало понятно: F-15 столкнулся с одним из штурмовиков и теперь тоже беспорядочно терял высоту. Встал очень простой и насущный вопрос: «а что, собственно, делать?» Варианта два: катапультироваться сразу или попробовать посадить самолёт. «На высоте два километра катапультируемся», — решил Недиви. А пока он набирал скорость, с удивлением обнаружил, что управляемость возвращается и самолёт переходит в горизонтальный полёт, а потом снова начинает терять набранную скорость и пробует свалиться в штопор. «Я действовал как машина, не чувствовал страха и ни о чём не волновался. Всё, что я знал, это то, что, пока этот паразит ещё летит, я остаюсь в нём» - вспоминает Невиди.

Недиви всё ещё до конца не понимал, что происходит с его машиной. Он знал, что было столкновение, что правая консоль крыла сильно повреждена — более точно определить степень повреждений было достаточно трудно из-за фонтана топлива, которое буквально хлестало из баков в крыле. Но он даже близко не мог представить, в каком состоянии находился его самолёт. «Ни один аварийный индикатор не горел, навигационный компьютер работал как и положено. Всё, чего мне не хватало, — сигнала, предупреждающего об отсутствии крыла» - вспоминает Невиди.

Тут пилот понял, что сажать самолёт ему придётся со скоростью порядка 500 километров в час — то есть в два раза больше обычного. А значит, надо как можно быстрее погасить скорость, чтобы не вылететь за пределы взлётно-посадочной полосы. На F-15 для подобных ситуаций предусмотрен аварийный посадочный гак — подобный тем, которые стоят на флотских машинах. Галь с места оператора сообщил, что не видит индикации выхода гака. Он не сразу понял, что такой лампочки на месте оператора вооружений просто не предусмотрено.

На скорости в 480 километров в час самолёт коснулся полосы. Гак буквально вырвал аварийный трос, который не был рассчитан на такую нагрузку, но своё предназначение он выполнить успел — машина уверенно начала замедляться. Скорость упала до менее чем 300 километров в час — теперь должно было хватить и тормозов.

На башне управления полётами кто-то закричал: «Поднимайте сеть!» (сети ставили в конце взлётки, чтобы «ловить» аварийные самолёты с отказавшей, например, гидравликой – прим.). Там наконец заметили, что с приземлившимся F-15 всё очень сильно не в порядке.

Циви изо всех сил «дёрнул» тормоза. F-15 №957 с личным именем «Парящий в небе» остановился в полутора десятках метров от аэродромной сети. Его самый знаменитый полёт наконец завершился.

Недиви повернулся к Галю, чтобы пожать ему руку. Но, бросив взгляд на крыло, замер в шоке. Консоль правого крыла практически полностью отсутствовала. Ещё в полёте он предполагал, что проблема серьёзна, но даже близко не мог представить её масштаб!

Как они это сделали?

Разумеется, ни в одном руководстве по лётной эксплуатации такая ситуация описана не была. Циви интуитивно принял единственное правильное решение — их спасение было в «разнотяге» двигателей и посадке на скорости существенно выше рекомендованной.

Комиссия ВВС, расследовавшая это происшествие, написала запрос производителю самолётов F-15 «Макдонелл-Дуглас». Там сначала не поверили, что такое вообще может быть. И только через несколько месяцев, построив более детальную модель, сообщили: да, посадить F-15 без значительной части консоли крыла теоретически возможно.

Выяснилось, что из-за частичного разрушения крыло перестало давать достаточную подъёмную силу — её пришлось компенсировать набором скорости. Управление, а тем более посадка на таком самолёте требовали экстраординарных навыков пилотирования. Впрочем, плохих лётчиков в Израиле в то время практически не было.

Циви Недиви сделал отличную карьеру. И не только в ВВС. Сейчас его компания занимается разработкой софта для пилотов гражданской авиации. 115-я вскоре стала первой специализированной эскадрильей «агрессоров» в Израиле, получив не только новые самолёты, но и имитаторы ЗРК. Что касается «Парящего в небе», то через два месяца он вернулся в строй. А спустя два года именно его экипаж одержал последнюю на сегодняшний день воздушную победу для ВВС Израиля, сбив над Ливаном сирийский МиГ-23 и добавив его к ещё четырём «винам», одержанным в Первой ливанской войне.

К слову, тот случай не был единственным в своём роде. Например, 29 июня 1991 года американский F-14 с авианосца «Авраам Линкольн» также столкнулся с однотипным самолётом, потерял часть крыла, но сумел совершить аварийную посадку в Сингапуре.

К сожалению, гораздо чаще такие случаи заканчиваются не так, как описано выше. Через пять лет, в августе 1988 года, аналогичное столкновение двух F-15 закончилось куда более трагически. В тот день погиб командир эскадрильи Рам Коллер и один из пилотов – Эхуд Фальк. Всего с 1982 по 1995 год в аналогичных ситуациях было потеряно 7 самолётов - 4 F-16, и 2 F-15 и «Скайхок». Погибло пятеро лётчиков. Это было следствием исключительно жесткой и максимально приближенной к реальности подготовке пилотов к воздушным боям. Вскоре в Израиле создали систему предупреждения о возможном столкновении в воздухе, которую назвали EHUD, в память о погибшем Эхуде Фальке. С момента её создания, ни один израильский пилот не погиб в результате столкновения с другим самолётом.
Автор статьи - Артём Наливайко
Источник https://warhead.su/2020/09/16/kak-posadit-f15-na-odnom-kryle-ili-stolknovenie-samolyotov-nad-pustyney-negev
Tags: ЦАХАЛ, авиация
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

promo grimnir74 märz 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments