Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Лик Бога Израиля? Часть 1

«Не делай себе изваяние и никакого изображения того, что вверху на небе, и что внизу на земле, и что в воде, ниже земли.

Не поклоняйся им и не служи им, ведь Я, YHWH (Имя Бога Израиля), твой Бог, — Бог-Ревнитель, карающий детей за вину отцов до третьего и четвертого поколения у тех, кто ненавидит Меня» (Шемот (Исход) 20:3-5).

Одна из важнейших заповедей Торы – запрет поклоняться любым изображениям, сделанным руками художника.

Непросто точно определить время возникновения этого запрета. Однако мы знаем, что, как правило, сначала происходит действие, а потом противодействие.

Отсутствие изображений богов, созданных по образу и подобию человека, а тем более животного, – прогресс, отрыв от общепринятых культов, традиций народов, для которых важно видеть наглядное отображение предмета.


Пророки Израиля высмеивали обожествление изделий, созданных человеком:
«И предали богов их огню; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, (потому) и истребили их» (Ис. 37-19).

«И истреблю истуканов твоих и памятные столбы твои из среды твоей, и не будешь больше поклоняться делу рук своих» (Мих. 5:13).


Об этом говорили пророки Йешаяу (Исайя) и Миха (Михей), которые жили во времена царя Хизкияу (Езекии), осмелившегося на крайне рискованный шаг — выйти из подчинения Ассирии – самой сильной на тот момент державы.

Согласно библейским сообщениям, именно он стал бороться не только против культа богини Ашеры, но и против обожествления предметов, связанных с почитанием Бога Израиля:

«Он упразднил (жертвенные) возвышения, разбил столбы, срубил Ашеру…» (Кн. Мел. II (4 Цар.) 18:4).

Судя по археологическим раскопкам, Хизкияу проводил реформу по централизации культа ещё до того, как выступил против ассирийской империи. Возможно, уверенность в своих праведных действиях укрепила его веру в защиту Бога и подвигла на восстание.

Археологи постоянно находят следы религиозной реформы Хизкияу и его духовного последователя царя Ошияу (Осии): аккуратно засыпанные храмы в Араде, Беэр-Шеве, Лахише и Моце, разломанные статуэтки Ашеры и Беса. Одно из самых любопытных открытий было сделано в Тель-Лахише.

В ходе раскопок в углу одной из комнат обнаружен проём, который привёл археологов к «святая святых», где они увидели два соединённых друг с другом «рогатых» жертвенника, с усечёнными рогами, а также лампады и чаши.

Самое интересное, что рога жертвенника были преднамеренно отбиты.

Святилище в Лахише было осквернено довольно неприличным способом. В «святая святых» установили каменный стульчак весом около 150 килограммов.



Фотография Игоря Краймермана (Управление древностей Израиля): извлечение каменного унитаза

Удивительно, что в Писании зафиксирована вот такая своеобразная традиция осквернения святилищ:

«И разбили статую Баала (Ваала), и разрушили дом (храм) Баала; и сделали из него отхожее место, до сего дня» (Кн. Мел II (4 Цар.) 10:27).

Лабораторный анализ «унитаза» показал, что он не был использован по своему назначению, а служил символом унижения святого места.

Несмотря на попытки централизации культа и борьбу с элементами язычества, на личных печатях царя Хизкияу имеются общепринятые в древнем мире божественные символы.

Лицевая сторона буллы является штампом личной печати, включающей надпись и иконографию.

На обратной стороне отчетливо видны следы от двух веревочек, скреплявших некий документ (папирус), который, естественно, не дошёл до наших дней.

В центре буллы находится осененный крыльями солнечный

диск, с шестью лучами. Изображения крылатого солнечного диска были широко распространены на Ближнем Востоке. Это известный мотив в египетской, ассирийской и персидской иконографии. В Ассирии и Персии солнечный диск часто дополняется изображением бога Ассура (Ассирия) и Ахурамазды (Персия).

לחזקיהו [בן] אחז מלך יהדה  Фото: Урия Тадмор (Еврейский университет. Эйлат Мазар): Принадлежит Хизкияhу (сыну) Ахаза, царю Иудеи

Можно предположить, что изображение крылатого диска на печати иудейского царя свидетельствует о египетском влиянии, тем более с правой стороны буллы различим древнеегипетский символ жизни Анх.

Хизкияhу, согласно библейскому сообщению, надеялся на помощь Египта, что говорит о союзе между двумя странами и покровительстве «старшего брата»:

«Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него» (Мел. II (4 Цар.) 18:21).

Вполне вероятно, крылатый солнечный диск и анх, которые встречаются на иудейских печатях, имели иное значение, чем в Египте, и являлись символами защиты Бога Израиля. Показателен пример из книги пророка Малахи (Малахия):

«И засияет вам, боящимся имени Моего, солнце спасения, и исцеления – в крыльях его» (Малахи 3:20).

В Иудее обнаружено огромное количество женских фигурок, которых,  судя по общепринятой иконографии, можно идентифицировать с ашерами. Однако есть нюанс: они найдены в частных домах, а значит, могли служить в качестве талисманов. Богиня Ашера считалась покровительницей рожениц, и её образ в каком-то смысле защищал и оберегал женщин, придавал им более прочный статус. Существует теория, что в какой-то период времени Бог Израиля YHWH, наследовав «героическое прошлое» Баала (Ваала), был супругом Ашеры: «… не будешь звать Меня «Баали». Я уберу Баалов из уст её, и не вспомнят их больше по имени их» (Ошея 2:18-19).

Фото Рами Юдовина (Музей Израиля): глиняные фигурки ашер

Народ, по точному выражению пророка Элияhу (IX в. до н. э.), «хромал на оба колена». Придерживался веры в YHWH, но при этом поклонялся Ваалу и Ашере:

«И подошел Элияhу ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если YHWH есть Бог, то следуйте Ему, а если Баал, то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова» (Мел. I (3 Цар.) 18:20–21).

Благословения (IX-VIII вв. до н.э.), найденные в израильском Кунтиллет-Ажруде и иудейском Хирбет Эль Ком, —  не только от имени YHWH, но и Ашеры:

«Благословляю тебя YHWH Теймана и Ашерой Его. Да благословит тебя и сохранит тебя!»

Вместе с этим, прочтение слово «ашерато» совершенно не типично для иврита, на котором были написаны благословения, так как к именам собственным не присоединяли местоименные суффиксы. Писание такой формы не знает. А это значит, что «Ашера Его» может указывать на предмет, конечно, святой и связанный с Ашерой, но всё же не напрямую с самой ханаанской богиней.

В остраконах иудейского Арада, большинство из которых конца VIII в. до н.э. – начала VI в. до н.э., благословляют только именем YHWH без всякого упоминания Ашеры, что свидетельствует об исчезновении культа этой богини или о разных традициях в одном царстве, с которыми боролись иудейские цари Хизкияу и Йошияу.

Возникает логичный вопрос, если в Иудее довольно длительное время создавали фигурки богини Ашеры, то почему не было найдено ни одного изображения главного божества – YHWH?

Отсутствие находок может говорить об особом сакральном статусе Бога Израиля, который не терпит массового производства статуэток.

В Иудее (X-VIII вв. до н.э.) не найдены изображения Баала, и возможно не потому, что его изображения носили сакральный характер, которые запрещено было делать, а, потому, что он не являлся главным национальным божеством иудеев.  А личный Бог может быть только один.

В принципе в этом нет ничего удивительного, так как у всех окрестных народов был свой особенный бог-покровитель. В Финиикии – Бааль, Моаве – Кемош, в Сирии — Адад, Эдоме – Кос, а в Израиле – YHWH (возможное произношение Яhу или Яhо).

Народ Израиля возносил своего Бога превыше остальных. Однако это не отменяло веру в богов-талисманов, т.е. приносящих удачу, оберегающих рожениц и очаг, таких как Ашера и Бес.

Фото Рами Юдовина: Бес с отбитой головой из Тель Бейт Шемеша

Допустим, что действительно было оригинальное иконографическое изображение Бога Израиля. Если так, как оно выглядело?

Строго установленная система изображения богов существовала в древнем мире и от неё практически не отступали. Люди должны были сразу же узнать бога по внешнему признаку.

В июле 2011 года во время раскопок иудейского города Шаараима (?) (объект Хирбет Кейафа), времён царя Давида (судя по радиоуглеродному анализу косточек маслин и глиняных изделий), в секторе «А», в локусе (однородный слой) 232, был найден удивительный артефакт, о котором широкой общественности долгое время ничего не было известно.

Речь идёт о глиняном изделии высотой около 5 см, больше всего напоминающем человеческую голову, вылепленную довольно топорно. В верхней части головы проделаны по кругу небольшие отверстия,  похоже,  таким образом обозначили головной убор или волосы. Проделаны дырочки по центру выпуклых глаз, чтобы показать радужную оболочку,  или зрачки, также сделаны проколы в схематических бугорках ушей, очевидно,  для обозначения ушного отверстия или пирсинга. Особо выдающийся нос, с которым почти соединяется  прорезь рта,   больше похож на нос не человека, а животного.

Фото скриншот с Ютуба (интервью Алекса Цейтлина с проф. Гарфинкелем): Профессор Гарфинкель показывает глиняную голову из Хирбет Кейафа. Фото Клары Амит: Голова из Хирбет Кейафы

Судя по всему, голова присоединялась к туловищу, которое не было найдено.

Возможная причина «заговора молчания» кроется в том, что найденный предмет выбивался из стройной системы доказательств отождествления с иудейским городом X века до н.э., так как на объекте была найдена типично иудейская керамика, отсутствовали кости некашерных животных, чтотакже  немаловажно. Но вполне вероятно, в то время не знали,  что делать с находкой,    и поэтому положили в коробочку до лучших времён.

И вот «лучшие времена» вскоре наступили. В 2012 году в ходе археологических раскопок под руководством Ш. Киселевич, А. Эйрих, Х. Халяйлы  и З. Гринута в секторе «В» (слой VI), относящемся  к периоду «железо IIА» (IX век до н.э.),  был обнаружен фундамент довольно значительного общественного здания, о котором было известно в ходе прежних изысканий (1993 г.). Как оказалось, это строение являлось частью храмового комплекса.

Фото Александра Зеликмана: «Развалины храма в Тель-Моце»

Сам храм, судя по найденной керамике в фундаменте и другим признакам, построен в середине IX века до н.э. Святилище подходит под описание библейского Храма Шломо (Соломона). Очевидно, что в то время существовал единый канон архитектурной стилистики культовых зданий не только в Иудее и Израиле, но и Сирии.

В процессе раскопок были обнаружены зооморфные глиняные фигурки, одна из которых очень интересная — натуралистическое изображение лошади.

Фотография Клары Амит (Управления древностей Израиля): «Глиняная фигурка коня»

Очевидно, на коне был вылеплен всадник, об этом свидетельствуют обломки ступней, часть левой ноги, а также явно прочерченные ремни, надеваемые на голову лошади; животное показано с раздутыми ноздрями и открытым ртом, как будто художник хотел изобразить скачущую лошадь.

Другая фигурка  — поменьше и выполнена не так тщательно и умело: она напоминает осла, мула или лошадь.

Ещё одна потрясающая находка – две антропоморфные статуэтки маленьких, но очень выразительных голов, вылепленных «по кругу» из местного мергеля. Высота одной головы около 2.6 см, другой – 3.3 см.  Сами по себе головы  могли быть отдельным произведением искусства.  Однако одна из найденных голов могла быть и частью целой фигуры (или даже композиции), от которой сохранились лошадь и  человеческие  ступни, но доказательств этому пока ещё нет.

Фотография Клары Амит (Управления древностей Израиля): «Две глиняные головы»

Мы можем вполне отчётливо увидеть на статуэтках длинные кудрявые волосы, покрытые круглой шапкой, напоминающей обруч или корону. Возможно, на головы устанавливали какой-то предмет, поэтому шапка плоская с выпуклой каймой.

Глаза преувеличенно большие, выпуклые. Можно предположить, что в специально проделанные отверстия священники вставляли драгоценные камни для имитации зрачка.

Отверстия в нижней части лица, скорее всего,  символизируют  бороду. Вторая голова отверстий в районе подбородка не имеет, однако это недостаточный факт, чтобы однозначно идентифицировать её с женским образом.

Гарфинкель полагает с высокой долей вероятности, что две головы из Тель-Моца и фигурки лошадей связаны. По его мнению, речь идёт об иконографическом изображении… Бога Израиля.

Лик Бога Израиля? Часть 2

Рам Юдивин
Tags: Археология, Израиль, История и культура
Subscribe

Posts from This Journal “Археология” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments