Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Лик Бога Израиля? Часть 2

Лик Бога Израиля? Часть 1


Профессор считает, что в X-IX вв. до н.э. YHWH изображали в виде всадника на коне. Оригинальная иконография говорит об уникальности иудейского канона. Стоит добавить, что среди огромного числа скульптурок богов VIII века до н.э. нет ни одного неизвестного изображения какого-то божества, так как богов изображали согласно установленным правилам иконографии.

Допустим, что это утверждение верно. Тогда почему в Библии ничего не говорится о Всаднике?

Или всё же кое-что есть?

«Ты воссел на лошадей Своих, на колесницы свои спасительные» (Хаваккук (Аввакум) 3:8).

Элиша,   при вознесении  пророка Элияу (Илии) на небо, кричит: «Колесница Израиля и всадники его» (Мел. II (4-Цар.) 2:12).

Как мы видим, Бог Израиля не сидит на коне, а управляет колесницей, когда лично Сам выходит воевать против Своих врагов.  Он также ездит верхом на облаке: «восседает на лёгком (быстром) облаке» (Йешаяу (Исайя) 19:1) и  передвигается на херувимах: «Он оседлал херувима и полетел» (Пс. 18:11).    

Однако,  согласно библейским текстам, Бог Израиля сидит на небесах, на престоле славы: «Сидящий в небесах усмехается» (Пс. 2:4).

«Так сказал YHWH: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих» (Йешаяу (Исайя) 66:1).

Теперь мы снова вернёмся к версии уважаемого археолога, которая заслуживает всяческого внимания и интереса. 

Однако, к сожалению, или к счастью, она имеет некоторые фактические  неточности.

Теория Гарфинкеля строится на семи артефактах, кроме вышеперечисленных пяти , ещё он упоминает два предмета (сосуд и кувшин-ситечко) из коллекции Моше Даяна — министра обороны Израиля и по совместительству первейшего «чёрного» археолога.

Речь идёт о сосуде (возможно, для вина),  вылепленном в форме всадника. Лицо наездника имеет такие же черты, как головы из Кейяфы и Моцы.

Скрин с Ютуба: кувшин из коллекции Моше Даяна

Профессор утверждает, что канон изображения лиц уникален, почему-то игнорируя другие находки. Фигурки с точно таким же типом лица найдены в Ашдоде, Тель-Кинроте (берег Кинерета), Северной Тель-эль-Фара (библейская Тирца)  и других местах. Более того, они демонстрируют такую же технику исполнения и такие же стилистические особенности.

Антропоморфная голова-фигурка из Ашдода древней Филистии датируется серединой XI – серединой X вв. до н.э. С проколом на подбородке (для имитации бороды) она служит хорошей аналогией головам фигурок из Тель Моца и Кейафа.

Фото: Мейдад Суховольски (Управление древностей Израиля): глинянаяя голова из Ашдода

Не так давно, например, был найден небольшой глиняный ханаанский кувшин эпохи Средней бронзы (2000—1600 гг. до н. э), к которому была прикреплена фигурка человечка с уже знакомыми нам чертами лица.

Фотография Клары Амит (Управления древностей Израиля): глиняный кувшин с фигуркой человека

Очевидно, что издревле во всём регионе существовал единый канон изображения людей.

Совершенно непонятно, как на сосудах, употреблявшихся в обиходе, изображали Бога Израиля, тем более, что кувшины из коллекции Моше Даяна, судя по стилю, не иудейские, а филистимские.

Фигурки лошадей также известны из других источников, например из Тель-Рехова (Иорданская долина).


Фото Рами Юдовина (Музей Израиля): гроб для погребения ребёнка с изображением мужской головы

Далеко не все фигурки были связаны с религиозными культами, люди на заре цивилизации изображали мужчин и женщин, животных, растения, геометрические фигуры, а не только богов.

Всадники из храма Моцы могли отображать небесное воинство, неоднократно упоминаемое в Писании. Пророк Элиша, как мы видели выше, восклицает: «… всадники Его».

Изготовление глиняных всадников не прекратилось в VIII в. до н.э., напротив, именно в это время они становятся популярными не только в Иудее, но и на всём древнем Востоке и даже в районе Эгейского моря.

В Библии говорится, что царь Йошияу повелел вынести из храма и уничтожить культовые предметы для Бааля, Астарты и.. воинства небесного.

«И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам, и стоящим на страже у порога вынести из храма YHWH все предметы, сделанные для Баала и для Ашеры и для всего воинства небесного, и сжёг их за Иерусалимом в долине Кедрон…» (Мел. II (4 Цар.) 23:4).

Вполне возможно, всадники – это и есть «воинство небесное», примерно за два века до царя Йошияу Бог Израиля назывался «YHWH воинств». А самые передовые войска – это всадники и боевые колесницы. Статуэтки «небесных воинов» служили для защиты храмов не только в Иерусалиме, но и в Моце, где находилось самое большое зернохранилище Иудеи. И кстати, возможная причина примыкающего к зернохранилищу храма связана именно с тем, что присутствие божества охраняло огромные запасы зерна, без которого многие могли быть обречены на голод.

Впрочем, из Библии нам известно и об изображении коней: «…и лошадей, которые поставили Шемешу (ханаанское божество) цари иудейские, он перенёс от входа в дом YHWH в комнаты Нетан-Мелеха, царедворца» (Мел. II (4 Цар.) 23:11).

Все эти известные артефакты на данный момент не позволяют принять версию изображения YHWH в виде всадника. С другой стороны, и не умаляют теорию о некоем храмовом изваянии, олицетворяющем Бога Израиля. Возможно, Его изображали, как и верховное божество Эла, сидящего на престоле, только были чуть другие стилистические особенности и дополнения, херувимы например. Ведь были же изображения, посвящённые другим богам, а чем Наш «хуже»?

Если всё же в X-IX вв. до н.э. существовало изображение Бога Израиля, то в Писании должно быть указание на это, пусть даже в завуалированной форме.

Давайте посмотрим…

«Да не будет у тебя никаких богов перед Лицом Моим» (Шемот (Исх.) 20:2).

Не исключено, что эти слова свидетельствуют не о метафорическом восприятии «лица Бога», а о натуральном. В святилище YHWH может находиться только изображение Его самого и больше никаких иных богов. В истории о ковчеге Завета в филистимском храме это наглядно показано: «И вот лежит Дагон лицом к земле перед ковчегом YHWH, а голова Дагона и обе кисти рук его, отсеченные, на пороге…» (Шемуэль I (1 Цар.) 5:4).

В данном отрывке Бога Израиля олицетворяет ковчег Завета, на котором, судя по Писанию, имелись вычеканенные из золота херувимы с обращенными друг к другу лицами и с простертыми вверх крыльями (Шемот (Исх.) 25:9–28:43).

Как мы видим, запрета на изображения божественных символов не существовало.

В самой Торе находятся десятки мест, которые, на первый взгляд, упоминают изваяние Бога Израиля. Например:

«…и из корзины с опресноками, которая пред YHWH, взял один опреснок, и один хлеб с елеем, и одну лепёшку, и возложил на тук и на правое плечо и положил все это на руки Аарону и на руки сынам его, и принёс это, потрясая пред YHWH» (Вайкра (Лев.) 8:26-27).

Судя по тексту, священник Аарон и его сыновья провели обряд приношения: положив хлеба и елей на жир и мясо (правое плечо овна) и потрясли всем этим «бутербродом» перед изображением, символизирующем Бога Израиля.

«И встали они поутру, и поклонились перед YHWH…» (Шмуэль I (1 Цар.) 1:19).

Также и в других местах Писания: «И пошёл царь Давид, и предстал перед YHWH, и сказал: кто я…» (Шмуэль II (2 Цар.) 7:18).

Слово לפני «лифней» дословно означает «перед лицом», поэтому с высокой долей вероятности можно предположить, что речь идёт о некоем объекте, перед которым предстают, приносят жертвы, падают ниц.

Царь Хизкияу, судя по Писанию, - первый из иудейских царей, который начал борьбу со святыми изображениями, уничтожив медное изваяние змея, изготовленное по преданию самим Моисеем (Бемидбар. (Числа) 21:8).

«…истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израиля кадили ему и называли его Нехуштан» (Мел. II (4 Цар.) 18:1-5).

Кроме этого отрывка Писание не сообщает о том, что в Храме Соломона сыны Израиля поклонялись медному изображению.

Авторы рассказов о даровании Моше заповедей пытаются донести до нас идею единобожия, якобы появившуюся на заре возникновения народа Израиля. Однако в других библейских текстах перед нами предстаёт несколько иная картина, менее идеальная и более сложная.

Израильтяне подражали хананеям, превращая YHWH в божество, полномочия которого ограничены рамками определённой территории.

Однако пророк Миха (Михей) чуть ли не впервые провозглашает YHWH Богом всей земли: «И посвятишь YHWH награбленное ими, и богатство их – Владыке всей земли» (Мих. 4:13).

Пророк Йешаяу вторит ему: «Я YHWH, и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис. 45:5). «Ибо так говорит YHWH, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я YHWH, и нет иного» (Ис. 45:18).

В этом свете становится понятен призыв, приписанный для убедительности законодателю Моше (Моисею) «YHWH — Бог наш, YHWH – один».

С появлением заповеди о единстве YHWH отпало понятие божества, которое являлось покровителем определённой местности. Теперь полномочия и владычество Бога YHWH простираются по всей земле Израиля.

Трудно точно сказать, когда появился текст «Дварим» («Второзакония»). Возможно, при Хизкияhу или во время другого реформатора – царя Йошияhу (Иосии), который царствовал в первой половине VII в. до н.э.

Писание рассказывает, как во время перестройки Иерусалимского храма первосвященник Хилкия нашёл «Книгу Закона» и познакомил царя с заповедями (Мел. II (4 Цар.) 22:8-11).

Мы не можем знать наверняка, действительно ли нашёл Хелкия свод законов, о которых, как ни странно, никто не знал: «И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем» (Мел. II (4-Цар.) 23:2). Или он подсунул писцу Шафану последние достижения иудейской интеллектуальной мысли, основанные на древнейших преданиях и законах?

Йошияу, будучи под впечатлением текста книги, заключил с Богом Израиля союз, очень похожий на описание из Дварим договора Моше с народом Израиля: «Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет — последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет» (Мел. II (4-Цар.) 23:3).

Вот именно тогда и появился тотальный запрет изображать божество?

Вместе с этим, мне не хотелось бы полностью сбрасывать со счёта версию о раннем происхождении запрета создавать изображения YHWH.

Похоже, Имя Бога Израиля יהוה не означает «Сущий», дословно — «Он есть», хотя и просматривается, на первый взгляд, очевидная связь с глаголом היה (быть, пребывать).

Однако, в таком случае, третья буква в Имени יהוה должна быть не ו «вав», а י «йуд», как в отрывке ниже, автор которого, чтобы объяснить читателям этимологию Имени, меняет при этом буквы.

Бога Израиля зовут уже не YHWH, а AHYH.

וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים אֶל מֹשֶׁה ‘אֶהְיֶה, אֲשֶׁר אֶהְיֶה’; וַיֹּאמֶר ‘כֹּה תֹאמַר לִבְנֵי יִשְׂרָאֵל: אֶהְיֶה שְׁלָחַנִי אֲלֵיכֶם (שמות 3:14)

«И сказал Бог Моше: AHYH, который AHYH (Предвечный). И сказал: так скажи сынам Израиля: AHYH послал меня к вам» (Шем. (Исх.) 3:14).

Имя AHYH Эhье не прижилось. Похоже, не удалось вытеснить сакральное YHWH. И хотя о верном произношении мы можем лишь догадываться с той или иной степенью вероятности, но в древности точно знали, как произносить Имя Бога.

Библейский текст доносит до нас рассказ об откровении Бога на горе Хорев (Шем. (Исх.) 3:1).

Исходя из того, что Моше жил в Мидиане (Мадиаме), логично предположить, что пасти стадо овец он не пошёл бы слишком далеко, например в Синай.

Клавдий Птолемей, рассказавший о Мидиане в трактате «Руководство по географии» (VI, 7), указывает на восточный берег Красного моря.

Благодаря археологическим раскопкам нам известно о группе полукочевников, живших рядом с местом, на которое указал Птолемей.

Обитатели оазиса Курайя создавали ценившиеся в древнем мире, прекрасные, оригинальные керамические изделия, по уточненным данным датируемые XIII-X вв. до н.э. Этот гончарный стиль в научной среде принято называть Qurayyah (QPW).

Ремесленники Курайя считались экспертами в области обработки металлов. Эти специалисты приглашались для работы не только египтянами, но и кочевниками шасве (или шасу).

В библейском рассказе из «Книги Судей» повествуется о войне между сынами Израиля и мадианитами (они же сыны Ишмаэля), которые, проиграв в битве сынам Израиля, откупились золотыми изделиями и заключили с ними мир (Кн. Судей 8:24-26).

Мужа сестры Давида звали Йетер Ишмаэли (Кн. Хроник I; 2:17), очевидно он был из сыновей Ишмаэля и носил почти такое же имя, как и отец супруги Моше, жрец Мидиана Итро (Шем. (Исх.) 3:1).

Согласно египетским текстам XIV век до н. э., рядом с Мадианом находилось племя Шасве (или Шасу).

В египетских текстах (колонна в Солебо и стена в Амаре) говорится об этом племени, проживающем в земле Сеир. Очевидно, речь идёт о горе Сеир в Эдоме. И вот следующее имя в списках – земля кочевников YHW, которое можно прочитать как Яhу или Яhве.

Египетские иероглифы, также как и в иврите, не имеют гласных букв, поэтому точно произнести название затруднительно. Но зато мы видим связь между божеством кочевников Шасу YHW и именем Бога Израиля YHWH.

В древнейшей (судя по анализу текста) песне Моше, говорится, что «YHWH пришёл с Синая, светил с Сеира и явился с горы Парана…» (Дварим (Втор.) 33:2).

Также в песне Деборы говорится о том, что «YHWH вышел из Сеира, из земли Эдома» (Шофтим (Суд.) 5:4).

Итак, если YHWH появился из страны кочевников Яhу (или Яhве), то значение имени нужно искать в протоарабской этимологии.

Существует предположение, что Имя YHWH происходит от арабского корня hwy, а слово hawaya означает «страсть, ревность».

В книге Шемот мы находим косвенное подтверждение этой теории: «Ибо ты не должен ты поклоняться божеству чужому; ибо YHWH Ревнитель Имя Его, Бог ревности Он» (Шемот/Исх. 34:14).

Судя по контексту, ревностный Бог Израиля гневается, когда поклоняются иным богам.

Однако идея о Боге-Ревнителе возникла не в Израиле, а в среде курайитов (один из мидианских кланов).

Благодаря раскопкам в Тимне (к северу от Эйлата), мы узнаём, что курайиты в египетском храме не чтили богиню Хатор, а организовали собственное место для поклонения – скинию.

Фото Own work שומבלע (Викимедия): Храм богини Хатор в Тимне

В их шатре не было рисунков, скульптурок, только каменные столбы (мацевот) и… медный змей искусной работы. Изгибающее тело змея длинной около 20 см., его голова покрыта тонкой позолотой.  Конечно, первое, что приходит на память,  – библейское сообщение о Нехуштане (Кн. Мел. II (4 Цар.) 18:4) и о том, какой искусный мастер его сделал.

Фото Рами Юдовина (Музей Израиля): Змеи из меди и золота, найденные в Хацоре (XIV-XIII вв. до н.э.)

Очевидно,  медный змей, уничтоженный царём Хизкияу, был очень похож на артефакт из святилища в Тимне.

После того как египтяне покинули Тимну, мидианитяне стёрли изображение лица Хатор со скальных рисунков; разбили и сбросили храмовые дары в кучу, чтобы в их святилище, построенном на месте египетского храма, не было присутствия иных богов. 

Тора рассказывает, что у Моше была жена-мидианитянка, дочь жреца Итро.

Это был настолько известный факт, что авторы или редакторы Пятикнижия не смогли его утаить, более того, они рассказывают о влиянии Итро на Моше и помощи в устройстве административной системы: «И послушал Моше голоса тестя своего, и сделал всё, что он сказал» (Шемот (Исх.) 18:24).

Итак, можно допустить, что произошло влияние мидианской культуры на становление традиции, частью которой был запрет изображать иных божеств, ибо Бог-Ревнитель в принципе не допускает подобных вольностей.

Со временем, когда кочевое племя, вышедшее из пустыни, смешалось с местным ханаанским населением, часть жрецов, верных заветам Моше, боролась с иными божествами и их изображениями.  Вполне возможно, они развили идею мидиан или по какой-то причине их осенило, что нельзя изображать не только иных богов, но и Бога-Ревнителя YHWH.

Отголоски этой борьбы мы находим в категоричных запретах создавать рукотворный образ Бога, ибо Он не может быть похож на творение Своих рук.

Рам Юдивин



Фото Own work שומבלע (Викимедия): Храм богини Хатор в Тимне

В их шатре не было рисунков, скульптурок, только каменные столбы (мацевот) и… медный змей искусной работы. Изгибающее тело змея длинной около 20 см., его голова покрыта тонкой позолотой.  Конечно, первое, что приходит на память,  – библейское сообщение о Нехуштане (Кн. Мел. II (4 Цар.) 18:4) и о том, какой искусный мастер его сделал.

Фото Рами Юдовина (Музей Израиля): Змеи из меди и золота, найденные в Хацоре (XIV-XIII вв. до н.э.)

Очевидно,  медный змей, уничтоженный царём Хизкияу, был очень похож на артефакт из святилища в Тимне.

После того как египтяне покинули Тимну, мидианитяне стёрли изображение лица Хатор со скальных рисунков; разбили и сбросили храмовые дары в кучу, чтобы в их святилище, построенном на месте египетского храма, не было присутствия иных богов. 

Тора рассказывает, что у Моше была жена-мидианитянка, дочь жреца Итро.

Это был настолько известный факт, что авторы или редакторы Пятикнижия не смогли его утаить, более того, они рассказывают о влиянии Итро на Моше и помощи в устройстве административной системы: «И послушал Моше голоса тестя своего, и сделал всё, что он сказал» (Шемот (Исх.) 18:24).

Итак, можно допустить, что произошло влияние мидианской культуры на становление традиции, частью которой был запрет изображать иных божеств, ибо Бог-Ревнитель в принципе не допускает подобных вольностей.

Со временем, когда кочевое племя, вышедшее из пустыни, смешалось с местным ханаанским населением, часть жрецов, верных заветам Моше, боролась с иными божествами и их изображениями.  Вполне возможно, они развили идею мидиан или по какой-то причине их осенило, что нельзя изображать не только иных богов, но и Бога-Ревнителя YHWH.

Отголоски этой борьбы мы находим в категоричных запретах создавать рукотворный образ Бога, ибо Он не может быть похож на творение Своих рук.


Tags: Археология, Израиль, История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “Археология” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments