Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Detaly.co.il: Новый взгляд на загадку древних гиксосов


Новые исследования проливают свет на древнюю тайну: каково происхождение гиксосов, загадочных кочевников из Леванта, которые якобы вторглись в Египет более 3600 лет назад и правили севером долины Нила более столетия.


История гиксосов интересовала ученых очень давно: кем были эти таинственные захватчики, которые сломили мощь фараонов и создали свое царство в сердце древнего Египта? Откуда они пришли? И почему они исчезли со сцены истории так же внезапно, как появились, после того, как были изгнаны из Египта?

Еще больше интригует тот факт, что некоторые ученые, основываясь на текстах Иосифа Флавия, предполагали связь между гиксосами и древними израильтянами. Эти теории базировались на предполагаемом общем происхождении двух народов из Ханаана и на параллелях между рассказами о приходе к власти и последующем изгнании гиксосов, и библейскими историями о пребывании евреев в Египте и их Исходе.

Однако раскопки в дельте Нила заставили археологов усомниться, что гиксосы были захватчиками и имели какое-либо прямое отношение к израильтянам.


В ходе раскопок, проводимых под руководством австрийского археолога Манфреда Битака в Телль-эль-Даба, расположенном на месте древнего Авариса, примерно в 100 км от Каира, выяснилось, что, уже начиная с рубежа II тысячелетия до н.э. левантийские влияния становятся все более преобладающими в северном Египте. Семитские имена, погребальные обычаи, архитектура, оружие и другие артефакты свидетельствуют о большом присутствии левантийцев в регионе уже во времена расцвета Среднего царства. Возможно, наиболее ярким и известным примером этому является фреска почти 4000-летней давности, найденная в могиле египетского чиновника Хнумхотепа II, на которой изображена погребальная процессия левантийцев.

Новое исследование, сопровождавшееся анализом сохранившихся зубов, показало, что чуть более половины людей из Телль-эль-Даба провели свое детство за пределами долины Нила. Но этот приток иностранцев не соответствовал началу периода гиксосов в середине XVII века до н.э., это был постоянный поток, который начался еще 4000 лет назад. Фактически, когда гиксосы правили Нижним Египтом, то есть регионом дельты Нила, количество местных уроженцев увеличилось.

Кроме того, в этот период, согласно анализам, большинство жителей в городе составляли женщины, что опять-таки не соответствует сценарию военного вторжения.

Преобладание женщин в Телль-эль-Даба во времена правителей-гиксосов предполагает, что члены новой элиты, будучи выходцами из местных жителей, женились на женщинах из Леванта, возможно, для укрепления альянсов или ради поддержания связей с землями предков.


Долгосрочные тенденции в области иммиграции и гендерный дисбаланс, выявленные изотопным анализом, стали убедительным свидетельством того, что «вторжение» гиксосов фактически означало захват Нижнего Египта элитой Телль-эль-Даба, говорит Дебора Суини, египтолог из Тель-Авивского университета.

Раскопки Битака на этом участке показали, что процветающий торговый центр и порт, расположенный в дельте Нила, обогатили потомков иммигрантов и позволили им воспользоваться вакуумом управления, образовавшимся в результате сокращения власти фараонов, полагает Суини.

Новое исследование не позволяет, однако, определить точную область, откуда пришли гиксосы. Были ли они родом из Сирии, ливанского побережья или из Ханаана? Ответить на это довольно сложно. Изотопы стронция, обнаруженные в костях жителей Телль-эль-Даба, показывают, что иммигранты прибыли не из одного места, а из нескольких регионов Леванта.

Археологи полагают, что этот плавильный котел людей различного происхождения нельзя идентифицировать, как единую этническую группу, и сам термин «гиксосы» следует применять только к правителям царства, а не к народу.

Слово «гиксос» является эллинизированной версией египетского термина «хеках хасут», что означает «правители чужих земель», и обычно использовалось уже в Среднем царстве для описания царей левантийских городов-государств, объясняет Дафна Бен-Тор, бывший куратор отдела египетской археологии в Музее Израиля в Иерусалиме.

Каким образом новая верхушка превратилась в глазах древних летописцев в целую нацию воинственных захватчиков? До недавних археологических открытий еврейский историк Иосиф Флавий был главным источником истории гиксосов.

В одной из своих книг «Против Апиона» историк цитирует более раннее описание предполагаемого вторжения гиксосов Манефоном, египетским жрецом эллинистического периода. Согласно истории Манефона (цитируемой Иосифом), «гиксосы — люди низкого происхождения из восточных районов» пронеслись по северному Египту и «сожгли наши города, разрушили храмы и ограбили всех жителей».

После долгого правления гиксосы были побеждены местной династией фараонов, изгнаны из Египта и, отправившись обратно в Левант, добрались до Иудеи, где основали Иерусалим, — указывает Иосиф Флавий, основываясь на Манефоне.

Следует напомнить, что Манефон, чьи работы сохранились только в выдержках Иосифа и нескольких других авторов, жил в III веке до н.э., примерно через 1300 лет после исчезновения гиксосов из истории, и его хроники были явно идеологизированы. Борьбу за власть между Верхним и Нижним Египтом победители назвали войной за национальное освобождение, и гиксосы превратились в иностранных захватчиков, объясняет Дафна Бен-Тор.

Это представление обосновывало экспансионизм Нового Царства, когда прославленные фараоны, такие как Тутмос III и Рамзес II, завоевали Ханаан и большую часть Леванта — предполагаемую родину агрессоров-гиксосов. «Вторжение гиксосов было представлено, как позор, который надо было искупить путем захвата их земель», — рассказывает Бен-Тор.

На сегодняшний день нет археологических свидетельств того, что история Исхода отражает конкретное историческое событие — будь то с участием гиксосов или израильтян. Более вероятным представляется, что величественные библейские предания о детях Израиля, перемещающихся между Египтом и Ханааном, являются отражением того же явления, что подтверждается исследованием человеческих останков из Телль-эль-Даба: многовековая или даже тысячелетняя история миграции, конфликтов, взаимозависимости и культурного обмена между двумя регионами, в которых существовали некоторые из самых ранних человеческих цивилизаций.

Ариэль Давид, «ХаАрец», В.П.
Tags: Археология, Ближний Восток, Египет, История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “Археология” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments