Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Category:

Марк Фрадкин: «Самое светлое ЕВРЕние в советской песне»




Марк Фрадкин




Говорят, что искусство - пир, на котором много званных, да мало избранных. Почему же тропку к людским сердцам ищут многие, а находят единицы? Понятно, что нужен талант. Но как с ним надо обойтись, чтобы попасть в ряд этих самых избранных? На примере великого композитора Марка Фрадкина ясно видно, как не прост творческий путь к подлинному успеху...                                            

Нет ничего необычного в том, что к решению стать композитором Марк Фрадкин пришёл уже в зрелом возрасте, cменив несколько профессий. Талант часто проявляется только с годами, и тогда - бросить надёжную, хоть и обрыдлую профессию, отдав свою судьбу в распоряжение Музы, часто бывает боязно. Но тут особый случай.






Марк Григорьевич был весьма успешен в профессии инженера по технике безопасности, занимался этим с удовольствием, до конца жизни обожал возиться со всякого рода механизмами, считался даже автором некоего изобретения, вот только патент не успел получить - всё же более сильным тут оказалось его величество - искусство. Сперва он думал стать актёром, выдержал сумасшедший конкурс в ЛГИТМИК, и сразу, в избытке, познал муки и противоречия творчества.

11214337_443074162564809_7815931304507720292_n.jpg

Фрадкин был очень красивым, и в студенческих спектаклях ему поручали роли героев - любовников, с которыми тот не справлялся, через какое-то время оказываясь на грани отчисления. Однажды, по воле случая, ему выпала комическая роль, и оказалось, что именно это - и есть его амплуа.

С успехом окончив институт и став актёром ТЮЗа, играл не последние роли. Конечно же, он чувствовал в себе музыкальный дар и в театре начал писать песни к спектаклям. Потом решил учиться в Консерватории, но настоящего музыкального образования получить не успел- началась война. Вот она-то и стала основополагающим фактором становления композитора Марка Фрадкина. Эту тему он активно развивал всю свою жизнь.

В годы войны. Марк Фрадкин (крайний справа)с боевыми товарищами.jpg

В годы войны. Марк Фрадкин (крайний справа)с боевыми товарищами

Немцы говорят: «Только тот остаётся верен себе, кто постоянно меняется». Действительно, повторяясь, композитор неминуемо деградирует и теряет индивидуальность, перестаёт быть самим собой. Уже во время войны, композиции Фрадкина о ней получались очень разными. Тут и драматическая баллада - «Ой, Днипро!», и лирический «Случайный вальс», и солдатские частушки «Брестская улица».

Насколько продуктивным было развитие композитора, видно по исполнителям его песен о войне. Он начал с Леонида Утёсова и Краснознамённого ансамбля, а в конце жизни пришёл к вокально-инструментальным коллективам. И при этом, везде узнаётся самобытный мелодизм Марка Фрадкина. С годами, создалась огромная культура замечательных песен о войне, а придумать новое сочинение так, чтобы его подхватили люди, становилось всё труднее. Но герой этого рассказа оставался верен своей теме, причем имея при этом оглушительный успех. Разве не уникальна судьба песни - «За того парня!»? Как и большинство песен Марка Григорьевича, она была написана для фильма, название которого не могу сейчас вспомнить.

В киноленте её исполнял драматический артист по фамилии Коваленков и, по-моему, очень выразительно, запись звучала по радио. Затем её опять-таки спело определённое количество известных певцов, её популярность набирала обороты, и вновь крутой вираж судьбы - принимается решение отправить Льва Лещенко, вместе с данной мелодией, в Сопот. Авторы не желали этого, ведь сочинение итак начинало раскручиваться и, казалось бы, победа на международном конкурсе мало что могла бы принести. А вот поражение вполне было способно дискредитировать и произведение, и его создателей. Не хотел поездки и Лещенко.

С Иосифом Кобзоном.jpg

С Иосифом Кобзоном

Певец, искренне любивший эту песню, боялся стать, как он говорил, «трибуной». Ему хотелось нести со сцены больше лирические и танцевальные вещи. К тому же, Сопот - фестиваль эстрадной песни. Но к счастью, все сложилось замечательно! Мало того, что Лещенко взял главный приз - это происходило и с другими советскими артистами, и такие события всегда широко освещались в советских СМИ. Но тут речь шла только об исполнителях. Ранее, ни одна советская песня никогда и ничего не получала в Сопоте. «За того парня!» - первый и единственный случай присуждения главного приза фестиваля советскому композитору и поэту - Роберту Рождественскому.

На заключительном концерте, Льву Лещенко пришлось спеть вышеназванную композицию трижды. После этого, популярность песни приобрела совершенно иное качество, и произошло нечто уже совершенно невообразимое. Это произведение дало название политическому движению, социалистическому соревнованию, о чем мы травили анекдоты. Давайте задумаемся: насколько должна была быть любимой народом вещь, чтобы ей можно было назвать политическое мероприятие?! Не в 20-ые, 30-ые, а в беспросветные брежневские времена!

42109807_893633890842165_388908738896986112_n.jpg

С поэтом Михаилом Матусовским

Казалось бы, тема войны на этом исчерпана и закрыта композитором. Но вскоре, Марк Фрадкин создаёт снова нечто небывалое: мажорный реквием для ВИА «Самоцветы», под названием «У деревни Крюково». И вновь - абсолютная, всенародная популярность.

Вот этот самый творческий непокой, жадный поиск нового в себе, неимоверное стремление к развитию и сделали Фрадкина композитором на все времена! Его песни находили дорогу к людским сердцам около пятидесяти лет. Известный своим остроумием композитор Сигизмунд Кац, как-то сказал: «Фрадкин - самое светлое ЕВРЕние в советской песне».

12189357_443084199230472_1594278042637309851_o.jpg

Диктор Светлана Жильцова, Муслим Магомаев, Леонид Утесов, Марк Фрадкин

Так можно было заявить о многих, Марка упомянули лишь волею случая. Однако, этот каламбур получил известность, а тут ещё ярко выраженная семитская внешность Марка Григорьевича, плюс его происхождение -  Витебск, откуда он родом, город многих знаменитых евреев, в том числе его тёзки, Марка Шагала.

После чего, героя этой беседы стали иногда называть еврейским композитором. Между тем, его музыка - гораздо более русская, чем у многих композиторов - великороссов. Достаточно сказать, что знаменитая фрадкинская «Течёт река Волга» - стала визитной карточкой самой значительной русской певицы Людмилы Зыкиной. А «Ходит по полю девчонка», а «Красный конь», а «На тот большак?»

Мелодии Фрадкина обожал и мой отец, Эдуард Колмановский, он был любимым папиным композитором, очень нравился всей нашей семье. Но, к сожалению, в силу сложности характеров этих двух творческих личностей, между ним и папой произошел момент размолвки. После нее, постепенно, отношения смягчились, но напряжённость и дистанция ещё долго сохранялись.

Помню, как-то во дворе нашего дома, Фрадкин встретился нам с мамой. Она спросила холодновато и подчёркнуто вежливо: «Как прошёл ваш юбилей?», и тот ответил: «Замечательно. Меня поздравил практически весь Союз композиторов, кроме, может быть, одного-двух...».

41871731_893629837509237_1644477492272037888_n.jpg

С Александрой Пахмутовой

Я не знал сути его разногласий с папой, но этот намёк огорчил меня. Дружеские отношения были окончательно восстановлены песней Фрадкина. Отец позвал его на банкет, по случаю присуждения Государственной премии. И когда Марк Григорьевич подошёл к роялю и запел: «И сердце, как прежде, щемит от того, что дружба превыше всего...», у меня действительно защемило сердце, защекотало в носу, я убежден, что это было не только моё ощущение, возникла атмосфера особой теплоты. Уверен, отцу, как и Фрадкину, стала ослепительно понятна разница между тем, что их по-настоящему объединяло, и пустыми, никчёмными обидами. Они снова стали друзьями. Такая вот была сила воздействия музыки Марка Фрадкина.

Марк Фрадкин и Илья Резник.jpg

Марк Фрадкин и Илья Резник

Однажды, уютным зимним вечером, услышал по радио «Случайный вальс», в исполнении Л.Утёсова - старую запись, уже сильно потёртую, и давали её очень редко. При следующей встрече, непременно сообщил Марку Григорьевичу, как меня согрела его мелодия, воспроизведённая в атмосфере и времени её создания. - «А какая песня?» - спросил маэстро. «Случайный вальс…» - ответил я. «Она уже не моя...!» - подчеркнул мой собеседник.

Марк Фрадкин с Ильёй Резником и Аллой Пугачёвой.jpg

Илья Резник, Марк Фрадкин, Алла Пугачева

И действительно, многое, из написанного Марком Фрадкиным - стало подлинно народным достоянием. Хотелось бы, чтобы его унаследовали следующие поколения. И пусть сбудется мечта творца: «С далёких плёсов, в звездной тишине, другой мальчишка подпевает мне...»








Сергей Колмановский
https://stmegi.com



Tags: ЖЗЛ, СССР, евреи, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “ЖЗЛ” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments