
«Пиратами Эдельвейса» их стали называть сотрудники гестапо. Цветок эдельвейса был одним из символов запрещенного нацистами молодежного союза «Бюндише югенд». А «пиратами» неформалов называли, потому что многие из них, покинув дом, добывали себе пропитание путем мелких краж. Время от времени они совершали налеты на магазины и продовольственные склады. Кличка, данная гестаповцами, прижилась в среде самих «пиратов», и они стали называть так сами себя.
Поначалу нацистские власти не обращали особого внимания на деятельность неформалов. Тех, кто попадался на кражах, арестовывали и отдавали под суд, но всерьез «пиратами» не занимались, не считая их серьезной угрозой режиму. Ситуация изменилась в 1942 году. Тогда в гестапо появилась информация, что «Пираты эдельвейса» помогают беглым военнопленным и узникам концлагерей и предоставляют укрытие евреям. Так оно и было на самом деле.
Например, в состав кельнской «пиратской» организации входили два еврея – братья Шварц. Укрываясь в Эренфельде – пригороде Кельна, ныне входящем в городскую черту – они смогли избежать депортации в лагеря смерти. Затем в подвал на улице Шенштайнштрассе, где нашли убежище братья Шварц, «пираты» привели еще трех евреев – Поля Урбата, а также мать и дочь Фридл и Рут Кремер. Молодые немецкие неформалы были убежденными противниками расовой теории.
После того, как гестапо изменило свою позицию по отношению к «Пиратам эдельвейса», их начали целенаправленно преследовать. В 1943 году в Дуйсбурге, Дюссельдорфе и Эссене были задержаны 739 человек, заподозренных в причастности к подпольной деятельности. Арестованных молодых людей, обвиненных в предательстве, отправляли в концлагеря. Тех, кому были предъявлены обвинения в дезертирстве, отправляли на Восточный фронт.
Тем не менее, «Пираты эдельвейса» продолжали действовать. В картотеке кельнского отделения гестапо накопились имена 3000 человек, прямо или косвенно связанных с нелегалами. В октябре 1944 года, когда Советская армия уже вторглась в Восточную Пруссию, а союзники приближались к границам Германии с запада, Гиммлер решил расправиться с непокорной немецкой молодежью.
25 октября начались массовые аресты активистов «Пиратов эдельвейса». Большинство из них были заключены в тюрьмы и концлагеря. Спустя две недели 13 человек, бывших, по данным гестапо, лидерами организации, казнили без суда и следствия. Их публично повесили на центральной площади Эренфельда. Некоторые из них были несовершеннолетними.
В 1982 году мемориальный комплекс «Яд ва-Шем» в Иерусалиме признал двух «пиратов» праведниками народов мира. Один из них – Бартель Шинк – был среди казненных в Эренфельде. Его друг Жан Юлих был освобожден из тюрьмы после падения нацистского режима. Когда их арестовали, они были совсем мальчишками. Шинку не исполнилось и 17-ти лет, Юлиху было 15. На месте казни лидеров «Пиратов эдельвейса» установлена мемориальная доска. Именами Шинка и Юлиха названы улицы в Кельне.
Борис Ентин, «Детали»
Journal information