Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Дольмены Израиля

Не так давно Управление древностей и исследователи колледжа Тель-Хай сообщили о нескольких мегалитических дольменах, найденных в четырёх различных местах Галилеи и Голанских высот…

Один из них имеет огромное значение не только благодаря гигантскому размеру, но и удивительным изображениям, на которые удалось взглянуть воочию, так как сооружение находится на Голанских высотах, в непосредственной близости от кибуца Шамир, в месте под названием «Тропа дольменов».

Дольменами принято называть монументальные конструкции из вертикально установленных камней, накрытых сверху большим камнем или плитой. Большинство из них окружено грудами камней разной величины.

Фото Рами Юдовина: Дольмен на «Тропе Дольменов»

Стандартная форма дольмена напоминает каменный стол. Самое удивительное, что дольмены находят не только на Ближнем Востоке, Египте, Кавказе, Греции, но и  в северной Европе и даже Корее.

Считается, что они служили в качестве своеобразных могильников, семейных гробниц. Предполагается, что по количеству дольменов можно высчитать примерное число жителей, проживавших в непосредственной близости от первых мемориальных кладбищ.

В районе Голанских высот на данный момент найдено более 6000 мегалитических захоронений. Практически они находятся недалеко друг от друга, поэтому можно рассматривать всю эту красивейшую местность как один исторический памятник.

Самый удивительный объект – Руджм Эль-Хири, о котором мы также расскажем.

Видя огромные, определённой структуры и формы сооружения, задаёшься вопросом: «Ради чего нужно было тратить столько энергии, времени, сил и средств?»

Похоже, древние люди, жившие около пяти, а то и шести тысяч лет назад, лёгких путей не искали.

Если бы нам удалось разгадать загадку дольменов, то, возможно, мы смогли бы понять зарождение религиозного мышления, которое, несмотря на свои разные формы, в той или иной степени свойственно практически всем современным людям.

Поэтому естественно допустить, что существует связь между дольменами в Руджм эль-Хири и «Тропой дольменов», так как эти объекты находятся относительно недалеко друг от друга, в северной части современного Израиля и, похоже, свидетельствуют об одной культурной традиции.

Как правило, недалеко от скопления дольменов расположены поселения, в которых жили строители этих сооружений.  Буквально в двадцати-тридцати минутах неспешной ходьбы в окрестностях комплекса Руджм эль-Хири  археологи обнаружили дома времён халколита.

Фото Михаила Луцкера: «Развалины поселения времён халколита рядом с комплексом Руджм эль-Хири»

Замечена некая закономерность: дольмены обычно строили на относительно ровных площадках и что немаловажно —  в хорошо освещённых солнцем местах. В ходе исследования главного дольмена в Руджм эль-Хири была выявлена связь между движением солнца и расположением камней сакральной камеры комплекса.

В центре помещения находится каменная плита с многочисленными насечками, о предназначении которых можно лишь гадать.

Благодаря прецессии (явление, при котором ось вращения тела меняет своё направление в пространстве) можно вычислить время, в которое солнечные лучи сквозь специально сложенные определённым образом мегалиты  попадали на ритуальный стол, освещая его.

Речь идёт о начале четвёртого тысячелетия до н. э. И по сей день, во время летнего солнцестояния, в утреннее время, лучи проникают внутрь камеры, создавая удивительное ощущение причастности к гению древних, для которых астрономические явления имели большое  значение.

На постройку Руджм эль-Хири было использовано камней общей массой около 50 тысяч тонн. Сам комплекс диаметром 160 метров. Примерный объём трудоёмких работ занимал не менее 120 тысяч рабочих дней. Нужно было тщательно спланировать проект, обеспечивать всем необходимым строителей, транспортировать на объект тяжелейшие базальтовые камни.  Всё это требовало не только значительных ресурсов, но главное – огромной мотивации, упорства и дисциплины, что возможно только в хорошо организованном обществе с чёткой структурой и иерархией. Кочевым группам создать подобное было не под силу.

Фото Михаила Луцкера: «Руджм эль Хири, вид сверху»

Убедить людей тратить столько времени и сил на ритуальные комплексы, не  имеющие практического значения в мире, в котором практически не было излишков,  – сложная задача.

Так что вероятны не только мистические причины (которые из-за сложности конструкции, скорее всего, являются основными), но и реалистические мотивы: например, для вычисления времени посева.

А теперь вернёмся к дольмену, находящемуся на Шамирском поле, в тридцати километрах к юго-востоку от Руджм эль-Хири.

Поле дольменов возле кибуца Шамир возвышается на 150 метров над долиной Хула и простирается на несколько километров, часть сооружений построена на базальтовых склонах, таким образом древние строители облегчили проблему транспортировки, однако большинство дольменов установлено над склонами и между склонами, это значит, что огромные камни были перенесены на значительное расстояние.

Один из самых больших дольменов на Ближнем Востоке находится именно здесь. Центральная камера окружена каменным валом базальтовых камней диаметром 20 метров, общий вес которых составляет примерно 400 тонн.

Гигантский курган построен на склоне, нижняя, западная, часть вала частично разрушилась, что позволило выявить две стадии строительства.  На первом этапе строители определили окружность, отметив её линией огромных валунов. К углам основной камеры пристроили две небольшие камеры.  На втором этапе каменный вал был расширен до нынешнего размера, а центральная камера —  в двух других углах. Трудно сказать, сколько прошло времени между двумя этапами строительства. Возможно, расширение постройки связано с дополнительными захоронениями.

Вход в дольмен закрывался замковым камнем. В нашем случае верхний замковый камень неправильной формы имеет в длину около четырёх метров, его ширина  — три с половиной метра, толщина – метр двадцать, а вес… пятьдесят тонн.

Размеры внутреннего пространства центральной камеры: три метра в длину, два метра в ширину и метр семьдесят в высоту. Немудрено, что дольмены такого размера породили истории о гигантах, сыновьях богов.

Однако самое интересное было обнаружено в юго-восточном углу. Перед нашим взором предстают вырезанные на потолке символические изображения. Около 15 практически одинаковых фигур, каждая из которых – 20-25 см. Лично мне они напоминают птиц.

Древний умелец, чтобы сделать эти фигуры тысячи лет назад, выдолбил на базальтовом камне дугообразные формы, используя долото или топор, может быть и то и другое, трудно сказать,  из какого материала был инструмент, возможно из кремния или металла.

Художник показал полёт «птиц»: они двигаются   в одном направлении, с северо-востока на юго-запад.  Они смутно напоминают «ласточек» из поэмы «Об Акхите», о которой мы более подробно поговорим ниже, и  каким-то образом связаны с фигурами из дольмена: «Тогда Данулу, муж рапаитский, тогда-то герой, муж харнамийский, быка заколол для Пригожих, кормил Пригожих и поил дочерей [Сияю]щего, ласточек» (Об Акхите 1:29-32).

Управление Древностей Израиля: «рисунок поверх изображений Хагит Тахан, фото: Янив Берман»

На данный момент — это единственный дольмен с такими изображениями, известный в Леванте.

Кстати, существуют два сооружения с наскальными изображениями в Йемене, в Вади-Сар, они датируются концом четвёртого тысячелетия до н.э. Гравировка геометрических фигур в форме прямоугольных повторяющихся зубцов и колец сделана на внутренней поверхности вертикальных камней и на внешней стороне замкового камня.

Не без основания можно предположить, что на потолке шамирского дольмена мы видим изображения духов предков, покинувших мир, а может быть существ, наподобие ангелов, прилетающих за душами умерших. Вместе с тем возле входа в камеру с правой стороны можно заметить изображение головы, напоминающей баранью.

В центральной камере были найдены фрагменты человеческих костей.  Экспертиза выявила останки как минимум трёх человек: взрослого мужчины 35-45 лет, женщины и ребёнка 8-10 лет. Все они были похоронены в разное время. Останки могут быть более позднего периода, чем постройка дольмена, так как из-за специфического климата и длительного времени крайне плохо сохраняется органика.

К сожалению, из-за плохой сохранности костей пока ещё не удалось определить их возраст. Однако керамику, найденную рядом с останками людей, датируют примерно 2000 гг. до н.э. Впрочем, в этом самом дольмене были найдены осколки посуды римского периода, что говорит об использовании древнейшего захоронения в поздние исторические времена. Более того,  найденные останки человеческих захоронений и  сдвинутые в сторону кости свидетельствует  также о повторных захоронениях, т.е.  скелетированные останки могут не иметь отношения к первичному захоронению.

В дольмене хранились украшения – разноцветные бусины, а также несколько кусочков металла. Некоторые вещи, например бусины, относятся к средней бронзе (2000-1550  гг. до н. э.), а значит,  вполне вероятно, что  и обнаруженные захоронения, по крайней мере некоторые из них, относятся к более позднему времени. Или… по какой-то причине, потомки почтили предков дорогими подарками?

Как мы видим, по многим причинам   датировка дольменов —  крайне сложная задача, к тому же многие из них   были разграблены. Однако на основании отсутствия керамики учёные относят часть левантийских дольменов к докерамическому неолиту PPNB (8 800 – 6500 гг. до н.э.), халколиту, а большинство к ранней бронзе (3800-2400 гг. до н.э.).

Не так давно появился новый способ датировки.  Для анализа добывается песок из толщи камней и замеряется уровень естественной радиации.  Метод был опробован доктором археологии Михаэлем Фрейкманом (Еврейский Университет Иерусалима) на одном из самых загадочных и удивительных мегалитических объектов Руджм эль-Хири, прозванном  «Колесо духов».

Михаэль смог блестяще доказать, используя не только радиоуглеродный метод датировки, но и данные археологии местности, что речь идёт о постройке периода халколита (медно-каменного века).

Дольмены Голанских высот имеют значительные отличия от более поздних дольменов, например Вади Зарка (Иордания), хотя захоронение в них было обычной практикой в начале бронзового века. Если первые были построены из тяжелейших базальтовых камней, окружены каменным валом, то вторые — из известняка и песчаника.

Сотни шамирских дольменов построены в одном архитектурном стиле: центральная прямоугольная камера, окружённая хорошо сложенным круговым валом, а сверху огромный замковый камень, который виден с большого расстояния. Единый стиль существовал несколько тысяч лет, а значит, строители столь длительное время придерживались одного культурного кода, традиции и…  не часто страдали от вторжений извне, так как смогли сохранить свою самобытность. 

Почти ни в одном дольмене нашего региона не найдено изображений, одно из немногих исключений – дольмен из заповедника Иеудия (Голанские высоты). На стене камня, обращённого внутрь, совсем недавно заметили высеченные изображения рогатых животных: диких коров, горных козлов, африканских антилоп.

Управление Древностей Израиля: фото Янива Бермана: «Изображение животных»

Управление Древностей Израиля: «рисунок поверх изображений животных Хагит Тахан, фото Янива Бермана»

На одной стене изображено шесть рогатых животных, каждое из которых отличается по размеру. На противоположной стороне с трудом угадывается однорогое животное. На третьей стене выгравированы три «креста» внутри прямоугольника. Можно предположить, что речь идёт об обращении к духам предков, магическом обряде, служащем помочь охотникам.

На керамике халколитического периода (примерно 3600 года до н.э.), найденной на территории современного Израиля, мы видим очень похожие мотивы, не только рогатых животных, но и крестов.

На дольменном поле Кирьят Шмоны (север Израиля) был найден совершенно уникальный замковый камень. На нём проделаны искусственные прорези. Два одинаковых пропила, расположенные на одной линии, напоминают глаза, а длинная нижняя линия – рот, с трудом, но можно заметить очертания носа. «Лицо», похожее на смайлик социальных сетей, обращено к небу.  Самое удивительное, что даже за пределами Леванта не найдено ничего подобного.

Человечество развивалось медленно: ритуалы, обряды и верования существовали тысячелетиями. Традиции не всегда исчезали, а причудливо трансформировались, приняв иные формы, дожили до наших дней.

Например, люди до сих пор почитают умерших предков, приносят на могилы камешки, цветы, нередко питьё, алкогольные напитки.

Угаритское поэтическое повествование  «Об Акхите» совершенно удивительным образом донесло отголоски верований строителей дольменов. Считается, что поэма была записана в Угарите в середине XIV в. до н.э. по приказанию царя НикмаддуII в качестве его сакрального дара писцом Или-Мильку со слов верховного жреца Аттин-Парлану. В 1931 году во время раскопок храма Баала были найдены три глиняные таблицы с частично повреждённым угаритским клинописным текстом.

Нас интересуют ханаанские повествования не только в связи с попыткой разгадать тайну дольменов, но и  в основном из-за изучения единого культурного пространства народа Библии и хананеян. Например, в книге пророка Иезекиила говорится о трёх самых праведных мужах: Ное, Данэле и Иове. Обратите внимание, что все они не сыны Израиля, однако пророк, приводя в пример этих славных героев, знал, что слушающие его слова знали,  о ком идёт речь, так как эти мужи являлись героями для народов всего региона: «И будет (в ней) трое мужей таких: Hoax, Данэль и Иов – они праведностью своей спасут души свои, слово YHWH» (Иез. 14:14). 

Судя по отрывкам из поэмы «Об Акхите»,  у сына перед отцом было много обязательств: штукатурить крышу дома, стирать грязную одежду, защищать от врагов, позаботиться о пьяном папаше, прикрыть одеждой (знакомый библейский сюжет о проклятом Хаме, сыне Ноя). И   что немаловажно: сын обязан поставить умершему отцу стелу (памятный камень) и приносить в храм еду.

Из других источников того времени также известно, что сыновья свершали хлебные приношения в святилищах не только в честь главных богов, но и умерших отцов, которые имели божественный статус.

Кто знает, может быть, вера во влиятельных, сильных богов началась именно с веры в умерших предков, которых называли богами не только в ханаанских, но и библейских источниках:

אלוהים ראיתי עלים מן-הארץ   «И сказала женщина Шаулу: видела я бога, поднимающееся из земли» (1-Сам. 28:14).

«Дай силу ему, о Творец творенья! И пусть будет сын его в доме, отпрыск во дворце его, воздвигающий стелу богам (духам) отца его в святилище, (ставящий) памятник сородичам (членам семьи, клана). Из земли – выходит дух его, и прах – сила его места (другой вар. перевода: хранить место могилы его, приносить воскурения его праху). Врагам его (отца) затыкает рты, изгоняет озлобляющих его, берущий руку его (чтобы привести домой), когда тот пьян, укрывающий его, [когда] он насыщается вином. Дающий (ему) есть кусок его в доме Баала  [и до]лю его в доме Илу (Эля), штукатурящий крышу его, когда  [она загрязня]ется, стирающий одежду его, когда она пачкается!»» (Об Акхите: 1:25-31).

В книге пророка Исайи мы видим аллегорию, напоминающую угаритский текст: бедный пьяный отец, у которого нет опоры среди  нерадивых сыновей: «Пробудись, пробудись, встань, Йерушалаим, ты, который испил из руки YHWH чашу гнева Его, остаток горькой чаши испил ты до дна. Не было у него руководителя среди всех сыновей, рождённых им, и не было поддерживающего руку его среди всех сыновей, (которых) он взрастил» (Ис. 51:17-18).

Я бы посмел предположить, что библейская заповедь «почитай отца и мать твою…» связана с почитанием мёртвых предков, и  почитание имеет магическую причину: «чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12).

Люди верили, что духи предков защищали их от жаждущих крови богов и злых духов, давали защиту и силу. Очевидно, древние считали, что некормленые души, взалкав,  могут наброситься на домочадцев, не приносящих еду на могилу и не возливающих масло на стелы или головы.

Почитание также сводилось к визуализации, одни из первых предметов поклонения – головы. Даже существовала такая традиция — череп отделяли от скелета, обмазывали его известью, а также создавали из базальта скульптуру головы, почитавшуюся несколькими поколениями.  

Очевидно, приношения богам и духам негативно сказывались на материальном положении жителей,  в поте лица добывавших свой хлеб. Вполне возможно, именно  из-за этого было решено почитать духов предков, предположим, до третьего колена, а также ставить семейные святилища, строить крепкие, огромные могильники (дольмены). Запирали их огромными камнями не только в знак уважения и почитания, но  также из страха перед вчерашними родичами, превратившимися в «белых журавлей»  —  богов, которые могут не только защитить, но и наказать.

Рам Юдовин

Tags: Археология, Израиль
Subscribe

Posts from This Journal “Археология” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments