Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Парадокс Бунда: ассимиляторы и националисты - Zahav.ru Мнения


Понятие “политическая партия” плохо вписывалось в Российскую империю во времена Романовых. Такие партии могут нормально существовать только в конституционных парламентских режимах. Но это не помешало хотя бы попытаться их создать, даже если делать это приходилось в тайне.

Первые еврейские политические организации возникли на территории современной Украины в то время, когда другие этнические группы и русские эмигранты начали формировать свои собственные партии. В 1881 году появилась организация Ховевей-Сион (“любители Сиона”) - прото-сионистская прото-партия. Она присоединилась к рядам нееврейской “Народной воле” (основанной в 1879) и к марксистской группе “Освобождение труда” (основанной в 1883).

Однако, первые “палестинофилы” имели одно радикальное отличие от нееврейских организаций. В отличии от других партий, они не стремились изменить систему социально-политических отношений в империи. Жизнь евреев в диаспоре представляла для них интерес только потому, что они считали ее ненормальной. Они хотели вернуть евреев в Палестину, тем самым эвакуировав их из враждебной среды. То же самое можно сказать и о таких протосионистских организациях, как Билу (впервые открывшейся в Харькове, затем и в Одессе) и, Одесском комитете.

Ситуация не изменилась и после 1897 года, когда сионистская организация была основана на Первом Сионистском конгрессе в Базеле, а ее филиалы начали появляться в России. Но сам факт того, что ее лидеры хотели вывезти большое число евреев из Российской Империи, имел политическое значение.

Если первые сионистские организации базировались в украинских и польских провинциях, то центром антисионистской еврейской политики был бы северо-запад (современная Беларусь и Литва). В 1897 году в Вильно (ныне Вильнюс) появилась партия, которая вскоре стала главным конкурентом сионистов - Общий еврейский профсоюз, более известна своим названием на идиш “Bund”.

В первые годы своего существования Бунд не был партией в узком смысле этого слова. Скорее, это была зонтичная организация, объединяющая еврейские профсоюзы в региональных промышленных центрах. Но так как эти профсоюзы стали продвигать политические и экономические лозунги, то и Бунд превратился в партию. Более того, через год он стал основой для создания Российской социал-демократической рабочей партии и сформировал в ней автономный еврейский раздел.

Как организация Бунд была весьма новаторской. Прежде, чем их подхватили русские социал-демократы, Бунд проверил весь арсенал методов политической и экономической самоорганизации: забастовки, фонды взаимовыгоды, бойкот несправедливых работодателей и нарушение работы замещающих работников.

После начала своей деятельности среди еврейских общин, Бунд начал создавать свои филиалы и на украинских землях. Однако здесь ему пришлось столкнуться не только с основной фракцией сионистского движения, но и с другой политической организацией - Еврейской социал-демократической рабочей партией или Poale Zion (рабочие Сиона). Эта партия была основана за несколько лет до революции в Екатеринославе (ныне Днепр) и была направлена на создание синтеза сионизма и марксизма.

Основное отличие этих трех политических партий заключалось в их целях. Сионисты стремились организовать исход как можно большего числа евреев в Палестину. Их самой популярной идеей в то время было создание еврейских сельскохозяйственных колоний в Палестине и подготовка евреев к переезду туда.

Картинки по запросу Poale Zion

Хотя они не считали важным участвовать в гражданской жизни империи, они поддерживали Конституционно-демократическую партию во время выборов в Государственную Думу.

Идеологи Еврейской социал-демократической рабочей партии напротив, видели эмиграцию в Палестину как очень далекую возможность. Они считали, что улучшение экономической ситуации для тех, кто находится в неблагоприятном положении и защита их культурных интересов должны быть первоочередными.

В своем агитпропе сионисты в основном использовали иврит и относились к идишу с презрением. Рабочие Сиона, в свою очередь, считали идиш одним из еврейских национальных языков наряду с ивритом. Фактически, один из основателей, Бер Борохов, сегодня больше известен как лингвист и «отец идишской филологии», чем политический лидер.

Бундовцы по определению не поддерживали Алию (эмиграцию в Израиль), поэтому в центре их программы была национальная автономия в диаспоре. Они видели идиш как единственный национальный язык ашкеназских евреев.

Четвертое политическое движение - Еврейская народная партия (Folkspartei) - занимало аналогичную позицию относительно национальных вопросов. Она была создана Симоном Дубновым, одним из самых уважаемых еврейских историков того времени. Среди наиболее примечательных аспектов его программы была идея создания нетерриториальной еврейской автономии на глобальном уровне.

Хаим Житловский, основатель Социалистической еврейской рабочей партии, также активно поддерживал идею автономии. Несмотря на то, что Житловский стал политическим мыслителем и сторонником идишизма, созданная им политическая партия имела ограниченное влияние.

Однако было бы ошибкой сосредоточиться только на политических партиях. Непартийная организация гражданского общества, Союз достижения полных прав для еврейского народа, также имела большое политическое значение. Организация объединила различные силы: сионистов, основных сторонников автономии и даже ассимилистов, которые считали, что еврейское будущее заключается в отказе от их языка и групповой идентичности. Во время первых выборов в Государственную Думу, Союз поддерживал Конституционно-демократическую партию, которая требовала полного равенства для евреев. Бунд и Рабочие Сиона, напротив, бойкотировали голосование.

Картинки по запросу Poale Zion

Еврейские политические круги оставались разделенными до 1917 года. Затем, революция заставила евреев на практике реализовывать идеи национальной автономии. На юридическом уровне это было достигнуто как в Украине, так и в Литве. Скорее всего, самые активные сторонники автономии, в частности Еврейская народная партия и Бунд, практически не участвовали в ее реализации в Украине. Однако они активно участвовали в обсуждениях законопроектов автономии, которые состоялись в январе 1918 года.

Еврейские политические партии продолжали играть интересную роль и в первые дни Советской Украины и Беларуси. Только три еврейских формирования получили правовое положение в Советском Союзе - левый Бунд, Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия и Рабочие Сиона. Эти движения можно понимать как проявления еврейского национального коммунизма, похожие на украинский национальный коммунизм.

http://odessareview.com/wp-content/uploads/2017/11/5.jpg

Судьба еврейских национальных коммунистов была очень похожа на судьбу их украинских коллег. Бунд слился с Объединенной еврейской социалистической рабочей партией, чтобы сформировать коммунистический «Фарбанд», а позже был захвачен большевиками. Бывший лидер Бунда в Советской Украине Моше Рафес превратился в сторонника жесткой линии. Левое крыло Рабочих Сиона разделилось на более радикальную еврейскую коммунистическую партию, принятую большевиками в 1922-1923 годах, и более ортодоксальную еврейскую коммунистическую рабочую партию. Последнему суждено было стать последней законной небольшевистской партией в Советском Союзе. Она была разрушена только в 1928 году.

На протяжении всего начала XX века еврейские политические партии на украинских землях испытывали еще более страшную стратификацию, чем украинские. Разделения между автономистами, сионистами и ассимиляционистами были больше, чем все, что наблюдалось среди их соседей. Тем не менее, стороны существовали, функционировали и даже наладили плодотворное сотрудничество с нееврейскими политическими группами.

Источник: odessareview.com


Автор Сергей Гирик
Tags: #jewish, #Политика и общество, История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments