Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

«Сусита»: чудище израильского автопрома



В новом фильме Ави Вайсблея об израильской легковушке «Сусита» рассказано, как в 60-х и 70-х годах в этом пластиковом ящике ездили люди, в то время как основатель компании был заподозрен в коррупционных схемах.

Эта машина родилась в условиях «арабского бойкота» с основным требованием, чтобы простота ее сборки соответствовала израильским небогатым возможностям. И как появилось это название – в честь древнего города к востоку от Галилейского моря, включившее в себя и слово «сус» – лошадь.




В наши дни в Израиле о «Сусите» обычно вспоминают с насмешливой улыбкой, несмотря на сладкую ностальгию. Старая израильская наклейка на бампере «Я – куча мусора, но у меня все еще впереди» могла легко быть вдохновлена именно этой машиной. А лично мне пожилой израильтянин как-то рассказал байку, что в «Сусите» делались два «дворника» вместо одного, но один из них – внутри. Чтобы вытирать плевки раздраженных водителей.

Susita была предметом национальной гордости, рожденной иллюзиями бедной молодой страны, которая тогда была свято уверена, что сможет стать автомобильной сверхдержавой. Решение импортировать автомобильные запчасти из Великобритании, поручить не вполне квалифицированным рабочим собирать их, покрывать стекловолокном и в конечном итоге заставить людей ездить в этой конструкции, безусловно, достойно быть зафиксированным в любой Книге рекордов – за сомнительность и бесшабашность.

Новый фильм «Susita» (английское название: «Desert Tested» – «Испытана пустыней») создан израильским режиссером и продюсером Ави Вайсблеем, чьи предыдущие документальные фильмы тоже исследуют израильские символы ушедших эпох. Например, «Государство за кулисами» – о Декларации независимости и «Убийство» – об убийстве сионистского лидера Хаима Арлозорова. А в фильме о «Сусите» Вайсблей прослеживает увлекательную историю автомобильного завода, открытого в 1960-х и 1970-х годах сначала в Хайфе, а затем в соседнем Тират-Ха-Кармеле.




1143090359.jpg
 Модель Susita 1965 Cube (слева) и пикап 1960 года. Фото: Alon Ron

Он берет интервью, а его собеседники сидят на заднем сиденье «Суситы». Их рассказы по кусочку раскрывают запутанную историю.

Вайсблей превращает бизнес-историю в драму. Два разработчика автомобилей соперничали, пока один не сокрушил другого. В другое время и в другом месте этот амбициозный прожект мог бы переродиться в прибыльное производство автомобилей высокого качества и содержать тысячи семей в течение многих лет.

В фильме вспоминается множество анекдотичных случаев. Например, как отправленная на автосалон в Нью-Йорк «Сусита» по дороге развалилась. Или как для смешивания композитного материала – вручную! – использовались ночные горшки.

На одной из архивных видеозаписей видно, как продавец бьет по «Сусите» деревянной доской: видимо, чтобы убедить покупателя, что эта «лошадь» – сильное животное. Тем не менее в дорожно-транспортных происшествиях десятки «Сусит» превращались в груды хлама вместе с несчастными пассажирами.

В документальном фильме особенно интересно то, как Вайсблей показывает, что на самом деле под солнцем нет ничего нового. Коррупция, мошенничество и крупные денежные связи с государством позволили открыть завод и поддерживали его почти два десятилетия.

Это в конце концов и привело это предприятие к краху, и именно так говорится в громком обвинительном заключении, предъявленном Ицхаку Шубинскому, человеку, стоявшему за «Суситой». В этом уверены многие люди, у которых брали интервью для фильма.

Шубинский взяткой министру финансов заставил государство вложить в завод миллионы, а затем с огромной скидкой продавал автомобили правительственным чиновникам и высшим военным. Взамен армия и министерства каждый год на государственные деньги покупали сотни его машин. Уже тогда началось то, что сегодня стало для политиков и премьер-министров почти обычным.

1412475271.jpg

Модель спортивного автомобиля Susita в Израильском музее грузовиков и транспорта в Рамле. 2011 год. Фото: Dror Artzi

«Сусита» / «Испытана пустыней» интересно снята и смонтирована. Вайсблей эффективно использует музыку Амита Познанского и мультипликацию, чтобы вдохнуть жизнь в «говорящие головы» и архивные материалы. Это подробная, забавная, серьезная и даже слегка грустная история об произведенном сомнительными методами автомобиле, похожем на «Трабант» или советскую «инвалидку».

Но ближе к концу фильма мы узнаём, что суд снял с Шубинского все предъявленные обвинения. Так была коррупция или нет? «Смазывал колеса» Шубинский в армии и министерствах – или нет?

Вайсблей сбивает зрителей с толку. Вместо того, чтобы пролить свет на этот ключевой вопрос, он завершает фильм, как он говорит, еще одним анекдотом. Анекдот звучит по меньшей мере странно: «Шубинский погиб, когда его машина из стеклопластика врезалась в дерево».

На самом деле в конце июля 1981 года у Шубинского за рулем Суситы случился сердечный приступ, он съехал с дороги Сдерот Хацви в Хайфе, врезался в дерево и погиб.

«Сусита» Ави Вайсблея будет показана на крупнейшем израильском потоковом сервисе Yes Docu.

А теперь подробнее о машине

Сусита (англ. Susita, ивр. סוסיתא)


Как первые полностью «сине-белые» машины получили свое название и действительно ли верблюдам нравилось их грызть?

Первый автомобиль в ишуве собрали в 1935 году. Это был Standard Karmel по британской лицензии (концерн Austin-Rover). Но выпустив два десятка машин, компания разорилась. стандард 1935года, Англия.JPG Standard. 1935 год

Через три года после провозглашения государства инженер Эфраим Илин создал компанию Kaiser Frazer Israel Ltd. (Kfris), получил у американского гиганта Kaiser-Frazer лицензии на сборку легковых Manhattan Delux и Henry J, джипов и пикапов Willys для армии и полиции.

манхэттен делюх 1949_Kaiser.jpg

Manhattan Delux. 1949 год

1280px-1951_Henry_J.jpg

Henry J. 1951 год

Контракты с государством оказались для израильского автопрома огромной поддержкой, как и система оборонных заказов в СССР. Радиофицированные и вооруженные Виллисы долго жили в израильской армии и воевали в Синайской кампании 1956 года, Шестидневной войне 1967 года, Войне Судного дня 1973 года.

5753c2ecafad1_318776b.jpg

Редкое фото. Солдат ЦАХАЛа на джипе. Синайская кампания 1956 года

Еще через год Илин через японскую компанию купил у Renault лицензию на легковые Hino Contessa.

Contessa1300.jpg

Hino Contessa 1300

Помимо госзаказов, правительство считало частный автомобиль роскошью и настаивало на отправке большинства машин на экспорт – как и в СССР того периода.

Kaiser_Frazer_to_Finland.jpg 1952.jpg

Kaiser-Frazer Manhattan отправляются на экспорт из Израиля в Финляндию. 1952 год

Но еще через пять лет Илин был вынужден продать предприятие вместе со всеми лицензиями новому конкуренту – Autocars промышленника Ицхака Шубинского и инженера Ладислава Шнеллера. К выпускаемым лицензионным машинам в Autocars добавились британский Triumph и трехколесный Reliant Regal.

66dbb5db2c5ffeb2902cfed9b68bc5db.jpg

Reliant Regal. 1968 год

В начале 60-х годов Израиль был подвергнут так называемому «арабскому бойкоту», чему-то типа современных «санкций», в том числе крупнейшими мировыми автомобильными компаниями. Чтобы не терять крупных покупателей арабского мира, они прекратили поставки автомобилей в Израиль. Лицензии продавались по-прежнему, а вот двигатели закупались через подставные компании за границей, что сильно напоминает пути закупок компьютеров в Советском Союзе во времена CoCom’а.

Это вызвало потребность разработать машину, сборка которой была бы основана на возможностях маленькой страны. Reliant спроектировал прототип, прибывший в 1958 году. Кузов сделали из стекловолокна – из-за санкций на поставки металла из-за границы и огромных инвестиций, потребных для строительства металлургического производства.

Ради рекламы новой машины Autocars объявил конкурс на ее название с денежным призом в 500 израильских фунтов (валюта, которая предшествовала новому израильскому шекелю).

Реклама в газете Haaretz, 1959.jpg

Autocars объявил конкурс на звание первого израильского автомобиля. Реклама в газете Haaretz, 1959 год

Кажется, вся страна хотела участвовать в историческом наречении именем первого израильского автомобиля. В хайфский офис Autocars прислали свои варианты многие тысячи участников, а лично пришло больше двух тысяч.

Как и многие в Израиле, студент Йосеф Шув, недавно женившийся и живший в Реховоте, увидел объявление в газете. Озарение настигло его в ванной. «Я сказал себе: сейчас или никогда, – вспоминает он, – и сразу подумал о названиях исторических мест. Израильская машина должна быть названа в честь израильского места. Сусита – древний город к востоку от Галилейского моря, и я сразу понял, что это необычно».

Название включает в себя еврейское слово «сус» – лошадь. Древнее название города на греческом языке Hippos означает то же самое. Так что для машины это оказалось очень подходящим.

640px-Sussita_-_Aerial_photography_April_2017.jpg

Аэрофотоснимок археологических раскопок в Сусите. Фото: Майкл Айзенберг, 2017 год

В последнюю неделю 1959 года Шуву сообщили, что «Сусита» выбрана из многих тысяч. Но Шув был не одинок в своем озарении. Еще шестеро предложили то же самое. Поэтому руководство Autocars провело лотерею, и именно здесь в игру вступила удача Шува. Эта сумма для новобрачного оказалась большим подарком.

Это был не конец отношений Шува с Суситой. Он настоял на том, чтобы самому увидеть завод и посмотреть, как сошла с конвейера первая массовая машина. Позже он осуществил еще одну мечту, когда по большой скидке от Autocars купил свою первую Суситу. Она вскоре попала в аварию. К счастью, сам Шув не пострадал.

Столкновение Суситы и Рено, Champion Field Road, Рамат-Ган, вероятно, 1964.jpg

Авария с участием первой Суситы Шувов. Снято в Рамат-Гане. 1964 год.

Новый автомобильный энтузиаст использовал страховые деньги, чтобы купить вторую Суситу.

יוסף-שוב_סוסיתא-3-768x561.jpg

Вторая Сусита. Снято в 1968 году во дворе дома семьи Шувов в Ганей-Ам. Сара Шув за рулем. Фото: Йосеф Шув

Позже он обменял ее на третью – на этот раз универсал.

יוסף-שוב_סוסיתא-6.jpg

Третья Сусита, перевозящая герберы, 1972. Фото: Йосеф Шув.

Когда в 1972 году семья переехала в Соединенные Штаты на год, Йосеф расстался со своей Суситой навсегда.

Sabra-GT-Coupe-Autocars-Co.-Ltd.jpg

Автозавод в Хайфе. Autocars Sabra CN-coupe был результатом партнерства Reliant и Autocars в целях создания спортивного автомобиля для выхода на американский рынок. 1960-е годы

Между войнами 1967 и 1973 годов страна несла военные расходы. Была прекращена практика госзаказов, и в 1971 году Autocar обанкротился, был продан и стал Rom Carmel Industries. Только в 1977 году они частично восстановили выпуск Сусит. Но всего на четыре года.

После войны Судного дня «арабский бойкот» рассосался. Международные автогиганты вернулись на израильский рынок. Это убило израильский автопром. К середине 80-ых израильские производители сдались. Но они смогли выжить, опять вернувшись в оборону и начав производить специальные автомобили.

Помимо наречения Суситы, тогдашнему студенту удалось еще кое-чего достичь. Доктор Йосеф Шув – мировой эксперт и селекционер цветов герберов, за свою работу он получил премию Министерства сельского хозяйства Израиля.

יוסף-שוב_בחממה-בגני-עם_1983-768x1132.jpg

Доктор Йосеф Шув в теплице Ганей Ам, 1983 год

Ранние Суситы имели кузов из стекловолокна, крепившийся к раме деревянным каркасом. Пол частично состоял из фанеры. Это был примитивный продукт, но за счет качественных моторов Triumph и Reliant машины оказались долговечными, и хотя были неэстетичны и непрочны, но легко ремонтировались. Распространился миф, что верблюды находят стекловолокно аппетитным и часто отдирают части автомобиля. Это объясняло, почему в машинах на улицах часто недостает кузовных элементов.

В одном из интервью доктору Шуву задали вопрос, действительно ли первый израильский автомобиль был деликатесом для голодных верблюдов в пустыне? «Этот миф – чепуха», – однозначно ответил он. Как отмеченный наградами эксперт по сельскому хозяйству, он знал, о чем говорил.

Некоторые факты статьи почерпнуты из интервью Моран Шув, взятого ею у отца.

Мария Якубович
https://stmegi.com/posts/72898/susita-pervyy-izrailskiy-avtomobil-i-istoriya-ego-imeni/
https://stmegi.com/posts/83843/susita-dokumentalnyy-film-ob-izrailskoy-mashine-na-fone-kotoroy-dazhe-trabant-vyglyadel-neplokho/



Tags: Израиль, История и культура, автомобили
Subscribe

Posts from This Journal “автомобили” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments