Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Израиль в Крыму: провал советской альтернативы сионизму. Часть 1

Фото:

В 1920-х советское правительство ломало голову, что сделать с еврейским населением СССР: после революции в стране насчитывалось 5,3 миллиона евреев, значительная часть которых находилась на грани выживания. При этом большинство не обладало какой-то профессией, востребованной в советской стране: вместо рабочих и крестьян среди них преобладали лавочники и ремесленники.

Долгое время основным планом было создать Еврейскую автономию в восточной части Крыма, где было много пустующих земель.

Рассказываем, как большевики пытались учредить альтернативу сионистскому Израилю, и почему из этого ничего не получилось.

До революции большинство евреев в России проживала в так называемых местечках — поселениях полугородского типа, находящихся в так называемой черте оседлости. В нее входили 25 западных и южных губерний Российской империи. Большая часть этих земель в настоящее время находится на территории современных Украины, Беларуси, Литвы и Польши. Евреям (то есть иудеям) запрещалось селится вне черт оседлости, исключение составляли только купцы первой гильдии и люди с высшим образованием. Однако все ограничения снимались, если человек из иудаизма переходил в христианство.

Вот как описал в своих репортажах о путешествии по местечкам Советской Украины, предпринятом им в 1924 году, известный австрийский писатель еврейского происхождения Иозеф Рот:

«Местечко начинается маленькими хижинами и ими же заканчивается. Ближе к центру хижины сменяются строениями, которые уже можно бы назвать домами. Здесь начинаются улицы. На их пересечении расположилась торговая площадь. Как река, замедляя бег, образует озеро среди холмов, так и улица вливается в базарную площадь. Здесь можно проследить зарождение местечка. Местечко — дитя дороги. Базар создал базарную площадь, а она — местечко».

Повсюду, от синагоги до рынка, ощущались социальные различия, которые разделяли местечковых евреев. На самом верху иерархии находились немногочисленные зажиточные и уважаемые горожане — «шейне идн» — они содержали общественные учреждения местечка и контролировали политику общины. Средний класс представляли собой «балебатим» — владельцы предприятий и магазинов. Еще ниже по социальной лестнице находились квалифицированные ремесленники, при этом вес в обществе определялся специальностью: так, часовщики и особо квалифицированные портные находились выше, чем обычные портные и сапожники, а еще ниже были водовозы и извозчики. На самом дне были нищие и маргиналы, которые встречались в каждом местечке.

Ерейское местечко Фото: Альтер Кацизне

Мастер по замкам Илия. Он двенадцать лет работал ослепшим на один глаз, но согласился на операцию, только когда ослеп и на второй

Урок в хедере для девочек

Кременец, 1925

Местечко не было мононациональным, хотя евреи иногда и могли составлять до 80% населения. Должности чиновников и полицейских в местечке оставались за христианами, а евреи были заняты преимущественно в мелкой торговле и кустарной промышленности.

Например, местечко Сатанов на территории современной Украины в начале XX века века выглядело следующим образом: в нем насчитывалось 5 тысяч человек, из них 3 тысячи составляли евреи; действовали земская больница, приходская школа, хедер, две православные церкви, монастырь, католический костел и синагога. В поселении насчитывалось множество торговых лавок, — в основном, правда бакалейные и мануфактурные, но были также обувной магазин, мебельный и несколько винных. Промышленность была представлена тремя водяными мельницами; пивоваренным, кирпичным, сахарным и маслобойным заводами; а также слесарными и кушнирскими мастерскими. Последние были брендом Сатанова, — выделкой шкур, шитьем шуб и тулупов занимался чуть ли не каждый десятый сатановский еврей.

Еврейский писатель-мемуарист Ехезкель Котик о своем родном местечке Каменец-Литовский (сейчас это город Каменец в Белоруссии) писал, что там жили «бедно, но спокойно и — если можно так выразиться — со вкусом»:

Но само местечко обеднело. И люди надрывались ради малого куска хлеба. На неделе никто не видел мяса. Даже булочки и свежий хлеб ели в считанных домах. Всю неделю ели черный хлеб, который каждый пек для себя раз в неделю или два, поскольку считалось, что чем черствее хлеб, тем меньше его съешь. Утром ели крупник — перловку с картошкой, или в большой горшок с крупником на семью из шести человек клали, может, две унции масла или полкварты молока или даже целую кварту молока, что стоило копейку. На обед ели борщ с хлебом и с куском селедки или с маслом. На ужин варили клецки или лапшу с тем же количеством молока. Кто победнее — готовил лапшу из кукурузной муки. В субботу все евреи, даже самые бедные, ели рыбу. Богатые покупали большую рыбу, а бедные — маленьких рыбок, которых перемалывали с луком и делали котлетки. <…> Кугели были разные, но все — жирные и вкусные, даже у бедняков. В субботу все евреи хорошо жили. По сравнению с тем, как ели среди недели, субботняя еда была царской.

В 1920-х годах начался массовый отток еврейского население из местечек. Этому способствовала отмена Временным правительством черты оседлости в 1917 году. Но главным фактором была ужасающая нищета и разруха. По многим местечкам прошла сначала Первая мировая, а затем и Гражданская война, за которой последовали погромы. По данным историка Геннадия Костырченко, за время Гражданской войны в России имело место более 1,2 тысяч случаев антиеврейских выступлений, 887 из которых могут быть отнесены к погромам — акциям, сопровождавшимся массовым насилием. В большинстве случаев такие акции были инициированы петлюровцами (40%) и зелеными (25%), остальное приходится на белогвардейцев и красных.

Следы погрома 1905 года в Одессе. Wikimeia

Приход к власти большевиков не улучшил положение еврейского населения. Если в царской России они подвергались национально-религиозной дискриминации, то при большевиках — уже классовой: в массе своей евреи традиционно занимались ремеслом или мелкой торговлей, а такая экономическая структура совершенно не приспособлена к советскому строю с его курсом на госторговлю. В период военного коммунизма (1918 — март 1921) частная торговля была полностью запрещена, а в период НЭПа (март 1921 — 1929) частники столкнулись с серьезной конкуренцией государственных и кооперативных торговых предприятий. Около трети от всего еврейского населения страны были объявлены «нетрудовым элементом» и причислена к категории «лишенцев», что означало значительное ограничение в гражданских правах. «Лишенцы» не получали никаких пособий, не могли избирать и быть избранным в руководящие государственные и партийные органы, общественные организации, учиться в средних специальных или высших учебных заведениях. Кроме того, их труд расценивался по самым низким тарифам.

Спасаясь от нищеты и безработицы, работоспособное еврейское население устремилось в крупные города. Основная масса, стремясь уйти из категории «лишенцев», ринулась заполнять ряды пролетариата, идя рабочими на заводы и фабрики, однако обеспечить работой все незанятое еврейское население большевики не смогли.

В попытках придумать, что делать пятимиллионным нацменьшинством со своим укладом жизни, которое совершенно не вписывалось в коммунистический проект, советское правительство приняло решение «посадить евреев на землю». Для этой цели в августе 1924 года при Народном комиссариате национальностей по приказу Президиума СССР был создан Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся — КОМЗЕТ. В его задачу входил поиск свободных земель для расселения евреев, содействие переселению и приобщение их к сельскохозяйственной деятельности.

В помощь КОМЗЕТу были созданы Общества землеустройства еврейских трудящихся — ОЗЕТы. Его филиалы работали в союзных и автономных республиках: БелОзет (в Минске), УкрОзет (в Харькове), ТатОзет (в Казани), КрымОзет (в Симферополе), ГрузОзет (в Тбилиси) и др. В задачу ОЗЕТов входила практическая сторона переселения евреев на землю — мобилизация общественного мнения, пропаганда, сбор средств, а также организация общего и профессионального образования, медицины, культурной жизни переселенцев. Наиболее активно КОМЗЕТ и и ОЗЕТ действовали на территориях Украины, Белоруссии и Крыма, где была идея создать территории компактного расселения советских евреев, которые в дальнейшем могли бы быть оформлены в отдельную автономную область или республику в составе одной из трех союзных республик.

Считается, что автором идеи полномасштабной еврейской колонизации Крыма выступил один из крупнейших экономистов советской России Юрий Ларин (урожденный Иехиэль-Михаэль Лурье), который был близок к Сталину. Такое решение казалось советской власти вполне целесообразным по нескольким причинам. Во-первых, из-за близости к районам традиционного расселения еврейского населения и относительной стабильности положения еврейского населения в Крыму в послереволюционные годы. Во-вторых, в Крыму проживали и другие народы, исповедующие иудаизм — караимы и крымчики.

Идея Советского правительства «посадить евреев на землю» не была уникальной. В Российской империи первые еврейские земледельческие колонии появились еще при императоре Павле I. К началу XX века в Российской империи насчитывалась порядка 100 тыс. крестьян-евреев.

Эта же идея расколола Всемирный сионистский конгресс на два лагеря. Если «классические» сионисты считали, что еврейский народ должен вернуться в Палестину и любая замена неприемлема, то отделившиеся от них территориалисты (Еврейская территориальная организация) допускали создание автономных еврейских сельскохозяйственных поселений в других странах. Среди возможных вариантов были Уганда, Ангола, Киренаика, Месопотамия, Австралия, Мексика, Родезия, Боливия, Бразилия. Однако переговоры о покупке земли оказались бесплодными. Некоторого успеха добилось Еврейское колонизационное общество барона Мориса де Гирша, основав земледельческие колонии в Аргентине, США и Канаде.

Создание еврейского государства на территории Палестины, которая по итогам Первой мировой войны находилась под мандатом Великобритании, откладывалось, несмотря на Декларацию Бальфура 1917 года. Англичане ограничили репатриацию евреев на «землю обетованную» после череды вооруженных столкновений между местными арабами и еврейскими переселенцами из Европы.

Текст Декларации Бальфура

В сложившейся ситуации руководство американской благотворительной организации «Джойнт» сделало ставку на Советский Союз. В 1924 году между «Джойнтом» и советским правительством был подписан договор о создании корпорации «Агро-Джойнт», которая взялась за «аграризацию» евреев, в то время как государство в лице «Комитета по земельному устройству трудящихся евреев» (КОМЗЕТ) безвозмездно предоставляло переселенцам земли в Крыму, налоговые и другие льготы.

Несмотря на то, что официально «Джойнт» был зарегистрирован в США, а американское правительство относилось к СССР без особой симпатии, деятельности организации оно не препятствовало. Сделка оказалось выгодна всем сторонам. Американские компании получили крупный рынок сбыта сельскохозяйственной техники, «Джойнт» смог помогать соплеменникам, оказавшимся в бедственном положении, а СССР получал сельскохозяйственные машины и инструкторов для обучения практически бесплатно. К тому же, тем самым большевики рассчитывали получить симпатии евреев, большинство из которых были выходцами с польских или приграничных с Польшей территорий.

Под еврейские переселения в Крыму правительство СССР отвело пустующие и засушливые земли северного и северо-восточного Крыма, 342 тыс. га, главным образом в Евпаторийском и Джанкойском районах. С весны 1925 года началось организованное переселение при поддержке «Агро-Джойнта».

Поселенцам выдавались льготные ссуды для строительства дома, покупки инвентаря, семян, скота и домашней птицы. Первые несколько лет ссуды напрямую выдавал сам Агро-Джойнт под 3% в год, потом благотворительная организация стала давать заем уже советскому государству, которое принимало на себя обязательство финансировать из этих средств еврейскую колонизацию. Другие виды помощи, такие как обучение и медицинское обслуживание, оказывались безвозмездно. Также евреи, поселявшиеся на землю, пользовались всеми правами и льготами, установленными для новопереселенцев: освобождались на три года от налогов, воинской повинности; пользовались льготным тарифом для переезда людей и перевозки грузов.

Еврейские колонисты получают новую сельскохозяйственную технику. Середина 1920-х гг. Фото: Российский этнографический музей, Санкт-Петербург, 2020

Колонист у почтового ящика в новом еврейском поселке. Середина 1920-х гг.

«Для большинства жителей страны слово Крым олицетворялось с образом отдыхающей праздной публики, солнцем и морем. Здесь морем не пахло. Голая гладкая степь, ни холмика, ни кустика, оживала только на короткий срок, ранней весной. К концу мая выгорала зеленая трава, исчезали яркие, степные цветы и оставалось солнце с раннего утра, жара, переходящая в послеобеденный зной и ветер. Ветер здесь дует круглый год, западный, восточный, реже северный. Осенью и зимой к ветру следует добавить дожди. <…> Перезимовав первую зиму в землянках, поселенцы приступили к строительству собственных домов.

Стены строились из глинобитных блоков. Возле будущего дома копали яму диаметром в пятнадцать-двадцать метров. Верхний слой чернозема отбрасывали в сторону, затем вскапывали открывшийся пласт глины. Гоняя по кругу лошадей, перемешивали глину с водой, добавляли мякину и солому. Из полученной массы формовали блоки, расстилали их тут же по полю, периодически поворачивали. По мере того, как блоки подсыхали, их складывали в клети. Под жарким крымским солнцем через два-три месяца они высыхали и шли на кладку стен», — вспоминал Семен Дубровский, уроженец Белорусской деревне Крынка, чье детство прошло в степной части Крыма, в еврейском поселке «Участок № 4».

Мощение улицы в поселке переселенцев. Середина 1920-х гг

Обед в семье переселенца. Середина 1920-х гг.


Юлия Саберова,  опубликовано в издании  Уроки истории

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Израиль в Крыму: провал советской альтернативы сионизму. Часть 2

Tags: История и культура, СССР, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • Слово еврея к ООН и прочим.

    Слушайте товарищи в Объединенных нациях, И вы европейцы, в Брюсселе сидящие. Хватит евреям читать нотации. Вы медь звенящая и кимвалы звучащие…

  • Аллах дал эту землю евреям, в Коране нет Палестины - сказал шейх

    Иорданский религиозный ученый шейх Ахмад Адван утверждает, что "Палестины" не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую…

  • Евреи и ЮНЕСКО

    Когда царь Давид дом построил кедровый, Войдя в свой Иерусалим. На месте ЮНЕСКО шумел бор дубовый, И туры бродили под ним. Храм выстроил Шломо,…

  • Холокост в России. Местные пособники нацистов.

    Во время Холокоста на территории СССР были зверски убиты почти 3 миллиона евреев, т.е. 60 процентов евреев-советских граждан. Убийства…

  • Альцгеймер и жиды

    Известна история про одного из "отцов" советской психиатрии Михаила Осиповича Гуревича. На лекции о болезни Альцгеймера…

  • Славнозвісний Дiд Панас - щирий український єврей

    Кто бы мог подумать? Если, конечно, уже не знать, что Дiд Панас - таки аид. Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х…

  • МАРК ТВЕН О ЕВРЕЯХ.

    "Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли,…

  • Только факты из истории России! Чтобы помнили

    Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти…

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments