Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Историческая эскадрилья ЦАХАЛа заканчивает свою службу

В 1987-1988 гг. Израиль получил от США 75 F-16C/D Block 30 (51 F-16C и 24 F-16D, сделка ‘Peace Marble 2’). В ВВС эти самолёты известны как «Барак-1». После снятия с вооружения F-16A/B («Нец») 26.12.16 «Барак-1» – самые старые F-16 ВВС, да и вообще довольно старые – 32-33 года в строю. Тем не менее, модернизация по программам «Барак-2020» и «Барак-2030» плюс высокий запас прочности по лётным часам позволяют эксплуатировать эти самолёты ещё долгие годы.



После прибытия в 1987-1988 гг. «Барак-1» состояли на вооружении 2 авиабаз: Рамат-Давид (110-я и 117-я эскадрильи) и Хацор (101-я эскадрилья). В рамках подготовки к принятию на вооружение F-16C/D Block 40 («Барак-2», поставлены в 1991-1993 гг.) было решено сосредоточить все «Барак-1» в Рамат-Давид, а все «Барак-2» – в Хацор, таким образом 101-я эскадрилья в 1991 г. передала свои самолёты 109-й эскадрилье. В 2005 г. эскадрильи стали гомогенными: все F-16C Block 30 сосредоточили в 110-й и 117-й эскадрильях, все F-16D Block 30 – в 109-й эскадрилье.

В 2017 г. «Барак-1» получила 115-я «Красная эскадрилья» ВВС на авиабазе Увда, параллельно Израиль вёл переговоры о поставке этих самолётов Хорватии, однако сделка была сорвана США. Наличие «излишков» самолётов этой модели означало закрытие одной из эскадрилий одноместных «Барак-1», судя по Википедии это была 110-я эскадрилья.
В рамках долгосрочной программы развития АОИ (ТАРАШ – «Тохнит Рав-Шнатит») «Тнуфа» было опубликовано, что АОИ планирует расформирование ещё одной эскадрильи боевых самолётов, в рамках повышения внутренней эффективности и изыскания средств для закупки новых систем. И вот, во вторник 12.05.20 командующий ВВС генерал-майор Амикам Норкин принял решение, оно было официально опубликовано на сайте АОИ и на сайте ВВС 13.05.20: расформирована будет 117-я эскадрилья на базе Рамат-Давид. Время расформирования – октябрь 2020 г. Норкин провёл беседу с командирами эскадрильи и базы, сказал, что закрытие эскадрильи делается как часть процессов, запланированных на ближайшее десятилетие, вследствие необходимости повышения эффективности и подготовки к будущим задачам, в т.ч. к закупке самолётов 5-го поколения. До момента закрытия эскадрилья продолжит тренировки и участие в оперативной деятельности.

117-я эскадрилья носит название «Первая реактивная эскадрилья» («Таесет hа-Силон hа-Ришона»). Была создана 07.06.53, а 17.06.53 получила на вооружение «Метеор» (Gloster Meteor) английского производства, первые реактивные самолёты ВВС Израиля и первые самолёты новой постройки, заказанные с завода (первая партия заказана в начале 1953 г. за 2.2 млн долларов – 15 самолётов, 11 истребителей Meteor F.8 и 4 учебных Meteor T.7; в дальнейшем куплены дополнительные самолёты, а всего ВВС получили 35 «Метеор» 5 различных моделей, последние сняты с вооружения в феврале 1970 г.).

В 1955 г. участились случаи нарушения египетской авиацией воздушного пространства Израиля. 20.08.20 два «Метеор» 117-й эскадрильи вступили в бой с 4 египетскими «Вампайр» (de Havilland Vampire), смогли повредить один, но нет данных, что он был сбит. Первая подтверждённая победа произошла 01.09.55 – вновь в ходе боя 2 «Метеор» с 4 «Вампайр» капитан Ахарон Йоэли сбил два «Вампайр». Эта победа стала первой для 117-й эскадрильи, первой для «Метеор» в ВВС Израиля и первой для реактивных самолётов ВВС.

Однако, с 1955 г. Израиль начал получать истребители французского производства: «Ураган» (первые прибыли в Израиль 06.10.55), «Мистер-4А» (11.04.56), «Вотур» (01.08.57) и «Супер Мистер» (1959 г.). Таким образом, 117-я эскадрилья, два года эксплуатировавшая самые новые истребители ВВС, уже в 1956 г. была переведена на штурмовые задачи. И лишь в 1962 г., с прибытием в Израиль «Мираж-3» (07.04.62), эскадрилья была перевооружена на эти самолёты (в том же 1962 г., став второй эскадрильей «Мираж-3» после 101-й) и вновь вернулась на первые роли.

Далее следуют многочисленные победы в воздушных боях в период 1966-1973 гг. «Мираж-3» стоял на вооружении эскадрильи до 1978 г., а в июне 1980 г. 117-я получила «Нец», став одной из двух первых эскадрилий этих самолётов (вместе со 110-й). И вновь многочисленные победы в воздушных боях в период 1981-1982 гг. Включая два перехвата сирийских вертолётов Ми-8 28.04.81 (первый успешный перехват для F-16 в мире) и перехват 2 сирийских МиГ-23 21.04.82 (первое в мире уничтожение МиГ-23 в воздушном бою). Последний перехват был достигнут 13.06.85 – был сбит сирийский БПЛА Ту-143 «Рейс» (комплекс ВР-3 «Рейс»). Всего на счету эскадрильи 121.5 побед в воздушных боях.

Ещё одна важная веха в истории эскадрильи – участие в операции «Опера» 07.06.81. В ходе операции был уничтожен иракский ядерный реактор. «Опера» была проведена 8 «Нец» (по 4 из 117-й и 110-й эскадрилий, причём звено 117-й возглавляло атаку) под прикрытием 6 F-15.
В 1987 г. эскадрилья перешла на «Барак-1», самолёт, который она эксплуатирует до сих пор. Все самолёты модернизированы по программе «Барак-2020».

Среди командиров эскадрильи:

  • Давид Иври (1964-1966) – командующий ВВС в 1977-1981 гг.;


  • Гиора Эвен (1974-1977) – наиболее заслуженный израильский ас, 17 побед в воздушных боях;


  • Илан Рамон (1990-1992) – первый израильский астронавт, погиб при посадке шатла «Колумбия» 01.02.03.



Несколько слов о базе Рамат Давид (1-е авиакрыло). Долгие годы в её составе было 4 эскадрильи: три «Барак-1» (109-я, 110-я и 117-я) и 193-я эскадрилья морских вертолётов «Аталеф» (Eurocopter AS565 Panther). С закрытием 110-й эскадрильи, а вскоре и 117-й, авиабаза остаётся с 2 оперативными эскадрильями. Впрочем, по данным Википедии, на базе действует и воссозданная 160-я эскадрилья (ранее имела вертолёты «Кобра», расформирована 02.08.13), но какую технику она имеет – не сообщается.

Эпоха «Метеор»:

















Эпоха «Мираж-3» («Шахак»):























Эпоха F-16A/B («Нец»):
















07.06.81, перед вылетом в Ирак, самолёты несут по 2 бомбы Мк.84.


07.06.81, перед вылетом в Ирак, самолёты несут по 2 бомбы Мк.84.

Эпоха F-16C Block 30 («Барак-1»):


Прибытие самолётов в Израиль, 1987 г.


Прибытие самолётов в Израиль, 1987 г.


Прибытие самолётов в Израиль, 1987 г.








[источники]
Ссылки:

  1. Как часть решений ТАРАШ «Тнуфа»: «Первая реактивная» эскадрилья закроется в октябре 2020 г. Сайт АОИ, 13.05.20.


  2. 117-я эскадрилья («Первая реактивная») закроется в октябре этого года, сайт ВВС, 13.05.20.


  3. Для экономии: 117-я эскадрилья на базе Рамат-Давид закроется в октябре 2020 г., ynet, 13.05.20.


  4. АОИ: 117-я эскадрилья на базе Рамат-Давид закроется в октябре, 13.05.20.


  5. Командующий ВВС решил закрыть «Первую реактивную» эскадрилью, maariv, 13.05.20.


  6. Сокращения в АОИ: 117-я эскадрилья закроется, 7-й канал, 13.05.20.


  7. ЦАХАЛ «закрывает» эскадрилью, осуществившую атаку на ядерный реактор в Ираке, newsru, 13.05.20.


  8. ЦАХАЛ расформирует эскадрилью F-16 ради новых самолетов, mignews, 14.05.20.


  9. Обсуждение на Фреш.

  10. Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/415400.html

Tags: ЦАХАЛ, авиация
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

promo grimnir74 march 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment