Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Их звали кърымчахлар. Кто же такие крымчаки? Как исчезают коренные евреи Крыма.

Драмкружок клуба крымчаков, Симферополь, 1926

Теории о том, что современные евреи потомки принявших иудаизм разных племен и народов, не новы. В это, например, верил британский генерал-лейтенант Джон Глабб, более известный как Глабб Паша командир Арабского легиона, противостоявший израильтянам в ходе Войны за независимость 1948 года. Глабб выступил с этой свежей идеей в 1971 году, а пять лет спустя известный писатель Артур Кёстлер издал исследование «Тринадцатое колено», где развивал тот же тезис. Новый и довольно мощный импульс этим теориям уже в наши дни дала книга профессора Тель-Авивского университета Шломо Занда «Когда и как был изобретен еврейский народ?». Выходец из семьи убежденных коммунистов, д-р Занд подводит читателя к выводу, что потомками древних евреев в не меньшей степени являются палестинские арабы, чьи предки-евреи в свое время были обращены в ислам. Последовал шквал критики, и из малоизвестного специалиста по французскому кино Занд внезапно превратился в «серьезного ученого-историка».

Тем не менее, в чем-то Занд прав. Тысячелетиями евреи жили среди разных народов, теряя своих сыновей и дочерей, но и ассимилируя представителей других этносов. Отчасти (лишь отчасти!) это подтверждает история крымчаков. Проследить их этногенез весьма трудно, но началось все в первом веке новой эры, когда еврейские колонисты стали селиться в греческих городах-колониях на берегах Черного моря. Во второй половине VII века почти весь Крым оказывается под властью хазар, часть которых, как известно, исповедовала иудаизм. К X веку полуостров занимают печенеги и под давлением обстоятельств многие хазары вливаются в еврейские общины. Так, еще в IX веке создатель славянского алфавита Кирилл обнаружил в Херсонесе (под современным Севастополем) еврейскую общину, в которую входили и хазары, принявшие иудаизм.

Карасубазар, худ. К.Боссоли, 1842 год

В XII веке сюда приходят кипчаки (в русских источниках называемые половцами) тюркоязычный кочевой народ, чей язык распространился в еврейских общинах. Столетие спустя Крымский улус стал частью Золотой Орды, а в XV веке на его территории возникло Крымское ханство со столицей в городе Солхате, имевшим и другое название — Къырым. Отсюда и сегодняшнее наименование полуострова — Крым. В Солхате издавна была еврейская община, в XIV веке там жил авторитетный ученый Авраам Къырыми, автор комментария к Торе «Сфат a-Эмет». В городе была синагога, из которой сохранился свиток Торы, датированный 1300 годом.  Большая община и две синагоги были и в Кафе (сегодня Феодосия) городе, сначала пребывавшем под властью Венеции, а потом Генуи. Результатом стал приток в Крым итальянских евреев, влившихся в местную общину.

В итоге, у каждой еврейской группы был свой ритуал. В 1515 году раввин Моше а-Голе (уроженец Киева рабби Моше Бен-Яков, попавший в Крым в качестве пленника, а затем выкупленный из плена местными евреями) составил единый молитвенник для всей общины Кафы, названный «Минхаг Кафа».

Тем временем в 1475 году колонии Генуи попадают в руки Крымского ханства. В конце XVI  крымчаки переходят на язык крымских татар с заметной примесью слов из иврита, тем самым полностью формируясь как этнолингвистическая группа, отличная от других групп еврейского народа языком и молитвенным ритуалом. В Крымском ханстве евреи возделывали сады и виноградники, торговали и занимались ремеслами, выделкой кож и огородничеством. Они выкупали из татарского плена своих единоверцев, захваченных в Украине, Польше и Литве, и принимали у себя беженцев, спасавшихся от погромов Хмельницкого.

Жили евреи в отдельных кварталах и платили специальный налог (джизья), накладываемый на всех иноверцев. При этом еврейские общины пользовались некоторой автономией, и случаи столкновений на религиозной почве были весьма редки. Крупным центром еврейской общины становится в это время город Карасубазар (сегодня Белогорск). В 1595 году хан Селамет Гирей даровал евреям этого города налоговые и таможенные льготы. Заметные общины крымских евреев были в Чуфут-Кале (в переводе «Еврейский замок») под  Бахчисараем, и в Мангупе, в получасе езды от современного Севастополя. На побережье в разные времена существовали еврейские общины в Судаке (Солдайя у генуэзцев), Балаклаве (Чембало у генуэзцев) и Алуште.

Раввин Хаим Медини в окружении семьи

В 1783 году Крым подпадает под пяту Екатерины Второй и на общину крымчаков распространяют все ограничения, наложенные на евреев Российской империи. Тогда, кстати, и вошло в обиход название народа крымчаки, чтобы отличить их от украинских и других ашкеназских евреев, также селившихся в Крыму. Сами крымчаки приняли это название для себя лишь во второй половине XIX века. В российских документах до 1917 года они именовались евреями-крымчаками. 

В середине XIX века в Крыму появляется уроженец Иерусалима раввин Хаим Хизкиягу Медини, много лет проживший в Константинополе. В 1867 году он официально занял пост раввина в Карасубазаре, и за двадцать последующих лет основал несколько школ, иешиву и реорганизовал систему религиозного образования крымчаков. После возвращения Медини в Палестину в 1899 году, ряд крымчаков последовал за ним. Возникшая в Эрец Исраэль крымчакская община долгое время имела свою синагогу в Тель-Авиве, функционировавшую до 1981 года.

В самом Крыму к началу XX века осталось лишь несколько тысяч крымчаков. Более 50% трудоспособных мужчин были ремесленниками: сапожниками, жестянщиками, изготовителями сбруи для лошадей, часовщиками, портными и т.д., примерно треть занимались коммерцией и торговлей кожаными изделиями, хлебом, шерстью и фруктами, остальные земледелием и садоводством. После гражданской войны, голода и «красного  террора» община еще поредела люди уезжали в крупные города России и Украины, около 200 крымчаков эмигрировали в Палестину, кто-то добрался до Соединенных Штатов. Основным центром крымчаков в 1920-е становится Симферополь, кроме того, в районе  Карасубазара создается два крымчакских колхоза «Крымчах» и «Ени (Новый) Крымчах», где бывшие горожане-ремесленники возделывали виноград, хлопок и пшеницу.

Крымчакский детский сад, 1925

На эти годы приходится деятельность просветителя и ученого Исаака Самуиловича Кая первого крымчака, получившего еще до революции высшее образование. Подвижник организовал в Карасубазаре первую школу для детей крымчаков, где преподавали на родном языке. Уже в советское время Кая издает первый крымчакский букварь и учебник для начальных классов крымчакских школ. В 1926 году в Симферополе, Севастополе, Карасубазаре, Феодосии работали клубы для крымчаков. К концу 1930-х все национальные  школы и культурно-просветительские общества были ликвидированы, не говоря уж о синагогах и иешивах.

Ивритский алфавит был запрещен в 1936 году, после чего в приказном порядке язык перевели на кириллицу. В эти же годы начал выходить из обихода крымчакский язык, теснимый русским «старшим братом». Во время Второй мировой судьба крымчаков («кърымчахлар» на языке крымских татар) не отличалась от трагедии остальных евреев от рук нацистов погибли почти три четверти членов этой этнической группы из примерно девяти тысяч.

Чудом удалось спастись крымчакам, жившим в Керчи, где Исаак Кая сумел задержать экзекуцию, упросив нацистов запросить Берлин на предмет соответствия крымчаков критериям еврейства. Там подтвердили их еврейское происхождение, но 30 декабря 1941 года Керченско-Феодосийский десант освободил город, и 826 крымчаков были спасены. Впоследствии большинству счастливчиков перед повторным захватом города немцами удалось переправиться через Керченский пролив.

После войны осталось в живых менее двух тысяч крымчаков, часть из которых депортировали с крымскими татарами власти были не очень сведущи в религиозно-этнических тонкостях. Оставшиеся крымчаки понемногу покидали Крым, к 2000 году на всей территории бывшего Советского Союза их насчитывалось менее тысячи, около половины из которых жили на полуострове. В настоящее время крымчакское население Крыма составляет порядка 200 человек.

Исаак Кая

Своеобразие этой еврейской общины проявляется даже в разнообразии фамилий. Пиастро, Ломброзо, Конфино, Анджело, Чепиче явно итальяно-испанского происхождения; Ашкенази (Ачкинази), Варшавский, Берман, Лурье ашкеназского; Токатли, Ханбули, Бакши, Колпакчи тюркского. Некоторые фамилии имеют ивритские корни: Песах, Рофе, Леви, Шалом. Есть и оригинальные фамилии: Мангупли (родом из Мангупа), Демерджи (кузнец), Таукчи (птичник), Гурджи (родом из Грузии). У крымчаков был свой оригинальный язык тюркского происхождения, близкий к языку крымских татар, но с вкраплениями ивритских и арамейских слов. Для письма использовался еврейский квадратный шрифт, хотя фонетически некоторые буквы произносились иначе, чем в иврите. Сегодня, наверное, лишь несколько десятков стариков владеют этим языком на разговорном уровне.

В истории крымчаков есть интересный момент, возможно, известный Шломо Занду и как бы подтверждающий его теорию. Когда в конце 1940-х годов советская власти развернула антисемитскую кампанию, всплыла легенда о том, что этнически крымчаки не евреи, а потомки живших в Крыму народов (в первую очередь, хазар, а также скифов и сарматов), принявших иудаизм. Группа крымчакских интеллектуалов обратилась в Верховный Совет и в МВД с просьбой признать их отдельной национальностью. Власть приняла эту игру, и у желающих в 1950-х годах появилась запись в паспорте: «крымчак». Немногочисленные сторонники этой теории есть и сегодня, в основном, среди тех, кто остался в Крыму и республиках бывшего СССР.

При этом большинство крымчаков продолжали считать себя еврейской субэтнической группой. В 1960-е годы один из моих друзей с характерной фамилией Пиастро в частной беседе поведал, что крымчаки стопроцентные евреи. Через некоторое время друг сумел устроиться на работу в закрытую организацию, где отделу кадров было дано строгое указание евреев и даже полуевреев близко не подпускать. А его приняли, хотя и заставили поволноваться несколько дней, пока отдел кадров выяснял, что это за неведомая национальность крымчаки.

Илья Сельвинский и дом-музей поэта

За столетия проживания в Крыму крымчаки переняли многие бытовые обычаи у крымских татар. Вид их жилищ, внутреннее убранство, повседневная одежда все это не очень отличалось от принятых у соседей традиций, разве что пейсы выдавали вероисповедание. Молились крымчаки на расстеленных в синагоге коврах, что тоже свидетельствует о местном влиянии.

Крымчаков часто путают с караимами народом тюркского происхождения, считающего себя потомками хазар. В отличие от евреев (и крымчаков, как части еврейского народа), караимы не признают Талмуд. Караимов всегда отличали от евреев: и в Крыму (где они служили в личной охране ханов), и в Российской империи (где они пользовались всеми правами наравне с русскими), и в годы войны (когда нацисты почти не тронули караимов, уничтожая крымчаков). При этом, на протяжении веков взаимоотношения между крымчаками и караимами были весьма дружественными. Лишь в XIX веке, вследствие выделения караимов из общей массы иудейского населения Российской империи, эти отношения стали резко ухудшаться.

Несмотря на немногочисленность общины, крымчаки подарили миру множество талантливых людей. Среди них известный поэт Илья Сельвинский, директор русского ПЕН-центра, правозащитник Александр Ткаченко, генерал армии Владимир Колпакчи, Герой Советского Союза Цезарь Куников, американский мультипликатор Ральф Бакши и т.д.

Будущее крымчаков предугадать не трудно. Уже сейчас более половины крохотной общины живет в Израиле, где крымчаки сохранятся если не в качестве субэтнической группы, то как евреи, уж точно. Что касается считанных сотен крымчаков, остающихся в Крыму, то они разделят судьбу исчезающих общин.

Вениамин Чернухин, специально для «Хадашот»



Tags: История и культура, евреи
Subscribe

Posts from This Journal “евреи” Tag

  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • Слово еврея к ООН и прочим.

    Слушайте товарищи в Объединенных нациях, И вы европейцы, в Брюсселе сидящие. Хватит евреям читать нотации. Вы медь звенящая и кимвалы звучащие…

  • Аллах дал эту землю евреям, в Коране нет Палестины - сказал шейх

    Иорданский религиозный ученый шейх Ахмад Адван утверждает, что "Палестины" не существует. Адван утверждает, что Аллах отдал Святую…

  • Евреи и ЮНЕСКО

    Когда царь Давид дом построил кедровый, Войдя в свой Иерусалим. На месте ЮНЕСКО шумел бор дубовый, И туры бродили под ним. Храм выстроил Шломо,…

  • Холокост в России. Местные пособники нацистов.

    Во время Холокоста на территории СССР были зверски убиты почти 3 миллиона евреев, т.е. 60 процентов евреев-советских граждан. Убийства…

  • Альцгеймер и жиды

    Известна история про одного из "отцов" советской психиатрии Михаила Осиповича Гуревича. На лекции о болезни Альцгеймера…

  • Славнозвісний Дiд Панас - щирий український єврей

    Кто бы мог подумать? Если, конечно, уже не знать, что Дiд Панас - таки аид. Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х…

  • МАРК ТВЕН О ЕВРЕЯХ.

    "Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли,…

  • Только факты из истории России! Чтобы помнили

    Всеволоду Мейерхольду после всех изощрённых пыток, перед смертью - по-очереди сломали все пальцы. А потом утопили в нечистотах (версия его смерти…

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment