Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Йоаш Цидон и его фотографии войны 1973 г.

Полковник Йоаш Цидон (Чатто, 1926-2015) – один из первых боевых лётчиков ВВС, прошедших обучение в Израиле. Родился в Румынии, репатриировался в 1941 г. в рамках молодёжной репатриации («Алият hа-Ноар»), одна из последних групп, которые смогли покинуть Европу до Катастрофы. В 1943 г. присоединился к полевым частям организации «Хагана» (ХИШ), был радистом, прошёл курсы командиров отделений, курс командиров взводов, курс минного дела, курс радиосвязи и ряд других. С 1945 г. в морском подразделении ПАЛьМАХ (ПАЛьЯМ). Участвовал в организации нелегальной репатриации евреев Европы («hа-Моссад ле-Алия Бет»). В 1946-1947 гг. находился в британском лагере заключения для пойманных нелегальных репатриантов на Кипре, занимался различной подпольной деятельностью от имени «Хагана».


Полковник Йоаш Цидон (слева) у самолёта «Вотур» IIA.


Вернулся в Эрец-Исраэль летом 1947 г. С началом Войны за Независимость воевал в Иерусалиме, – командовал автоколоннами снабжения, далее радиостанцией города. Далее – офицер связи, разведки, наблюдения и координации с бригадой «Харэль» в подразделении ВВС в Иерусалиме. С июня 1948 г. – на лётном курсе 2, первом лётном курсе, полностью проводившемся в Израиле. Параллельно – командир команды бомбардиров («Цевет Метиланей Авир»), сбрасывавших бомбы из транспортных самолётов С-46 и С-47 (по другим данным, начал лётный курс в декабре 1949 г.).

Закончил лётный курс в конце 1950 г. как лётчик боевых самолётов. Служил 101-й эскадрилье, параллельно являясь офицером связи ВВС и ВМС. В 1951 г. стал первым израильским лётчиком-испытателем. В рамках этой должности, а также других должностей в ВВС, летал на десятках типов самолётов, включая транспортные, а также на вертолётах.

В 1954 г. прошёл переподготовку на реактивные самолёты «Метеор». 01.09.55 участвовал как ведомый в воздушном бою с 4 египетскими «Вампирами». 2 «Вампира» были сбиты ведущим (Ахарон Йоэли), преследовать оставшиеся на территорию Египта было запрещено.

В сентябре 1955 г. выехал в Великобританию, тренировался в ночном и всепогодном перехвате. В августе 1956 г. основал в ВВС 119-ю эскадрилью «hа-Аталеф» («Летучая мышь») – эскадрилью ночных истребителей ВВС, в тот период это были «Метеор» NF-13 (официальная дата создания эскадрильи – 08.09.56). Дал ей девиз, используемый по сей день: «Бэ-Йом, бэ-Лейль, бэ-Арафель» («Днём, ночью, в тумане»).

За сутки до операции «Кадеш» (война 1956 г.), в ночь 28/29.10.56, участвовал в операции «Тарнеголь». Над Средиземным морем самолёт, пилотируемый Цидоном, штурманом был Элишиб Брош (Шиби), первый штурман боевых самолётов ВВС, сбил египетский Ил-14, возвращавшийся из Сирии. На самолёте было 16 высокопоставленных офицеров ГШ Египта. Должен был быть и НГШ  Египта, генерал Абдель Хаким Амер, но он не сел на самолёт. В период самой войны Цидон участвовал в разведывательных вылетах.

В последующий период, параллельно с командованием 119-й эскадрильей, возглавлял проект приёма на вооружения самолётов «Вотур». В 1959 г. возглавил сектор («Мадор») вооружения во 2-м направлении штаба ВВС («Анаф Авир/2»). Учился в Технионе и во Франции. Был заместителем командира авиабазы Тель-Ноф, в 1962-1963 гг. занимался опросами приёма на вооружение ЗРК «Хок». Был командиром 2-го направления в штабе ВВС («Рош Анаф Авир/2»), данное направление занималось вопросами вооружений ВВС, технологической разведкой, испытательными полётами, проверкой эффективности систем. В конце 1966 г. демобилизовался с военной службы.

Интересно отметить, что в рамках своей должности в 1964 г. Цидон договорился с компанией Sud Aviation (разработчик и производитель «Вотур») о создании его более мощного варианта, «Супер Вотур» с последующим его лицензионным производством в Израиле. Самолёт должен был иметь 2 двигателя Rolls-Royce Spey, радиус действия 2,700 км (по сравнению с 1,000-1,200 км у «Вотур»), максимальную скорость 0.9М (соответствовала максимальной скорости «Вотур»). Кроме того, «Супер Вотур» нёс большую боевую нагрузку, имел лучшую манёвренность (а значит мог постоять за себя в оборонительном воздушном бою), был способен к длительному полёту на предельно малой высоте, имел более короткие взлёт и посадку. Кроме того, имел современную прицельно-навигационную систему.  Внешне самолёт напоминал несколько удлинённый «Вотур» с укороченными крыльями.  В конце-концов из этой идеи ничего не вышло: в ВВС было много её противников, к тому же параллельно рассматривалось альтернативное предложение Dassault Aviation, также в конце-концов отвергнутое (возможно речь идёт о Mirage IV).

В войне 1967 г. летал как резервист на «Вотуре». Среди прочего – вылеты против ЗРК С-75 в Египте. Далее в рамках резервной службы в основном был офицером координации ВВС и СВ («Кцин Кишур»). В 1973 г. начал переучивание на «Скайхок» («Вотур» сняли с вооружения начале 1972 г.).

Во время войны 1973 г. был офицером связи 162-й дивизии, далее в штабе операции «Ор Ярок», а после её отмены – в штабе 143-й дивизии. После завершения боёв возглавлял команду, расследовавшую участие ВВС в войне с точки зрения поддержки СВ. Всего в этот период он прослужил в резерве 11 месяцев подряд.

В 1976 г. он прошёл переучивание на свой последний самолёт в ВВС – новейшую модель «Скайхока», A-4N. Продолжал службу в резерве до 1984 г.

В гражданской жизни занимался созданием и руководством промышленными предприятиями и др. руководящей работой, был членом партий «Цомет» и «Ликуд», в 1988-1992 гг. был депутатом Кнессета 12-го созыва от партии «Цомет». Занимался общественной деятельностью. Автор ряда книг и статей. Отец 3 детей, каждый из которых занял важные должности в израильской науке и экономике. Скончался 08.07.15 в возрасте 88 лет.

Фото ниже были сделаны Цидоном в период после окончания боёв Войны Судного дня (24.10.73). На фото мосты через Суэцкий канал, разбитая в ходе боёв техника, ПУ ЗРК С-75, авиабаза Фаид («Басис Нахшон» в АОИ). На последнем фото – тень самолёта «Норд», с борта которого Цидон сделал эти фотографии.
















[источники]
Tags: Израиль, История и культура, ЦАХАЛ
Subscribe

Posts from This Journal “ЦАХАЛ” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments