Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Ракеты «воздух-воздух» разработки «Рафаэль», Израиль



За последний год было опубликовано несколько статей по теме. Многое в этих статьях повторяет то, о чём я уже писал. Постараюсь привести новые детали с минимальным повторением уже сказанного.

В 50-е – 60-е гг. (до Шестидневной войны 1967 г.) основным поставщиком вооружений в Израиль была Франция. Израиль испытывал французскую ракету AA.20 (Nord 5103; «Тахмас» в Израиле), но отверг её, далее принял на вооружение Matra R.530 («Яалом»), но и эта ракета была достаточно проблематичной. В те годы сама Франция имела на вооружение американскую ракету малой дальности AIM-9 Sidewinder, а к разработке собственной аналогичной ракеты, Matra R.550 Magic, приступила только в 1968 г. и приняла её на вооружение в 1975 г., т.е. через много лет после разрыва военных связей с Израилем.

AIM-9 Sidewinder поступила на вооружение в США в 1956 г. (версия AIM-9B по системе классификации 1963 г.) и уже с конца 50-х гг. Израиль регулярно обращался к США с просьбой купить эту ракеты, но получал отказ. Даже при покупке «Скайхоков» в 1966 г. (поставки начались в декабре 1967 г.) AIM-9 не поставлялись. И лишь с приобретением «Фантомов» американцы наконец-то дали «добро» и Израиль получил эти ракеты.

Уже в 1959 г. израильская компания «Рафаэль» приступила к созданию первой собственной ракеты «воздух-воздух», получившей название «Шафрир-1». Ракета была принята на вооружение в 1963 г. и достигла начальной боеготовности (IOC – Initial Operational Capability) в 1964 г. Ракета получилась довольно неудачной, но её разработка дала ценный опыт и последующие «Шафрир-2» (1968 г.) и «Питон-3» (1978 г., первая всеракурсная ракета компании) вполне конкурировали с американскими аналогами. Последующая же «Питон-4» (1993 г., первая ракета с No Escape Zone) обошла американские разработки на десятилетие, вплоть до создания AIM-9X (на вооружении с 2003 г.), но вскоре «Рафаэль» создала «Питон-5» (2005 г.), считающейся более эффективной, чем AIM-9X.

«Питон-5» создан на базе «Питон-4» – заимствован корпус, 18 аэродинамических поверхностей, двигатель, БЧ и взрыватель. Полностью заново перепроектирована ГСН. В отличии от теплового наведения на предшествующих ракетах, использовано дублированное видео- и тепловизионное наведение, с обработкой получаемых изображений и отсевом ложных целей. Идеи вокруг этой ракеты были сформулированы в начале 90-х, практическая разработка началась в 1997 г. Кроме способности захвата цели до пуска (LOBL – Lock On Before Launch), ракета может захватывать цели и после запуска (LOAL – Lock On After Launch). Это позволяет ракете, например, выполнить разворот на 180 градусов и атаковать противника в задней полусфере. На «Рафаэль» отмечают, что при необходимости «Питон-5» может быть интегрирован и с F-35I (пока использует AIM-9X).

Далее «Рафаэль» обратилась к созданию ракет «воздух-воздух» средней дальности с активным РЛС наведением – Derby (2008 г.), I-Derby (2014 г.) и I-Derby ER (2016 г.). В 2017 г. были опубликованы фотографии испытаний в качестве ракеты «воздух-воздух» зенитной ракеты Stunner (ракета комплекса «Праща Давида»), пока данная ракета на вооружение не принята. 01.06.19 портал Air Force Technology опубликовал рейтинг «10 наиболее эффективных ракет ‘воздух-воздух’» на 2019 г. В этом рейтинге «Питон-5» назван на 4-м месте, I-Derby ER – на 7-м.

По словам представителей «Рафаэль» секрет успеха продукции компании – тесная связь с ВВС Израиля. Лётчики изучают ракеты и дают отзывы о них уже на этапе проектирования. Огромное влияние уделяется помехозащищённости ракет.

Опыт с ракетами «воздух-воздух» позволил «Рафаэль» начать разработку сухопутных и морских систем ПВО и ПРО. Тут и хорошо известные «Железный купол» (Iron Dome, «Кипат Барзель») и «Праща Давида» (David's Sling, «Кела Давид», в прошлом назывался также «Шравит Ксамим»), и морские ЗРК «Барак-1», «Барак-8» и C-Dome, а также комплекс SPYDER, использующий ракеты Python-5 и Derby (SPYDER – Surface-to-air PYthon and DERby; подробнее об этом ЗРК – в отдельной статье).

Разработкой ракет воздушного боя и систем ПВО на «Рафаэль» занимается Отделение ПВО («Хативат hагана Авирит»), главный завод расположен возле города Кармиэль на севере Израиля. В составе Отделения – 4 главных директората («Минhелет»): ПВО («hагана Авирит»), Верхнего уровня («Шравит Ксамим» – «Шихва Илиона»), Нижнего уровня, включая системы защиты от БПЛА («Кипат Барзель» – «Шихва Тахтона») и Поддержка клиента («Тмиха бэ-Лакоах»).
В статьях сказано, что сейчас работы идут над «Питон-6». Подробностей мало, но важное место уделено наращиванию дальности (возможно, до 100 км), высот применения, помехозащищённости, способности бороться со стелс-самолётами. Возможно, сочетание оптических и РЛС-датчиков, как это сделано на Stunner. ВВС Израиля пока не особо вкладывают средства в эту разработку – воздушных боёв небыло с 1985 г., а имеющихся «Питон-5», AIM-9X и ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM (Derby на вооружении не состоит и поставляется только на экспорт) вполне достаточно для противостояния любому противнику на Ближнем Востоке в видимый период времени. В любом случае, при нормальном финансирование создание подобной ракеты занимает около десятилетия.








ЗРК SPYDER, пуск ракеты Derby.






[источники]
Tags: Израиль, Оружие, ЦАХАЛ, авиация
Subscribe

Posts from This Journal “Оружие” Tag

promo grimnir74 март 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments