Алексей С. Железнов (grimnir74) wrote,
Алексей С. Железнов
grimnir74

Categories:

Detaly.co.il: Забытые женщины, погибшие плечом к плечу с Трумпельдором


Сара Чижик, которая приехала в Эрец-Исраэль из России в 1907 году, была разочарована: вместо того, чтобы заниматься сельским хозяйством, как она мечтала, на Земле обетованной ей пришлось заниматься совсем другим: «Моя жизнь на кухне и в прачечной не может меня удовлетворить, - жаловалась она. - Если я не могу получить от жизни нечто большее, я больше не хочу так жить».


Ее подруга Двора Дрехлер, приехавшая из Украины в 1913 году, тоже не была а большом восторге от работы поварихой в рабочей столовой. Отказ двух молодых женщин смириться с неравенством между ними и поселенцами-мужчинами поставил их в авангард революционной борьбы, которая оборвалась слишком рано.

На следующей неделе мы будем отмечать 11 Адара, 100 лет со дня гибери Чижик и Дрехлер. Они погибли в бою, обняв друг друга. Они были первыми женщинами-воинами в обновляющемся еврейском ишуве в Эрец-Исраэль, которые пали в бою. Этот бой – за Тель-Хай – стал основополагающим национальным мифом во многом благодаря тому, что там погиб легендарный командир Йосеф Трумпельдор, и его известной фразе: «Хорошо умереть за Родину».

Другие женские героические образы тоже оставили отпечаток в нашей истории, в особенности Сара Ааронсон и Хана Сенеш. Их прославляли и воспевали, в то время как Чижик и Дрехлер остались только в сносках в учебниках истории. Несмотря на те ценности, за которые отдали жизни эти девушки, несмотря на то, что борьба за равноправие женщин в нашем обществе продолжается полным ходом, широкой общественности их имена не известны.


Доктор исторических наук Смадар Синай, которая изучает гендерные взаимоотношения и жизнь женщин в период первых сионистских поселений, недавно завершила архивное исследование об этих женщинах, «вписавших уникальную главу в историю женщин, которые хотели быть воинами», - отмечает Синай: «Они символизировали решимость женщин, которые не готовы были уступить свое право держать оружие».

В 1918 году, за полтора года до гибели, Дрехлер отправила письмо членам «Ха-Шомер». Она требовала права участвовать в принятии решений организации, а также в охране поселений с оружием в руках. «Она верила в равноправие между мужчинами и женщинами, и готова была отстаивать эти принципы в военной мужской среде», - пишет Синай в своей статье «Первые погибшие женщины», опубликованной в сборнике «Тель-Хай 1920–2020 годы - между историей и памятью».

За несколько лет до этих событий, когда Чижик училась в начальной школе, она написала в школьном сочинении, что хочет принадлежать к тем, кто пал за святую землю «как герои народной войны». Синай пишет: «Это было своего рода пророчество, которое само себя воплотило».

Личный пример


Пути Чижик и Дрехлер пересеклись в 1920 году, когда они присоединились к первопроходцам и поселились в Галилее, где присоединились к Трумпельдору и его бойцам, защищавшим Тель-Хай. Наряду с личными мотивами девушек, Синай отмечает: Чижик и Дрехлер стремились стать примером для других, воодушевить других девушек, доказать свою незаменимость среди бойцов в самых опасных точках в свете общественной полемики того времени о том, могут ли женщины находиться на переднем крае боевых действий.

«Подход рабочего сионистского руководства в то время заключался в том, что женщины не должны быть частью боевых подразделений», - говорит Синай. Конечно, женщины участвовали в подпольных операциях НИЛИ, в «Ха-Шомер», ЭЦЕЛе, ЛЕХИ и «Хагане», и даже в составе британской армии во время боевых действий Второй мировой войны. Но это были единицы, и их роль в операциях была малозначительной. «Чаще всего, - объясняет Синай, - это была личная инициатива этих женщин, их волонтерство». Исследовательница отмечает, что большинство женщин не дрались с оружием в руках на поле битвы.

Маня Шохат, одна из руководителей «Ха-Шомер», как-то рассказывала, что пыталась отговорить Дрехлер от решения переехать жить в опасную Галилею. «Девушке ни в коем случае нельзя туда ехать. Мы отправляем мужчин, их грабят и раздевают догола, а что они могут сделать с девушкой, мы даже представить себе не хотим. Мы никогда этого не допустим», - говорила Шохат. Но Дрехлер была непоколебима. Шохат сказала Дрехлер, что та подвергает себя большему риску, чем мужчины-первопроходцы.

Синай пишет, что «Шохат всеми силами пыталась отговорить Дрехлер от решения, которое означало верную смерть. Но девушка настаивала на своем. Шохат несказанно разозлилась перед лицом такого упрямства и сказала: «Ну что ж… Иди и умри вместе с ними».


«Теперь я чувствую, что достойна стать защитницей с винтовкой в ​​руке», - сказала Дрехлер после того, как успешно прошла курс молодого бойца. Синай нашла доказательства в архивах одного из жителей Тель-Хая, что Дрехлер была единственной девушкой, которая каждый день тренировалась с оружием и ходила на стрельбище.

1 марта 1920 года арабские боевики во главе с Камалем-эфенди ворвались в комнату в Тель-Хай, где находилась Дрехлер. Они пытались силой отобрать у нее оружие. «Увидев пистолет в руках Дворы, которая стояла напротив них, они попытались отобрать у нее оружие. Она стала сопротивляться, и они открыли огонь. Она стала кричать Трумпельдору, который находился внизу, и тот отдал приказ немедленно открыть огонь, - говорится на сайте «Изкор» министерства обороны Израиля, где увековечена память Дрехлер, как павшей в войнах Израиля. - Затем ее нашли мертвой. Она лежала, обнявшись со своей подругой Сарой Чижик», - говорится дальше в этом рассказе.

«Как член «Ха-Шомер», она прекрасно знала, что оружие не отдают», - пишет Синай в своем исследовании. Возможно, она отстреливалась. По некоторым данным, ее убили после того, как она отказалась сдать оружие. «Вполне резонно предположить, что молодая еврейка с пистолетом в руке была необычным явлением для Камаля и его людей», - пишет Синай.

Here's Why a Las Vegas Lake is Covered in 96 Million Floating Black Balls
Nueey
Ads by Revcontent
Find Out More >
59,921
Согласно веб-сайту «Изкор», Чижик погибла от взрыва гранаты, которую арабы бросили в комнату в ходе перестрелки. Были убиты восемь евреев, в том числе две женщины. Тот факт, что они были первыми жертвами и погибли в столь важном, историческом бою для еврейского ишува, на первый взгляд, должен был принести им почетное место в израильской коллективной памяти. Девушки были более заметными, чем другие бойцы Трумпельдора, павшие в той битве. Девушек похоронили отдельно от мужчин, на их памятнике написано «Защитницы Галилеи».

Однако тенденция изменилась. Память о девушках стала стираться. Они превратились в статистов среди павших за Тель-Хай. Их затмила тень Трумпельдора. Синай не усматривает в этом доказательство дискриминации, поскольку, кроме Трумпельдора, имена погибших бойцов-мужчин тоже остались неизвестными. Тот факт, что они забыты, выражает, по словам Синай, «провал попытки сохранить их память по отдельности, выстроить их историю, как историю первых еврейских женщин, которые рвались на передовую и погибли в бою, исполняя свой долг».

Профессор Яэль Зрубавель, историк из университета Рутгерса в Нью-Джерси, занимающаяся проблемами исторической памяти, подчеркивает гендерный аспект: «Несмотря на то, что по первоначальному плану погибших девушек должны были увековечить отдельно, поэтому их похоронили отдельно от мужчин, чтобы подчеркнуть их уникальность, все равно победила традиционная культурная модель, в которой коллектив всегда представлен мужскими образами и прежде всего образом Трумпельдора, как главного героя боя за Тель-Хай. О героях Тель-Хая все повествование ведется в мужском роде… Все это оттеснило двух девушек на задний план национальной памяти».

По ее словам, целью было создание образа «нового еврея», который воплощает в себе рождение нового еврейского общества и уход от галутного прошлого. И «этот коллективный образ был сфокусирован на мужчинах». Даже иврит, который дает мужскому роду право представлять весь коллектив, тоже «способствовал размыванию места этих двух женщин в национальном мифе о героизме».

Офер Адерет, «ХаАрец», Ц.З. На снимке: Тель-Хай, на врезке - Йосеф Трумпельдор
Tags: cherchez la femme, Израиль, История и культура
Subscribe

Posts from This Journal “Израиль” Tag

promo grimnir74 март 1, 2013 07:50 76
Buy for 100 tokens
Разместите рекламу в Промо моего блога - и о вашей записи узнают сотни и тысячи людей, ежедневно просматривающих мои посты. И не забывайте смотреть, кто разместил и что предлагает нашему вниманию Запрещается размешать статьи, имеющие в заголовке и первой строке нецензурную и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments