Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Detaly.co.il: Раскрыта еще одна библейская тайна

Archeology_Schuster_Clara Amit

Основываясь на 307 глиняных сосудах библейской эпохи с удивительной общей чертой и заказах армии США на перчатки, израильские археологи раскрыли древнюю тайну: они сумели определить, что такое библейская «ширина ладони».


«И сделай стол из дерева ситтим, длиною в два локтя, шириною в локоть, и вышиною в полтора локтя, и обложи его золотом чистым, и сделай вокруг него золотой венец. И сделай вокруг него стенки в ладонь и у стенок его сделай золотой венец вокруг» (Исход, 25:23-25).

Насколько велика «ладонь» – единица измерения, упоминаемая в Библии? Талмуд поясняет, что «тефах», ширина ладони, эквивалентен четырем пальцам. Это не имеет смысла, если не знать размер ладони. Теперь команда израильских археологов из Еврейского университета и Управления древностей Израиля говорит, что, возможно, они смогли определить размеры загадочной библейской ладони с помощью 307 древних глиняных сосудов.

В кувшинах из разных мест и времен оказалось нечто совершенно неожиданное
A Judean "LMLK" jar

До появления пластика люди хранили жидкости в керамических сосудах самых разных форм и размеров. Можно было бы ожидать, что их горловины тоже будут разной ширины. Но это не так – по крайней мере, в случае кувшинов, производимых в различных частях нынешнего Израиля на протяжении железного века, утверждают Орталь Харуш из Еврейского университета, Авшалом Карасик из Управления древностей Израиля и Узи Смолянский из НИИ им. Вейцмана.

Внутренний край горлышек кувшинов, найденных в трех разных местах, имеет одинаковый диаметр. Археологи подозревают, что практически равномерный диаметр показывает ширину ладони.

Диаметр горловины сосудов примерно равен размеру средней мужской ладони, объясняют трое упомянутых специалистов в статье, опубликованной на прошлой неделе. Как мы узнаем среднюю ширину мужской ладони сегодня? На основе заказов на перчатки армии США. Средний размер американских армейских перчаток составляет 8,67 см, плюс-минус 0,48 см.

Исследователи добавляют, что люди стали выше ростом, поскольку в наше время их питание улучшилось, но размер рук не изменился. «Диаметр горловин соответствует антропометрическим измерениям ладони мужчины», – объясняют они. Другими словами, по их мнению, гончары делали горловину под ширину своей ладони.


Самые старые кувшины найдены в Хирбет-Кайяфе – месте периода Первого Храма в долине Эла в 30 км к юго-западу от Иерусалима. Связанная с Иудейским царством, Кайяфа известна тем, что там находился разрушенный дворец, который некоторые считают дворцом царя Давида. Кроме того, в Кайяфе была найдена антропогенная статуэтка, о которой археолог Йоси Гарфинкель из Еврейского университета предположил, что она может изображать лицо Яхве (это предположение было встречено критикой).

«Большинство кувшинов Кайяфы были сделаны из одинаковой глины – это позволяет предположить, что они были изготовлены в одной гончарной мастерской», – пишут авторы. Сосуды имели объем от 20 до 40 литров, похожие формы и гончарные клейма на ручках.

Вторая группа кувшинов имеет совершенно другую форму, чем изделия из Кайяфы, и датируется IX веком до новой эры. Они имели объем от 30 до 50 литров и были типичны для северного Израиля железного века. На некоторых были гончарные клейма.
Jar from Qeiyafa with Canaanite inscription written in ancient Canaanite scription “Eshba’al Ben Bada.’”
Третью группу составили кувшины из Иудеи, в том числе кувшины с клеймами на ручках, указывающими на то, что сосуды принадлежали царю. Это были стандартные кувшины для хранения жидкостей, вина и масла, также объемом от 30 до 50 литров. Археологи сходятся во мнении, что эти сосуды свидетельствуют о существовании сильной административной системы.
Storage jar handles from Khirbet Qeiyafa.

Кроме того, археологи контролировали работу с кувшинами из древнеримского поселения недалеко от современного Шуафата, датируемого I веком. «Ширина горлышек этих кувшинов отличалась - как правило, она была меньше», – сказал Карасик.

На вопрос, почему они не изучали кувшины в более широком диапазоне времени, Карасик ответил, что они изучали и другие сосуды. Но ради академической строгости и порядка они написали о сосудах, описанных выше, и были удивлены, обнаружив это единообразие в ширине горловин на протяжении примерно 350 лет в разных частях страны.

Это наводит на мысль, что ширина горлышка сосуда имела значение. Очевидно, что не все сосуды в мире имеют одинаковый диаметр горлышка, поэтому такая ширина не могла быть случайной.

Авторы отмечают, что кувшины для хранения должны быть удобными и легко очищаемыми, потому что они использовались более одного раза. Элегантные, но слишком тонкие горловины не подходили. Также маловероятно, что на протяжении 350 лет в разных частях Израиля использовали какую-то одну стандартную пробку.

Но у археологов было другое интересное утверждение, связанное с приверженностью евреев ритуальной чистоте. Почему в более поздние времена евреи использовали каменную посуду и столовые приборы? Потому что по традиции, если камень загрязнился, его можно было очистить. Но не керамику. Если его коснется свинья, нужно разбить драгоценный сосуд.

Также керамические кувшины нельзя даже оставлять рядом с трупами: «Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто придет в шатер, и все, что в шатре, нечисто будет семь дней; всякий открытый сосуд, который не обвязан и не покрыт, нечист» (Числа, 19:14-15).

Таким образом, содержимое сосудов для хранения могло стать нечистым из-за чего-либо; и примерно две тысячи лет спустя Маймонид и другие мудрецы разъясняли это в мидраше.

«Скверна не входит в сосуд и не выходит из него, если отверстие сосуда меньше ладони», – писал Маймонид. Он добавил, что в этом стихе говорится о «керамическом сосуде, потому что это – сосуд, в который скверна может проникнуть только через отверстие».

Итак: в железном веке в Иудейском царстве кувшины для хранения различались по форме и размеру, но имели одинаковую ширину горлышка, которая, возможно, по своему стандарту соответствовала ширине ладони.

Рут Шустер, «ХаАрец».
Tags: Археология, Израиль, История и культура
Subscribe

Posts from This Journal “Археология” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment