Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

ЕВРЕИ И СУЕВЕРИЯ: САМЫЕ СТРАШНЫЕ И ЖУТКИЕ ДОМЫСЛЫ

Картинки по запросу хамсаСуеверия. В них как нельзя лучше проявляются характер и особенности народа, его судьба. И формируются они в радостях, печалях и страхах повседневной жизни. Человек всегда стремился объяснить загадочные и непонятные для себя явления. Так появлялись всевозможные мифы и суеверия, которые являются частью культуры каждого народа.


Как евреи относятся к суевериям? Есть ли вообще суеверия в еврейской культуре? Откуда они взялись и какие из них – самые странные, забавные или поражают воображение? Согласно Торе, все в этом мире управляется великим Б-жественным провидением. Поэтому евреи верят, что все происходящее неслучайно, значимо и, скорее всего, подчинено определенной закономерности. Но есть также закономерности кажущиеся: суеверия, лженаучные теории и "законы" гуманитарных "наук", которые Тора отвергает и не признает (черные кошки, просыпанная соль и т.д.), а за колдовство Тора и вовсе требует наказывать смертью.

Однако, в древности суеверия были распространены. Так, царь Шауль просил колдунью вызвать дух Самуила. Широкое распространение языческих обычаев в Израильском царстве под влиянием царицы Изевель, в Иудейском царстве в правление Менашше и подобные инциденты в другие исторические эпохи вызывали резкий протест пророков.

Во времена Вавилонского царства в еврейской среде распространенными были  такие суеверия, как страх оказаться между двумя женщинами или, наоборот, женщине – оказаться между двумя мужчинами, между двумя пальмами или собаками, поскольку это предвещает несчастье; запрет одалживать воду или ступать на пролитую воду и прочее. В Вавилонии особенно опасным считалось все парное‎: нельзя есть за одной трапезой два или четыре блюда, пить два или четыре бокала вина и т. д. Только те из суеверий, которые были явно идолопоклоннического происхождения, вызывали осуждение. На формирование многих еврейских суеверий оказали влияние занятия колдовством и магией, распространенные среди народов Вавилонского царства.

В Иерусалимском Талмуде также встречаются упоминания о суевериях, приобретенных под греко-римским влиянием: вера в легкую руку, в то, что одетая наизнанку рубаха вызывает сновидения. Вера в дурные приметы: увидеть ворона — к беде, курица кукарекает как петух — к несчастью.

В Средние Века евреи широко заимствовали суеверия народов, с которыми жили по соседству, поэтому во многих случаях сложно сказать, является ли то или иное суеверие исконно еврейским или заимствованным. В еврейских магических формулах использовались греческие и латинские слова. Галахические авторитеты резко выступали против распространения суеверий, однако их борьба не имела успеха. О суевериях говорится как «о мерзости народов», раньше населявших Обетованную землю, противопоставляемых Израилю, который «должен быть непорочен перед Господом Б-гом своим». Маймонид считал суеверия языческими заблуждениями, противоречащими разуму и противными духу Торы, он отрицал всякое рациональное зерно в таких суевериях, как вера в потусторонних мифических существ, амулеты. Однако в кругах, склонных к мистицизму, древние суеверия были объяснены с помощью каббалы; так многие из них были приняты и одобрены. Время стерло память о языческом характере многих суеверий, они потеряли свою первозданную суть. Так, в «Завещаниях» Иехуды Хасида ха-Леви одобрен обычай, запрещающий жениться на женщине, носящей имя матери жениха (обычай, заимствованный из немецкого фольклора); кроме того, Иехуда советует зарезать курицу, которая кукарекает, как петух, несмотря на то, что в Талмуде это определяется как дархей ха-эмори. Есть еще одна довольно нестандартная рекомендация рабби Йеуды Хасида: нельзя чистить обувь в день, когда мы собираемся отправиться в путь. А в талмудическом трактате Йома  можно найти суеверие, согласно которому не следует спать в обуви.

В Новое Время бытовала вера в сновидения и сглаз; чтобы предотвратить действие дурного глаза, следовало сплюнуть три раза. Причиной эпидемий считался живущий в районе бедствия грешник, которого раввин должен был наказать – и тогда эпидемия прекратится. В Литве во время эпидемий холеры евреи устраивали на кладбищах свадьбы между калеками, а в Пинске — свадьбы сирот под черной хупой на могилах их родителей; в некоторых захолустных местностях на кладбище устраивали формальное венчание между женщиной и каким-либо мертвецом. В Галиции на домах либо делали надпись «холера уже была здесь», либо вешали замок, а ключ выбрасывали. Чтобы помочь тяжелобольному, его ближайшие родственницы отправлялись на кладбище, где измеряли длину могил благочестивых людей свечными фитилями, которые шли затем на синагогальные свечи.

Картинки по запросу холера уже была здесь

В «Сефер Рефуот» приводится множество суеверных обрядов, производимых над больным с целью его излечения. Алжирские евреи убивали черного петуха и вымазывали его кровью грудь и лоб больного. В Галиции считали, что если y ребенка конвульсии, виновником их является вошедший в ребенка злой дух; чтобы изгнать его, надо разбить горшок или тарелку пред лицом ребенка. Существует поговорка, указывающая, как саркастически народ иногда сам относится к суевериям в области народной медицины: «Это помогает, как прошлогодний снег против головной боли».

Возникновение некоторых суеверий связано со стремлением людей практически использовать сказанное в Писании или в мидрашах. Так, еще с талмудических времен счастливым днем для путешествия или какого-либо начинания считается вторник, потому что в библейском описании третьего дня творения дважды сказано «Б-г увидел, что было хорошо», понедельник же считается несчастливым, потому что в описании второго дня творения ни разу не сказано «Б-г увидел, что было хорошо». Месяц адар считается счастливым, потому что в этом месяце родился Моше. Преимущественно среди каббалистов распространена вера в магическую силу камей.

Всегда довольно интересными были суеверия, связанные с замужеством и семейной жизнью, детьми. Считалось, что сестрам не следует выходить замуж в один день, чтобы не сглазить родителей. Если после брачной церемонии жених первый дотронулся до руки невесты, то он будет главенствовать в семье, если же невеста первой дотронулась до руки жениха, то главенство будет принадлежать ей.

Согласно Торе, молиться об определенном поле ребенка можно только до 40-го дня от зачатия. Потому что после 40-го дня такая молитва подпадает под запрет «тфилат шав» — запрет бессмысленной молитвы. На 7-8 неделях беременности у зародыша уже формируются половые признаки, и если попросить Б-га о ребенке конкретного пола, это будет просьба о явном чуде. Раввины же говорят, что Вс-шний совершает сколько угодно чудес, но не явных.

Чтобы защитить ребенка от дурного глаза, еврейские матери прибегали часто к такому средству: они трижды целуют ребенка, отплевываясь после каждого поцелуя. Вообще отплевыванию придается большое значение в еврейском фольклоре. Если кто-нибудь видел дурной сон и хочет забыть ο нем, то он должен три раза сплюнуть.

Нельзя переступать через ребенка, ибо он вследствие этого не будет расти; чтобы исправить неосторожность, надо переступить еще раз в обратную сторону. Кстати говоря, это суеверие уже давно перешло в другие культуры.

В еврейской культуре существует множество интересных обычаев и суеверий, связанных со смертью. Например, при освящении нового кладбища рекомендуется убивать петуха и хоронить как первую добычу смерти. Особенное внимание обращается на то, кто первый будет похоронен на новом кладбище. Небольшие общины иногда приписывают к себе дряхлого старика, чтобы он был первым похоронен.

Картинки по запросу освящение еврейского кладбища

У евреев также принято закрывать все зеркала в доме, если в нем кто-то умер. Зеркала не открывают в течение семи дней, когда семья соблюдает шиву (семь дней траура – прим.ред.). Существует поверье, что, если зеркало не накрыть, то душа умершего может попасть в его ловушку и уже не сможет попасть в загробный мир. Эта традиция породила другое суеверие. Зеркала должны быть покрыты каждую ночь, чтобы, когда люди спят, их души блуждают и могут попасть в ловушку зеркала.

Среди евреев европейских городов считалось большим несчастьем, если во время погребальной процессии их соотечественника пробежит собака поперек дороги. В таком случае погребение откладывалось до другого дня, и мертвеца относили опять туда, откуда взяли.

Однако не все суеверия с явно языческой подоплекой исчезли и были забыты. Евреи южно-русских еврейских земледельческих колоний в XVII-XIX столетиях верят, что по ночам в конюшнях бродят «мазиким», красиво заплетающие гривы их лошадей и даже волосы людей, там спящих.

Есть и такие суеверия, о которых сразу и не подумаешь, что они – изначально еврейские. О таких от своих мам и бабушек слышат с самого детства не только еврейские дети. Например, кто не слышал о том, что не надо чинить одежду или пришивать пуговицу в то время, когда эта одежда находится на человеке, потому что при этом можно «зашить память»? Похожий запрет на одновременное подстригание ногтей на ногах и на руках.

Интересно, что общечеловеческая примета о том, что чихнувший человек говорит правду, тоже происходит именно от еврейского суеверия. Это поверье говорит нам о том, что, если во время молитвы "Амида" человек чихает – это значит его молитва принимается на Небесах с благосклонностью. А если с шумом выпускает газы из кишечника, то... без благосклонности.

Особое место всегда занимали поверья о деньгах и богатстве. У евреев Кавказа добрым знаком считается, если в доме поселилась змея, ­­– в этом случае его хозяев ждет богатство. Настоящее богатство еврею может принести только Элиягу ха-Нави – пророк Илья, который чаще всего предстает в облике нищего седобородого старца. Кавказские евреи верят, что Элиягу любит одаривать евреев деньгами после выхода субботы, – то есть в ночь с субботы на воскресенье. Поэтому у них принято вечером в субботу зазывать в гости случайного прохожего и щедро угощать его – в надежде, что в его образе скрывается сам пророк Элиягу.

В хасидских общинах считается, что подлинное богатство и благополучие может принести специальное благословение цадика. У хасидов принято просить у ребе благословение на хорошую «парносу» – заработок. В некоторых хасидских общинах раввины дают своим хасидам деньги – «на развод». И в среде хасидов можно услышать немало историй, как подаренный ребе рубль или доллар приносил счастье или приводил человека к сказочному богатству.

Одним из основных способов привлечения денег в еврейском мире традиционно считались каббалистические камеи – талисманы с благословением на хороший заработок, написанными праведным раввином, сведущим в тайнах Каббалы.

источник

А какие суеверия знаете вы? Пишите в комментариях



Tags: евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

promo grimnir74 март 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments