Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Detaly.co.il: Сладкий запах Сиона: история наркотиков в Израиле

В мае 1955 года Зина Харман, которая входила в состав израильской миссии при ООН в Нью-Йорке, отправила закодированную телеграмму в министерство иностранных дел в Иерусалиме.
D376-113_Tel_Aviv_cafe_1951_Hans_Pinn_GPO

Дипломат предупредила начальство, что узнала из надежных источников, что Лига арабских государств (ЛАГ) готовит отчет, который будет представлен на 10-й сессии комиссии ООН по наркотическим средствам, где утверждается, что Израиль имеет непосредственно отношение к торговле наркотиками в Египте.

Харман сообщала в телеграмме, что «Лига арабских государств планирует предать гласности меморандум о ситуации с опасными наркотиками на Ближнем Востоке. [Она] утверждает, что мы распространяем мощные наркотики... с намерением ослабить арабов... Нам нужно подготовиться к этому».

Информация, полученная Харман, оказалась верной. Генерал Абдель Азиз Сафват, возглавлявший антинаркотическое бюро ЛАГ, в самом деле, непосредственно к заседанию комиссии ООН представил соответствующий отчет. В нем, как и предполагалось, осуждался Израиль, обвиненный в использовании двух взаимосвязанных методов «отравления наркотиками» арабов в целом и египтян в частности, а также европейцев и американцев.


Первый предполагаемый метод был амбициозным и дорогостоящим, требовал сложной инфраструктуры и опыта, но казался весьма хитроумным; второй выглядел попроще и экономичнее.

Вот как описывал Сафват первый метод: «Кажется очевидным, что в Израиле есть небольшие фабрики по производству кокаина, героина и синтетических наркотиков. Израильтяне организовали контрабанду этих наркотиков в страны Ближнего Востока и в некоторые европейские страны, используя фальшивые ярлыки с названиями респектабельных фирм. Также они наладили контрабанду «белых» наркотиков в США по морю через Кипр, Геную и Марсель, и по воздуху, обычно с доставкой из Израиля».

Второй способ распространения наркотиков в арабской среде, которому Сафват тоже уделил внимание в своем отчете, в основном, делал упор на гашиш. Здесь все обстояло намного проще: перехватывались поставки гашиша, прибывавшие в Израиль контрабандой из Ливана или Иордании, конфисковывались, а затем так же контрабандой отправлялись в Египет.

В частности, в отчете говорилось: «Проведенное расследование показало, что Израиль не выращивает... индийскую коноплю внутри страны, [и] считает [ее] вполне эффективной, чтобы иметь дело с количеством... подготовленного к употреблению гашиша, ввезенного в него контрабандой из Ливана и Иордании».


Подобные обвинения звучали и в последующие годы, находя отклик и в египетской прессе. Так, авторитетная ежедневная газета Al Ahram писала, что во время Синайской кампании (1956 г.) контрабандисты гашиша, вероятно, бедуины из Негева, захваченные египетской армией, поведали своим следователям, что солдаты ЦАХАЛа разрешали им проникать в Египет с контрабандными наркотиками. По данным газеты, «евреи использовали военную технику для перевозки [гашиша] в пустыню в период оккупации [Синая]».

Официальные израильские представители решительным образом отвергали обвинения со стороны Египта. МИД заявил, ссылаясь на информацию, полученную от полиции, что каннабис «выращивался в Израиле в незначительных количествах»; и далее: «без сомнения установлено, что гашиш предназначался только для личного домашнего потребления... Канабис, выращенный в Израиле, никогда не вывозился контрабандой за границу».

Хотя в 1954 году израильская полиция действительно обнаружила, что каннабис выращивали в различных транзитных лагерях по всей стране, утверждение, что гашиш не вывозили контрабандой за границу, было ложью – частью пропагандистской войны, которая велась между Израилем и Египтом. Гашиш в больших количествах ввозился контрабандой из Ливана через Израиль в Египет, который в то время был крупнейшим и самым опасным врагом еврейского государства.

Цитируемые в публикации документы, наряду с другими, включены в новую увлекательную книгу «Интоксикация Сиона: социальная история гашиша в Палестине и Израиле», автор которой – профессор истории Хагай Рам, сотрудник факультета исследований Ближнего Востока (университет им. Бен-Гуриона).


В течение многих лет Рам, в основном, занимался Ираном, став выдающимся экспертом в этой области. Но теперь он решил изучить феномен гашиша в Палестине подмандатного периода, а затем и собственно в Израиле.

«Я решил написать об этом около десяти лет назад, когда случайно наткнулся на обширную исследовательскую литературу о различных историях употребления наркотиков – каннабиса, опиатов, кокаина, а также табака и кофе в разных местах и ​​в разные периоды, – поясняет профессор Рам. – В этих исследованиях изучалась история наркотиков как часть более крупных и взаимосвязанных сфер трансграничной политики, экономики и культуры, которые невозможно изучить должным образом, если мы отнесем государство к исключительной категории анализа. Меня сразу привлекла эта тема».

Рам обнаружил, что «хотя мы довольно много знаем об истории наркотиков, особенно каннабиса и опиума, в других колониях Британской империи, особенно в Индии и Египте, мы мало знаем о них в Палестине и в Израиле. Моя книга исследует переход от подмандатной Палестины к Государству Израиль в 1950-х и 1960-х годах с точки зрения гашиша, как незаконного товара, который контрабандным путем переправляется через границы, продается, потребляется, регулируется и бесконечно обсуждается; и как экран, на котором люди проецируют свои классовые, этнические и гендерные желания и тревоги».

По мнению исследователя, организаторы наркотрафика обратили свой взор на Палестину после того, как были введены беспрецедентные глобальные меры по контролю над употреблением наркотиков и торговлей по всему миру. Это событие положило конец контрабанде гашиша из Греции в Египет. Чтобы компенсировать перебои в поставках гашиша из Греции, египетские потребители обратились к поставщикам из Сирии и Ливана. В результате подмандатная Палестина стала центральным звеном в цепочке поставок наркотиков, которая простиралась от Ливана на севере до Египта на юге.

Одним из главных маршрутов транспортировки наркотиков стала железная дорога. Так, в 1942 году железнодорожный путь, соединявший египетский город Кантара на Суэцком канале с Хайфой, был продлен до ливанских городов Бейрута и Триполи. Линия ответвлялась и проходила через Аль-Лид [нынешний Лод] и Яффо, и находилась недалеко от крупного городского центра Тель-Авив-Яффо.

В книге описано множество хитроумных операций по контрабанде гашиша через подмандатную Палестину по пути в Египет. К примеру, есть забавное описание неприятного инцидента, произошедшего с британским верховным комиссаром в Египте Джорджем Амброузом Ллойдом в 1929 году. На обратном пути из Дамаска в его вагоне поезда были обнаружены 24 упаковки гашиша. Главными подозреваемыми оказались... «египетские охранники и слуги» – сотрудники железнодорожной компании.

Изощренность и отвага контрабандистов нередко граничили с жестокостью. Один из самых распространенных методов, использованных при организации наркотрафика, был связан с верблюжьми караванами. В британских документах можно встретить упоминания о контрабандистах из сектора Газа, которые помещали гашиш в контейнеры и заставляли верблюдов их глотать. После того, как караван пересекал границу и достигал намеченного пункта, верблюдов убивали, а их животы разрезали, чтобы достать контейнеры. Понятно, что убытки, понесенные от забоя верблюдов, с лихвой перекрывались проданным гашишем.

В других случаях, чтобы сократить расстояние, которое необходимо было преодолеть, банды контрабандистов стали выращивать каннабис на полях вокруг Туль-Карма и Дженина или прибегали к такой уловке, как контрабанда наркотиков по морю из портов Ливана (Бейрута и Сидона) через Рас-Накура (Рош ха-Никра) в Акко и Хайфу и даже до Газы и Эль-Ариша. В борьбе с контрабандистами полиция создала небольшую береговую охрану, которая располагала скудными ресурсами и оказалась в значительной степени неэффективной.

Как считает Рам, в доставке наркотиков принимали участие не только арабы, но также греки, итальянцы, болгары и киприоты, а иногда и британские солдаты и офицеры, дислоцированные на базах в Палестине и в Египте.

Объемы контрабанды постоянно росли, и к концу 30-х годов густое облако гашиша – во многом благодаря его дешевизне и доступности – витало над Яффо, Хайфой, Иерусалимом, Акко, Шхемом, Тверией, Рамле и Лодом – и даже над Тель-Авивом, первым еврейским городом. Дело доходило до того, что порой гашиш предлагали в кафе. Хотя, подчеркивает Рам, в то время еврейское население Палестины еще не успело подсесть на наркотики.

Исследователь приводит также в своей книге стихотворение Зеэва (Владимира) Жаботинского «Гашиш», написанное в 1901 году, предполагая, что оно представляет собой некий психоделический опыт молодого человека, навеянный употреблением гашиша (Жаботинский в то время был студентом юридического факультета Римского университета).

В то же время, по словам Рама, до определенного периода употребление наркотиков – не говоря уже о торговле – противоречило сионистским традициям; однако много позже даже такая организация как «Хагана» не брезговала тем, чтобы использовать доходы от продажи наркотиков для приобретения оружия (эта версия, как считает исследователь, требует своего подтверждения).

Профессор Рам рассказал, как, работая в архивах «Хаганы», наткнулся на показания некоего Шимшона Машбеца, сотрудника разведслужбы. Именно Машбец утверждал, что «Хагана» обсуждала идею с контрабандой гашиша для финансирования покупки оружия.

«В какой-то момет идея была отложена. Поскольку я не нашел дополнительных свидетельств, нельзя однозначно говорить о том, прибегли ли к этой идее позже», – говорит Рам. Он добавляет, что такого рода сообщения появлялись и позже, в 70-х-80-х годах, когда утверждалось, что «израильские офицеры, в том числе разведчики, были причастны к контрабанде наркотиков из Ливана. Тот, кто изучает историю израильской разведки, поневоле сталкивается с довольно нелицеприятными методами, которыми она действовала, затем отрицала это или отказывалась признавать, поскольку стыдилась подобного рода методов и не хотела, чтобы общество о них знало».

Йоси Мельман, «ХаАрец».
Tags: Израиль, История и культура
Subscribe

Posts from This Journal “Израиль” Tag

promo grimnir74 märz 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments