Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Первые танки ЦАХАЛа

«Кромвели»

В начале 1948 года руководство Хаганы стало осознавать, что в предстоящей войне Израилю не обойтись без танков. Да у Хаганы уже были бронеавтомобили, как собственной кустарной сборки, так и серийная бронетехника, которую добывали у британцев. В некоторых случаях бронеавтомобили просто угонялись. Действовали евреи по всем правилам: брали бронемашину под свое наблюдение и дожидались того момента, пока экипаж отправится искупаться или перекусить. Но один из идеологов создания танковых войск Израиля, Ицхак Саде понимал, что бронемашины слишком уязвимы, и без танков войны не выиграть.

Весной 1948 года, Саде принял решение воспользоваться проводимой британцами эвакуацией своей армии, для того чтобы просто угнать несколько таких машин, присоединив их к силам «Хаганы».

Первая попытка украсть танки у англичан во время их перегона из сворачиваемой военной базы в Изреэльской долине в Хайфу была запланирована на конец мая 1948 года. Предварительно, специально созданный при «Хагане» отдел «закупок» смог договориться с несколькими британскими солдатами о том, что во время переезда последние танки отстанут от колонны и свернут на боковую дорогу, где их будут поджидать бойцы организации. За каждый из угнанных танков солдатам обещали передать по 3 тысячи фунтов стерлингов. Однако данный план провалился, так как охрана колонны был усилена, что испугало солдат, принявших участие в сделке. Но Ицхак Саде не собирался сдаваться и приказал заниматься поиском новых возможностей, чтобы завладеть танками. Так в начале лета того же года «Хагана» смогла выйти на двух британских сержантов – ирландца-механика Майкла Фланагана и шотландца Гарри Макдональда, который служил командиром одного из танков. Операция по угону бронетехники была запланирована на ночь с 29 на 30 июня 1948 года, накануне отхода из Палестины последних частей британской армии. Четыре остававшихся танка «Кромвель» планировалось угнать с базы, находящейся при хайфском аэродроме, при помощи двух вышеназванных сержантов и пары еврейских бойцов, которые успели пройти ускоренный курс управления танком Cromwell. За неимением для этого других возможностей британские сержанты обучали своих напарников управлению боевой машиной, проводя лишь теоретические занятия в одном из кафе Хайфы – при помощи чертежей и рисунков.

Вечером перед «днем Х» подготовленные бойцы «Хаганы» проникли на британский аэродром, где спрятались внутри легкого самолета, который принадлежал одному из состоятельных евреев. В назначенный ночной час все четверо угонщиков заняли свои места в заранее подготовленных сержантами к угону танках, которые были нагружены запасными частями и боеприпасами. Однако тут начались первые проблемы. Один из новоиспеченных израильских механиков-водителей не смог завести танк и, бросив боевую машину, сбежал с базы. Три других танка, проломив ворота базы, устремились в сторону киббуца Ягур, находящегося в Изреэльской долине, в нескольких десятках километров к востоку от Хайфы. Здесь окончательно выяснилось, что теоретической подготовки, которая была получена в кафе, явно недостаточно для управления танков. Еще один «Кромвель», которым управлял еврейский водитель, сошел с дороги и буквально увяз в песке. Пытаясь освободить танк из ловушки, неопытный механик-водитель только вывел из строя коробку передач. В итоге боевую машину пришлось бросить. Впоследствии стало понятно, что два оставленных танка помогли скрыться остальным. В атмосфере страшной неразберихи, которая возникла на британской базе после дерзкого угона, офицеры потратили не менее 30 минут на выяснение ситуации и осмотр двух брошенных танков, что позволило двум другим «Кромвелям» успешно оторваться от погони. Непосредственно в кибуце Ягур танки должны были встретить автомобили-трейлеры, предназначенные для их транспортировки, но грузовиков на месте не оказалось. Ждать их прибытия было опасно, так как британцы к тому моменту подняли в воздух авиацию, которая должна была найти и уничтожить беглецов. Поэтому «Кромвели» помчались в Тель-Авив, но своим ходом.



Один из двух угнанных у британцев танков на марше.

Впереди, указывая танкистам дорогу, следовал джип «Хаганы». А заранее купленные еще в ходе подготовки к проведению операции старые грузовики, загруженные щебнем и с пробитыми шинами, перегораживали вслед за прошедшими танками узловые перекрестки, отрезая их от возможных преследователей. Добравшиеся до Тель-Авива боевые машины были спрятаны непосредственно во дворе жилого дома в одном из восточных пригородов города – Гиватаиме. Узнав об успешном угоне танков, британское командование было в бешенстве. Офицеры отказались от участия в прощальном банкете, который организовывал мэр Хайфы и, надеясь как-то замять эту позорную для британской армии историю, неофициально предлагали провести обмен, отдав «Хагане» взамен двух угнанных «Кромвелей», три танка другого типа. По всей видимости, предложение оказалось не таким интересным и британские офицеры получили отказ.

Память о первых израильских «Кромвелях» живет по сей день, силуэт данного танка украсил эмблему, которую можно встретить на беретах израильских танкистов.



«Кромвель» на кокарде танковых войск АОИ.

Сами танки смогли попасть в Музей танковых войск, находящийся на месте британского форта Латрун, который так и не удалось захватить во время Войны за независимость (израильтяне захватили форт только во время Шестидневной войны). Британские сержанты Гарри Макдональд и Майкл Фланаган остались в Израиле, поступив на службу в бригаду Саде. Со временем Макдональд покинул службу и уехал из Израиля, а Фланаган прошел гиюр, женился на Рут Леви, которая служила в том же подразделении, и поселился с ней в киббуце Шаар ха-Амаким.



Один из двух «Кромвелей» в музее в Латруне.


Майкл Фланаган на угнанного фоне «Кромвеля».

«Шерманы»

Первый танк «Шерман» был передан представителям организации «Хагана» 14 мая 1948 года. Сделали это симпатизировавшие евреям английские солдаты, занимавшиеся уничтожением бронетанковой техники, не подлежавшей вывозу из Палестины. Это была машина модификации М4А2 с неисправной пушкой и нуждавшейся в ремонте ходовой частью. Вплоть до 3 июня 1948 года этот танк числился неисправным и в боевых действиях не участвовал. Второй танк М4А2 был обнаружен на свалке металлолома летом 1948 года и отремонтирован к октябрю. На стадии приёма первого «Шермана» на учёт, решено было дать ему абсолютно «кошерное» имя. Поскольку в тот же день у Шимшона Резника, командира мастерской, родился сын, решено было назвать танк именем новорожденного — «Меир». Гораздо менее празднично настроены были Йосеф (Джо) Крейден и Аркадий Сафрут, осмотревшие танк и пришедшие к неутешительному выводу, что танк к боевому применению негоден, ввиду следующих причин:


  1. Даже если будет возможность починить двигатели танка, запчасти для текущего обслуживания отсутствуют.
    2. Механизм башни не действует, из-за отсутствия кольца башни.
    3. Многих частей просто недостаёт.
    Но Генштаб не согласился просто так отказаться от танка, и приказал приложить все усилия к его ремонту и возвращению в строй. Так, с многочисленными импровизациями по ходу дела, на танк была установлена 20 мм зенитная пушка «Испано-Суиза», вставленная в трубу большего диаметра, внешне напоминавшая оригинальную пушку танка.

Первое боевое крещение «Меир» принял утром 3 июня, в ходе атаки бригады «Кармели» на город Дженин. Но танк так и не принял участия в атаке, из-за поломки в механизме сцепления, обнаружившейся сразу после начала движения. В результате, танк был возвращён в Тель-Авив через несколько дней. «Меир», вместе с двумя танками «Кромвель», украденными у британской армии 29 июня 1948 г., составили роту «тяжёлых» танков, вторую роту в 82-м батальоне 8-й бригады, приняли участие во многих операциях во время Войны за Независимость.



"Меир» и «Кромвель» второй роты 82 батальона 8 бригады.

Впоследствии в состав роты был введён танк М4А3 «Шерман», собственное имя «Тамар». 29 декабря, в ходе операции «Хорев», в бою с египетскими силами к северу от Бир-Лахфан, гусеница «Меира» была повреждена противотанковым огнём, а гусеница «Тамар» порвана в следствии подрыва на мине. 30 декабря танк «Кромвель» отбуксировал «Тамар» в тыл, а «Меир» ввиду невозможности эвакуации был подорван и брошен.



«Шерман» Тамар.

С ноября 1948 г. начали поступать 30 М4А1 (со 105-мм гаубицей М4), купленные в Италии. Все эти танки были по сути металлоломом с неисправной ходовой частью, без пулемётов, оптики, средств связи и т.п., но главное — с выведенным из строя орудием (затвор снят, в стволе автогеном проделаны отверстия). Лишь 4 «Шермана» были полностью восстановлены до конца войны, ещё 5 были на ходу, но без пушек и использовались как учебные и тягачи.

На ноябрь 1949 г. на ходу было 14 танков «Шермана», но только 4 из них имели пушки — три 75-мм танковую пушку М3 и один — 75-мм полевую пушку Круппа. В дальнейшем пушки Круппа были установлены ещё на 5 «Шерман».

В марте – апреле 1948 года в США были приобретены 35 (по другим данным – 38) легких танков М5А1 «Стюарт». Однако в июле 1948 года они были конфискованы ФБР и в Израиль не прибыли. В течение 1948 года велись переговоры с Чехословакией о закупке 32 легких танков двух типов, именовавшихся в документах «9-тонными» и «16-тонными». Речь шла о танках Pz.38(t) и истребителях танков «Хетцер», а точнее – LT-38/37 и ST-1. Сделка не состоялась, поскольку стороны не сошлись в цене.

М22 «Локаст»

В декабре 1948 – январе 1949 года в ходе боев с египетскими войсками было подбито и захвачено девять танков М22 «Локаст», три из которых поступили на вооружение 82-го батальона. Правда, произошло это уже после окончания войны. По состоянию на 1 марта 1949 года один танк этого типа значился как исправный, а два находились в ремонте.



Израильский солдат осматривает захваченный у египтян М22.


Бойцы Пальмаха у египтского М22.

«Гочкис» и «Рено»

Вообще говоря, первые танки были захвачены Хаганой ещё 20 мая 1948 года. Это были 2–3 сирийских легких танка R35.



Бойцы Хаганы осматривают сирийский «Рено» R35.

В июне в составе АОИ был сформирован 82-й танковый батальон, ставший единственным танковым подразделением АОИ во время Войны за независимость. На его вооружение поступили 10 танков «Гочкис» H39, приобретенные во Франции ещё в марте и прибывшие в Израиль только в июне 1948 года. Однако техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего, и уже в октябре 1948-го было решено вывести их из боевого состава.



В строю «русская» рота 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. 1948 год. Машина с номером «612» имеет командирскую башенку французского образца. Обращают на себя внимание танковые шлемы советского образца. Такие шлемы чехословацкого производства использовались в АОИ до конца 1950-х годов.

Все вышеперечисленные танки никаких особых обозначений в Израиле не получили, а назывались просто «Рено», «Гочкис», «Кромвель» и «Локаст», без указания моделей и модификаций. Все эти боевые машины были сняты с вооружения в 1952 году. Следует отметить, что в связи с Войной за Независимость упоминаются и танки других типов. Так, например, в 1948 году у египетских войск были захвачены несколько легких танков Mk VI английского производства, но на вооружение они приняты не были. В июле 1950 года в ремонте числился один танк «Валентайн». Происхождение его неизвестно, возможно, он был обнаружен на свалке металлолома на одной из покинутых английских военных баз. На вооружение он также не принимался.

Впрочем такая ситуация, с «пестротой» моделей танков в ЦАХАЛ продержалась довольно долго, чуть ли не до начала 2000-х. Только в 70-х было принято решение о создании собственного танка. Им стал знаменитый «Меркава», но это уже совсем другая история…

источник

Tags: История и культура, Оружие, ЦАХАЛ
Subscribe

Posts from This Journal “ЦАХАЛ” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment